Как народ власть употребил

Автор: Алексей Гарин

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. И выйдет из него не дело – только мука. Однажды...
Однажды власть вышла в народ пообщаться. Не по собственному желанию, а по велению этого самого народа. И народ эту власть...

АНАТОМИЯ ГОРОДА
Это событие само по себе – прецедент. Народ заставил власть выйти к нему на «стрелку». Мало того, заставил власть пойти на попятную. Произошедшее, однозначно, является новым этапом во взаимоотношениях простых березниковцев и чиновников городской администрации. Тем более знаменательно, что сие мероприятие имело место всего лишь несколько дней спустя после начала Игорем Папковым административной реформы.
Хотя, на первый взгляд имело место совсем рядовое событие...

АНАТОМИЯ ВЛАСТИ
Власть ( в широком смысле этого слова, а не только как чиновничья когорта) с народом встречаться не любит. Как слуга не любит лишний раз встречаться со своим господином. Да-да, по Конституции всей полнотой власти в России обладает народ, а чиновники – делегаты от народа на эту власть. Типа, народ, ты – занятой, ты пока работай, а мы твою власть покараулим, поуправляем в твоё благо.

Но встречаться с народом власти всё-таки приходится. А что поделаешь. Однако встречи эти власть предпочитает проводить «на своей территории». Главная особенность таких встреч – дистанцирование. То есть народ и власть должно нечто разделять. Будь то стол в уютном кабинете, сцена или трибуна на выезде, да просто какой-нибудь промежуток пустого пространства. И только исключительные власть предержащие особи способны идти на «живой» контакт, в толпу. Но на то они и исключительные, чтобы их было мало. Вся остальная масса власти в дистанцировании от народа нуждается. Жизненно. Иначе... (читайте дальше).

АНАТОМИЯ ПРОБЛЕМЫ
Городская администрация выставила на торги на право аренды земельного участка между домом № 1 по улице Гагарина и домом № 50 по улице Карла Маркса. Торги выиграла фирма «Дизайн-строй». На указанном участке фирма планирует возвести магазин промышленных товаров (основной ассортимент – элитная одежда). В соседнем дворе планируется возвести парковочную стоянку на 50 мест.

При строительстве под снос попадёт около трети скверика, находящегося между домами. Жильцы домов категорически против. Даже не против магазина, а против любого строительства вообще.

Ну против - и ладно. Сколько народу против сноса разделительного газона на проспекте Ленина. И кого их мнение волнует? Но небольшая группа березниковцев последовала совету светила российской поэзии. Помните: «Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог. Его пример – другим наука...»

АНАТОМИЯ ПОДГОТОВКИ
На любую власть есть власть вышестоящая. Это правило не следует забывать, готовясь к атаке на нижнюю часть вертикали власти. Защитники сквера обратились с жалобами во все контролирующие инстанции, к губернатору, к депутату Государственной думы. По-видимому, именно указующий перст «сверху» и заставил чиновников пойти в народ.

Но встретиться с властью ещё не значит победить её. Десяток чиновников против трёх десятков пенсионеров. Перевес явно не на стороне народа. Для паритета народной массе требуются специалисты по психической атаке (ни в коем случае не силовой).

Специалист первый – трибун. Отличные ораторские способности, обладает искусством убеждать и вести за собой, без страха смотрит в лицо любому представителю власти. Ещё одно важное требование – доскональное знание проблемы и законодательства, которое к этой проблеме имеет отношение.

Специалист второй – авторитет. Не уголовный (хотя и это не исключено). Человек, чьи заслуги перед обществом очевидны и признаны властью. Уже в силу этого его слово – весомый аргумент в любом споре.

Специалист третий – юродивый, он же зануда. Влезает в ход диспута с неуместными, порой оскорбительными вопросами и предложениями. Делает это непрерывно, чем рушит любой диалог в зародыше.

АНАТОМИЯ ПОБЕДЫ
У защитников сквера все специалисты были в наличии. Трибун – Олег Антонович; авторитет – Галина Цыганова, Почётный гражданин Березников; юродивых тоже было в достатке.

Шаг первый. Они сощлись на поле брани. Стенка на стенку. Никто не хотел начинать первым. Чиновники долго совещались о чём говорить с народом, с чего начать и кто начнёт. Народ безмолвствовал.

-Ну, идите сюда к нам, - предложил вице-мэр Вячеслав Журавлёв.
-Ну уж нет, вы тут господа, мы вас вызвали, вот и идите к нам.

Власть пошла к народу. Сократив дистанцию до минимума. Но не полностью. Метр их всё ещё разделял.

Шаг второй.–Вы, пожалуйста, по одному задавайте вопросы, - предложил Журавлёв.
Типичный ход власти. Разговор в стиле «вопрос- ответ» позволяет чиновникам контролировать информационный поток и убеждать.

Народ же кинулся в атаку по всем фронтам. Стали орать в тридцать глоток. Причём сразу: «Мы вас вообще слушать не хотим» и «Да мы тут под тракторы ляжем». В итоге власть оказалась в проигрышной позиции – в роли оправдывающегося. То есть неправой и виноватой. Такая роль власти очень непривычна. Потому как:
1. Власть всегда права.
2. Если власть не права, смотри пункт 1.

Шаг третий. Власть выпустила на поле эксперта, представителя ООО «Гражданпроект» Дмитрия Трофимова. Однако трибун защитников сквера оказался более информированным, чем все эксперты и представители власти. Своими контраргументами он заставил признать власть, что проект недоработан.

Шаг четвёртый. Власть пытается «сохранить лицо». «Давайте постараемся друг друга понять». А народ, собственно, ничего понимать и не хотел. Да и власть пошла на попятную. Стали добивать. За какие-то минуты толпа разъединила чиновников, образовав вокруг каждого группу человек из пяти-шести, вопящих всё, что в голову придёт. Властители лишились той самой дистанции и оказались каждый сам за себя. Это – поражение. Совместная работа трибуна, авторитета и юродивых привела чиновников в неприкрытое смятение.

Ситуацию спасли журналисты, переключив на себя внимание народа простым вопросом: «А что здесь вообще происходит?».

Власть получила десять минут на размышление. Как же они упустили инициативу. Есть ли шанс убедить народ и почему народ ничего не хочет понимать. И как, вообще, закончить это всё, не опозорившись совсем.
- Ну, всё, высказались или нам ещё подождать? Повстречались мы, поговорили. Теперь мы всё обдумаем и будем дорабатывать. Мы не хотим конфронтации. На чём давайте и завершим наше совещание, - американские киноакадемики за этот финальный монолог дали бы Вячеславу Журавлёву «Оскар».

Шаг пятый и последний. Дав возможность «лишним» чиновникам уехать, народ осторожно заблокировал самых нужных ему людей. Председателя земельного комитета Виктора Агеева и директора «Дизайн-строя» Дмитрия Малышева. После чего трибун утихомирил свой народ, дабы наконец-то дать чиновникам возможность аргументировать свои доводы. Эта информация ещё очень пригодится народу. Для дальнейших действий.

Кстати, в то же самое время во дворце Ленина завершался театральный сезон. Но здесь, в центре города, под почти летним солнцем, было интереснее.

ДЕЙСТВО БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
В. – представители «лагеря» власти.
Н. –представители «лагеря» народа.
СМИ. – журналисты.
19 мая 2004 года. 17 часов 30 минут. Двор возле домов на улице Карла Маркса, 50 и на улице Гагарина, 1 и 2.

Присутствуют. Телевидение (Столбов), Моя среда (Косинцева), Новая газета (Коносова), Городская газета (Гарин, Попов).

Власть: Виктор Агеев, Валерий Сосновский, Сергей Кольцов, Светлана Соснина, Надежда Ощепкова, Вячеслав Журавлёв, Дмитрий Трофимов –Гражданпроект, Дмитрий Малышев – Дизайн-Строй.

Народ: Галина Цыгангова, Фаина Дмитриевна, Олег Антонович (трибун), ещё около 30 пожилых людей.

Позиционирование – круг на круг.

В. -Давайте посмотрим, как они тут убирали? (Трофимов)

В. -Надо спросить чего они хотят, чего добиваются? (Соснина)

В. -И где здесь будет стоянка? (Журавлёв)

В. -Кто к ним выйдет? Или все вместе? (Ощепкова)

Позиционирование – стенка на стенку. Силовые структуры – в отдалении.

В. -Ну, идите сюда. (Журавлёв)

Н. -Ну уж нет, мы вас вызвали, вы к нам и идите. Вы же здесь господа, а мы просто старики. Чего мы к вам ходить будем.

Н. -А чего вы все сразу, сначала скажите, кто из вас кто. И покажите нам этого, кто эту землю выиграл.

В. -Мы собираемся тут строить...(Трофимов)

Н. -Не дадим мы вам тут ничего строить, если надо, ляжем здесь... (Цыганова)

В. -Вы, пожалуйста, по одному. Задавайте вопросы.

Н. -Да нету у нас к вам никаких вопросов, мы вас и слушать не хотим.

В. -Размер-то всего 39 на 24, ну можно меньше сделать. К дому будет выходить глухой стеной. Посмотрите... (Трофимов)

Н. -Да не будем мы ничего смотреть. Мы вас сюда просто не пустим.

В. -Нет, не будет здесь дежурной круглосуточной автостоянки, кто вам такое сказал. Вход со стороны проезжей части. Не будут машины у вас под окнами разгружаться. (Малышев).

Н. -А эвакуационный выход? А как вы инженерные коммуникации подключать будете. (трибун)

В. -А чего вы сразу в такие нюансы? Мы ещё это не рассчитывали. Проект ещё на начальной стадии, но на подключение к коммуникациям у нас есть разрешение... (Трофимов)

В. -Не, а что это мы тут оправдываемся перед ними, мы же объяснять приехали. (Журавлёв)

Н. -Вам чего земли в городе мало? Чего вы лезете в наш двор? (юродивая)

Н. -А вы спросили, нам этот центр нужен? А по СНИПам он здесь разрешён? (трибун)

В. –Кого конкретно из вас надо было спросить? (Журавлёв)

Н. -Мы тут детьми эти деревья садили, поливали... (трибун)

Н. -И вообще, я в ЖПЭТе узнавал, этот сквер – придомовая территория. (трибун)

В. -Да ничего подобного! (Агеев)

Н. -Вы собираетесь вырубить в нашем сквере 23 дерева!

В. -Сквер? Да здесь бомжи отдыхают, а не дети, Где дети? (Трофимов)

Круг сжимается, народ подступил вплотную. Всеобщий гвалт.

Н. -Кто разрешил продавать?

В. -Ну, вы понимаете, рынок инвесторы... (Соснина).

В. -Давайте посмотрим сквер. Вы ж не знаете, что защищаете. (Трофимов).

Н. -Тут же все дома в трещинах, а вы ещё строить да долбить будете. Рухнет всё ночью и похоронит нас. Вы об этом мечтаете? (Цыганова).

Н. -А кто ещё был покупателем на конкурсе? (трибун)

В. -Торги бывают открытыми и закрытыми. Здесь были закрытыми. На лот номер шесть претендовало два участника. «Дизайн-строй» и «Кудесник –строй». (Агеев)

17 часов 50 минут. Ряды чиновников разобщены. Каждый из них оказался в окружении кучки недружнелюбно настроенного народа.

В. –Ну давайте же выслушаем друг друга, постараемся понять. (Ощепкова)

Н. Знаете почему мы не хотим вас понимать зачем магазин этот нужен именно здесь. Или хочу строю здесь, хочу там.

В. – Нет, всё должно быть обосновано. (Ощепкова)

Н. –Ага, всё делают деньги, вот и все обоснования.

В. -У нас нет желания устроить противостояние. (Журавлёв)

Н. -Да, а вот тут куча магазинов, рынок рядом, ЦУМ. Строить ещё один магазин в нашем сквере – не издевательство? (юродивая)

Н. -В Перми мэр вообще запретил вырубать деревья в черте города. Почитайте «Городскую газету». Я конечно понимаю, что Березники – не Пермь, но там тоже не дураки сидят. Им наверно губернатор указал. Вам бы тоже не мешало послушаться. (трибун)

Дискуссия заходит в тупик. Журавлёв, Соснина, Ощепкова и Трофимов уходят вглубь сквера.

В. -Вот здесь пройдёт граница застройки. Это займёт меньше половины от их сквера. Но они же даже слушать не хотят. Принципиально. (Трофимов)

В. –Нас лесной комитет обязал провести собрание с населением, мы провели. С нашей стороны всё. (Соснина)

В. –Им же лучше будет. Заказчик здесь порядок точно поддерживать будет, не то что жильцы. Скамейки будут. (Трофимов)

И тут в процесс вмешались СМИ, переключив волну народного гнева с чиновников на себя. Жители с удовольствием раздают интервью и комментарии.

Минут через семь Журавлёв с компанией возвращается к народу.

В. -Ну что, наговорились вдоволь? Высказались, или нам ещё подождать? Можете теперь нас спокойно выслушать? (Журавлёв)

Н. -Эй, а кто из вас Журавлёв.

В. -Я Журавлёв, заместитель главы города.

Н. -Вы тут всех привезли, а где экологи.

В. -Вот экологов-то тут и нет. (Ощепкова)

В. -Ладно, это не последняя наша встреча. Повстречались. Поговорили. Будем дорабатывать. У нас ведь ещё целый год на согласование проекта. Это не простая процедура. (Журавлёв)

Н. -Знаем, как вы доработаете. Пригоните технику, снесёте всё. Правильно я говорю. (трибун)

Н. -Правильно. (хором)

В. -А чего это вы народ путаете, своё мнение за общее выдаёте. Нравится быть трибуном? Устроили тут пиар-компанию. К чему вся эта эмоциональность. (Журавлёв, Агеев).

Н. -Мы просим отменить результаты торгов.

В. -Давайте всё-таки попытаемся понять друг друга... (Трофимов)

Н. –Неправда, не хотите вы нас понимать. Пришли с толстыми кошельками к вам, и скупили всё.

В. -Сказано же, обдумаем, доработаем. На этом давайте и закроем наше совещание. (Трофимов, Журавлёв)

Н. -Эй, куда вы, а что со сквером будет? Вот блин, всё уже продали, весь город.

18 часов. 05 минут. Большая часть чиновников уезжает. Остаются Агеев, Ощепкова, Трофимов и Малышев. Теперь народ кучками окружает их. Трибун «достаёт» Агеева.

Н. -Вы бы лучше привели в порядок существующие скверы. Чем гробить их. Да строительство устраивать. (юродивая)

Н. -От этого алкогольного супермаркета двор превратится в туалет.

В. -Да не алкогольный здесь магазин будет, а промтоварный. (Агеев)

Н. -Читали мы. Бутюки да стоянки всякие. Зачем нам это? (трибун)

Н. -Вы постройте себе за вашей администрацией магазин. Вам хорошо будет работать. А нам хорошо жить. (юродивая)

Н. -Вы знаете, что мы за свои денежки железные двери поставили?

В. -Давайте я вам объясню, почему именно здесь и именно этот магазин строят. Заказчик провёл специальные исследования... (Агеев)

Н. -Нам не нужно знать. Для чего вы здесь хотите строить. Нам не нужны объяснения, нам никакая стройка не нужна!

В. -Ну дайте же объяснить, я вас выслушивал и не перебивал. (Агеев)

Н. -А ну тихо, пусть он скажет. (трибун)

В. -Вам может быть этот магазин и не нужен. (Агеев)

Н. -А тогда зачем... Стройте себе у мэрии... (юродивая)

В. -Я вас не перебивал... Мы и за администрацией строить будем. Но позже. В городе, так уж он спланирован, мало свободных площадок для строительства. И, что тут сделаешь, на каждой, пригодной для строительства площадке, что-нибудь да растёт: кусты или деревья. Я понимаю ваши мотивы. Сам живу в «сталинском» доме на Ленина 45. Ну не нужен был бы никому этот магазин, не стал бы его никто проектировать, деньги огромные на это тратить. (Агеев)

Н. -Да, продали землю вместе с нашим здоровьем. Дети вот, дорогу перейти не могут столько здесь машин.

Н. -Почему вы в ответе Савостьяновой не написали. Что здесь стоянка на 50 мест будет. (трибун)

В. -Господи, да не будет здесь стоянки, сколько можно говорить. Она будет в другом дворе, ближе к дороге. И ночью на ней машин не будет. (Малышев)
СМИ. -Не переживайте так, бардака здесь не будет. Это же магазин для богатых будет. Бутики с хорошей дорогой одеждой. Ну не все же хотят на рынке одеваться. Я вот сегодня дочке на «Последний звонок» блузку приличную найти не могла. Почти весь город оббегала. Всё будет нормально... Виктор Геннадьевич, коллеги, вас на машине не подбросить? (Елена Коносова, редактор муниципальной газеты)

18 часов 20 минут. Все официальные лица расходятся и разъезжаются. Жители остаются на площадке у сквера обсуждать произошедшее.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс