Команда ФАС дана для всех

Высокие цены на бензин – благо?

Знать, что происходит с бензином интересно не только автовладельцам. Дорожанием топлива всегда объясняют рост тарифов. Есть, конечно, и другие причины. Например, вечно-живая инфляция. Но к этой «даме» все как-то притерпелись. Экономисты объяснили, что при рыночной экономике она должно быть: – Почему дорожает? – Так ведь инфляция! – А-а-а, понятно.

С бензином – непонятно. Цена за баррель нефти растёт, и даже бабушки, торгующие семечками, в курсе, что он стоит больше 60 долларов. (В переводе с английского это рычащее слово означает «бочка», и в системе английских мер 1 баррель равен 159-и литрам нефти). Россия нефти гонит на экспорт всё больше, доходы растут, бюджет богатеет. Бензин (продукт переработки нефти) на внутреннем рынке дорожает. Газ, кстати, тоже.

А коль дорожает топливо – дорожают, например, провоз пассажиров в городском общественном транспорте; вывоз мусора; ремонт дорог и кровли жилых домов. Короче, все услуги, в себестоимость которых входят «затраты на горюче-смазочные материалы».

Так что «неинтересного» бензина – не бывает.

Рекомендовано кончать

Государственная Дума приняла в первом чтении закон «О защите конкуренции». Не дожидаясь вступления его в силу, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала рекомендации губернаторам: взять под особый контроль распределение земельных участков для строительства автозаправочных станций.

Если суммировать, рекомендаций три. Губернаторы не должны позволять главам муниципалитетов распределять землю под автозаправки без конкурса. Между организаторами конкурса и его участниками не должно быть экономических отношений. (То есть, администрации и их сотрудники не должны учреждать частные фирмы, которые потому будут участвовать в конкурсе).

Третий совет ФАС. Монополистам должно быть отказано в строительстве новых АЗС, к участию в конкурсе они не допускаются.

Если всё соблюсти, то появятся мелкие владельцы бензоклонок. Начнут конкурировать с нефтяными монстрами, таким как «Лукойл» или «Сибнефть». Вот цены на топливо и перестанут расти. Так считают антимонопольщики.

Результаты исследования бензинового рынка в России убедили ФАС, что во многих областях – Пермская входит в их число – почти все автозаправки принадлежат одной вертикально интегрированной компании. То есть рынок предельно монополизирован.

Березники бензиновые

Сейчас в Березниках насчитывается девять АЗС. Из них пять действующих, остальные строятся.

Расклад на местном рынке бензина такой.
«Лукойлу» принадлежат четыре АЗС, или 44 процента рынка. ООО «Евроинвест» ведёт строительство автозаправок на трёх участках, 33 процента рынка. По одной АЗС имеют частный предприниматель и фирма «Ярд». Получается, монополии в Березниках есть куда расти.

С 2002 года, с момента вступления в силу нового Земельного кодекса, березниковская земля для предпринимательской деятельности распределяется по конкурсу. До этого, уверяет нынешний председатель Комитета регулирования земельных отношений Виктор Агеев, конкуренции не было: «В 90-е годы вопрос не стоял, кому из десятка желающих отдать участок. Вопрос стоял так, где бы найти желающего, чтобы отдать ему этот участок».

Сказать, что сейчас от желающих построить новую АЗС нет отбоя, язык не поворачивается. Количество участников таких конкурсов не превышает двух. Конечная цена земельного участка выше стартовой всего на 30-40 тысяч. Сравнимо с месячной зарплатой нефтяника, или стоимостью двух путёвок на Чёрное море.

Разница цен тем выше, чем острее борьба за право обладания землёй. Пока в Березниках наибольшим спросом пользуется земля под объекты торговли.
Что касается рекомендаций антимонопольщиков, не допускать тот же «Лукойл» (пример вертикально интегрированной компании) к участию в конкурсе, то березниковские чиновники реагируют скептически.

Виктор Агеев:«Ну, купит у нас земли не ООО «Лукойл-Пермь», а ООО «Пермь-Лукойл». И что? Если надо, этих контор насоздают столько, сколько душе угодно. Это отследить невозможно. И реализовать невозможно».

Всё могут короли?

Предлагаем мнение местных специалистов. Их коллективный взгляд на проблему всё дорожающего бензина.

Всему виной не вертикально интегрированные компании типа «Лукойла». Беда в том, что таких компаний в России мало. Три – четыре. Даже при условии, что эти ребята между собой не договариваются, что вряд ли, если один повышает цену, другим ничего не остаётся как следовать примеру. В противном случае, они не смогут удовлетворить всех своих клиентов. Бензина не хватит. Для того, чтобы привести спрос в соответствие с предложением нужно отсечь часть клиентов. То есть – повысить цену на бензин.

Что делать? Один из березниковских чиновников ответил: «Дробить монополистов. Как ЮКОС. Ведь что такое процесс Ходарковского? Это попытка борьбы с монополией. Завалили крупнейшую монополию, хоть как-то раздробили эту собственность. А вся страна поднимается на дыбы. И кричит: ой, как плохо, что посадили такого интеллигентного человека. А этот интеллигентный человек был главный монополист в нефтяном секторе. Второй после него «Лукойл», третий – «Сибнефть».

То есть, рост цен на бензин, это плата, в том числе и березниковцев, за постоянно дорожающую нефть, за богатеющий федеральный бюджет, за вовремя выплаченные субсидии, пенсии, зарплаты. Короче, плата за стабильность.

В 1998 году бензин стоил очень дёшево, полтора – два рубля за литр. На этом перечень приятного закончился.

Автор:Алёна Козырева

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс