Четвёртая гора Артура Карапетяна

Костя Азанов
Мы уже публиковали интервью с Артуром после его восхождений на Аконкагуа и Эверест. И вот буквально две недели назад Артур совершил ещё одно восхождение в рамках экспедиции «Клуб приключений «АльпИндустрия», на этот раз на самую высокую вершину Европы — Эльбрус.

— Во-первых, поздравляем тебя, Артур, с восхождением на твою уже четвёртую вершину.
— Спасибо.
— А во-вторых, расскажи, как прошла эта экспедиция.
— На всю поездку у меня ушло всего десять дней — 31 июля я выехал, а 9-го августа уже вернулся. Само же восхождение заняло два дня. Поднимался по классическому, южному маршруту. Погода была сначала плохая — гроза, ветер, поэтому я решил дойти до скал Постухова и там уже смотреть, стоит ли идти дальше. Где-то часа через два погода улучшилась: ветер стих, и я пошёл на вершину и часов в 9 утра был уже там. Погода стояла прекрасная: полный штиль, яркое солнце. Выше ничего нет, всё у тебя под ногами — тучи, облака.
— То есть ты поднялся на Эльбрус в одиночку?
— Да. Из всех участников нашей экспедиции только я ещё не побывал на Эльбрусе, поэтому решил отправиться один.
— После Эвереста, наверное, Эльбрус показался детской прогулкой?
— Мне так сказали: "После Эвереста у тебя есть акклиматизация, поэтому ты либо "взбежишь", либо, если ещё не успел восстановиться, вообще не сможешь подняться". Так и получилось: пока поднимался, потихоньку обогнал несколько человек. Эльбрус, конечно, по сложности не сравнишь с Эверестом, но по количеству погибших альпинистов это одна из самых опасных вершин мира. С начала этого сезона уже 12 человек погибло.
— Почему? Вроде бы такая "популярная" среди альпинистов вершина?
— Когда спускался, я встретил девушку с огромным рюкзаком. Смотрю: еле идёт, чуть не плачет. Я её спрашиваю: "Может, помочь? На фига тебе такой огромный рюкзак?". "А мне, — говорит, — гид сказал палатку с собой взять. Я в первый раз в горах, вдруг придётся заночевать". "А где, — спрашиваю, — этот гид"? "Вниз пошёл — сказал, что должна сама научиться спускаться". "Вот, — думаю, — урод, бросил человека одного, а он тут майся с этим рюкзаком". На Эльбрусе "чайников" (тех, кто вообще первый раз в жизни горы видит) хватает. Попасть туда очень просто — заплати за вход в национальный парк, может быть, рублей 250 и всё. Да и это толком никем не контролируется. Так что люди едут сюда со всех сторон, как муравьи. Многие гиды, из местных, дают объявления через Интернет, в которых за 200—300 долларов предлагают свои услуги всем желающим, а сами, может, ни разу не поднимались.
— Получается, дурную славу горе создают "чайники"?
— Да, те, кто приезжает неофициально, сами по себе. И мусор, кстати, тоже они оставляют. В позапрошлом году участники нашей экспедиции проводили акцию "Сохраним горы в чистоте" — полтора месяца мусор убирали. Так сейчас его ещё больше стало. Плохо, конечно, что никто не контролирует.
— Неужели всё так плохо? Ведь если туда приезжает так много туристов, то можно, наверное, за их счёт решать эти проблемы?
— На самом деле сейчас местные власти много делают для развития туризма, строят отели, пансионаты, канатные дороги для горнолыжников. Эльбрус — высочайшая вершина Европы, да и к тому же здесь всё очень дёшево, что и делает это место таким привлекательным для иностранцев — летом их процентов 80, а зимой так, наверное, и все 100. Эльбрус привлекает не только альпинистов, но и горнолыжников, для которых здесь созданы все условия, например, есть очень протяжённые трассы — по 40 км, по которым можно спускаться хоть целый день.
— Будем надеяться, что, благодаря развитию туризма, все трудности здесь скоро разрешатся. Скажи, что больше всего запомнилось при восхождении?
— На спуске я первый раз в жизни попал в грозовое облако, на отметке 4300-4500 м. Видимость не больше метра, воздух очень плотный, тяжело дышать. Мы спускались вдвоём. Я смотрю, а человек, который идёт впереди меня, весь светится. Я ему говорю: "Посмотри на себя! Ты весь искришься!". А он смеётся: "А ты себя-то видел?". И точно, смотрю на руки — перчатки светятся, и когда их приближаешь друг к другу, то между ними искры проскакивают. Вообще говорят, что находиться в грозовом облаке опасно — если в это время зазвонит телефон, то он может привлечь разряд, и всё закончится печально.
— Как тебе местный колорит — природа, население?
— Впечатление такое, будто не на восхождение съездил, а в отпуске побывал: кругом водопады, горные цветы, диких животных много — национальный парк всё-таки, везде минеральные источники бьют. Помню, увидели памятный щит на одном из спусков. На нём написано, что один из местных жителей побывал на Эльбрусе 209 раз, причём в последний раз в день своего рождения, когда ему исполнилось 110 лет! Это было в 1975 году, а умер он в 1978-ом. Местные жители — почти все долгожители — меньше 80-90 лет никто не живёт. И до самой смерти они ведут активный образ жизни.
Люди там замечательные, добродушные. Я запомнил сцену в кафе, когда один иностранец принял лишнего и начал приставать к официантке: "Мол, давай, потанцуй со мной!". А она с таким большим подносом в руках. Ну, думаю, горцы — люди горячие, сейчас начнётся! И тут эта официантка ставит поднос, снимает туфельки и давай с этим иностранцем лезгинку зажигать! Причём видно, что от души, а не просто из вежливости! И не сказать, что люди там живут лучше нас, проблем у них, может быть, ещё больше, просто они живут, наслаждаясь жизнью.
— Скажи, Артур, ведь ты художник. Что тебя в этой поездке впечатлило как творческую натуру?
— Многотонность цветов, просто сумасшедшие краски! И горные цветы. Я сейчас работаю над серией картин, которую хочу посвятить этой теме. По сравнению с Гималаями, здесь всё кажется полным жизни, даже лёд здесь не такой безжизненный. Суровость альпинизма здесь не настолько ощущается, как на Эвересте. Всё кажется гармоничным, отдыхаешь телом и душой. Цветы, запахи, воздух такой, что хочется не дышать им, а есть! Ощущение такое, что попал в рай, в детскую сказку: идёшь после дождя, увидишь цветок, а вокруг него, в листьях, как в чаше — вода. Ляжешь на землю и так, без рук, пьёшь эту воду. Я обязательно хочу на следующий год в сентябре съездить туда, хотя бы на несколько дней, взять с собой этюдник и сделать несколько набросков. Я вообще не знал, что у нас такие места есть рядом, и не надо никуда далеко ездить. Вокруг деревни Чегет находится 7 вершин, так что выбирай любую. И никуда не надо идти, всё рядом — река, водопад, лес, вершина. Поэтому очень много людей едет сюда.
— Ну и в заключение, поведай нашим читателям о своих дальнейших планах.
— В сентябре, числа после 15-го, наша экспедиция собирается в Африку, на Килиманджаро. С нами поедет съёмочная группа из "Клуба путешественников", которые будут снимать фильм о местном племени масаи-имаро. Это племя — настоящая загадка и стоит отдельного разговора. Достаточно сказать, что они поклоняются планете Юпитер, а их познания о звёздном небе просто удивительны. Так что будет о чём рассказать. А после Килиманджаро мы сразу летим самолётом в Австралию, на пик Костюшко — там нам, несмотря на напряжённые отношения между аборигенами и властями, выделили коридор в две недели, за которые мы и планируем подняться на вершину.
От лица всей редакции благодарим Артура Карапетяна за интересный рассказ и желаем дальнейших успехов в его "путешественнической" и творческой деятельности!

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс