Влюблённый и безумно одинокий

Автор: Алексей Гарин

Заканчивалась последняя ночь 2003 года. В снегу новожиловского леса лежал человек. Очень медленно, частичка за частичкой, холод вытягивал из него жизнь. Но холод этот был не только порождением окружавшей суровой природы, но и ледяным безразличием человеческих взаимоотношений.
В понедельник Березники проживут сороковой день без Валентина Манько.

Мы с Валентином были знакомы весь его недолгий срок руководства березниковским спортом и молодёжью. Мне, как спортивному обозревателю сначала «Березниковского рабочего», потом «Городской газеты» приходилось общаться с Манько. Сначала приходилось, потом понравилось. За два года наши с ним взаимоотношения перешли от официальных «чиновник-журналист» почти в дружеские. Забавно, но долгое время мы не могли определиться, как обращаться друг к другу: на ты или на вы. Хоть я и старше Валентина, но он ведь чиновник.
Теперь его нет. А знаете, каким он парнем был?

КРАСНАЯ НИТЬ
Говорят, что самые лучшие друзья получаются из бывших врагов. Так и моё личное знакомство с Манько началось со скандала. Факт, что назначение Валентина Владимировича председателем молодёжно- спортивного комитета вызвало шквал недовольства в рядах спортсменов (точнее у спортивных руководителей), вылившийся на страницы СМИ.

Противников Манько раздражало не только то, что он не из их среды, но и активные преобразования, начатые новым спортивным начальником. Первым громким свершением стал перевод секции плавания из «Титана» в «Содовик». Однажды я задал вопросы Вале на тему плавания на одной из встреч с общественностью. И опубликовал его ответы в газете. Валентин долго мне выговаривал по телефону о том, что не всё сказанное можно тащить в печать. Чего ведь в запале разговора не скажешь. «Приходи, объясню, что и как».

Я, по-видимому, оказался первым человеком, кто постарался выслушать и понять аргументы Манько. После того материала, поток критики в адрес комитета сошёл к минимуму. Валя узнал об этом много позже, потому как перестал читать местные газеты. Так и не читал, пока в «Городской газете» не появилась рубрика «Пять колец». По крайней мере, так он мне сказал. Однако, всё время газетного бойкота, он никогда не отказывался от встреч с журналистами.

Плавание стало «красной нитью» в наших беседах. Этот вид спорта был его больной точкой. В конце декабря я готовил очередной материал на эту тему, с Валентином договорились обсудить его после нового года...

ТЕНЬ МЭРА
Одним из обвинений оппонентов в адрес Вали было то, что он прикрывается авторитетом мэра. Однако, мне не известно ни одного случая, когда бы Игорь Папков открыто вступился за своего молодого подчинённого, «прикрыл собой». Как бы туго Манько не приходилось. Письма с жалобами на Валентина, адресованные мэру, переправлялись в Комитет с резолюцией, типа «ознакомиться и доложить». При посторонних, однако, никаких претензий мэр Валентину не выдвигал.

После некоторого наблюдения у меня появилось ощущение, что всё так и задумано. Мэр бросил Валю с моста в бушующую реку (или клетку с тиграми), чтобы посмотреть со стороны, выплывет или нет. Ведь березниковский спорт был «горячей точкой» при всех руководителях спорткомитетов последние лет пятнадцать. Руководство спортивной сферой выявляет все достоинства и недостатки организатора-руководителя. Только вот зачем Вале было приготовлено это испытание?

Вообще, вся эта спортивная война выглядела крайне странно. За глаза оппоненты кляли Манько на чём свет стоит, в лицо – дружески улыбались и даже жаловались друг на друга. Похоже, что обе стороны «воевали» для видимости, по инерции. В своём последнем интервью (той части, что не была опубликована) Валя сказал, что с нового года он намерен прийти к согласию с советом спортивной общественности – война надоела всем.

Мне кажется, Валентин очень любил и спорт и свою работу. Не смотря ни на что. Пытался сделать спортивную жизнь лучше, так как он это понимал. Но его не понимали те, для кого он старался; на него обиделись даже лучшие друзья-спортсмены. Об этом он очень жалел. В водовороте людей он казался совершенно одиноким. Но от принципов не отступил. Такой был упёртый. И ещё, похоже Манько снисходительно относился к критике со стороны спортсменов, однако, то, что о нём пишет пресса его стало очень волновать, особенно в последние месяцы.

Показателен в этом плане такой эпизод. В конце декабря, перед началом игры в КВН, стоя в фойе КДЦ я услышал знакомый раскатистый голос: «Вот ты где, кровавописец!». Валя полусердито-полушутливо потряс меня за плечи, приговаривая: «Издеваешься? Читал я твои «Кровавые ступени спорта». Ну, покрасили мы лестницы в «Спектре» красной краской. Так ведь не было другой, сам же понимаешь».

Кстати, он единственный из прежнего состава команды городской администрации, кто не бросил волейбольные тренировки. Последний раз я видел Валентина Манько на его последней тренировке в «Спектре». За шесть дней до странных событий в новожиловском лесу.
(окончание в следующем номере)

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс