Жизнь длиною в один урок

Жизнь длиною в один урокАвтор: Елена Косинова

И до тех пор, пока огонь горит,
Каждый его по-своему хранит.
Группа "Машина времени"

Дверь в класс закрывается — а за ней остаются домашние проблемы и неустроенность. Начинается каждый раз новая, короткая — в сорок минут — жизнь. Реальность, в которой оживает Чичиков, потерянными глазами смотрит Печорин, вновь плачет от невозможности счастья с любимым Татьяна Ларина и становится до боли родным Обломов.

Нина Борисовна Черепанова работает в школе № 2 учителем русского языка и литературы. В каком бы классе ребёнок, пришедший к ней на урок, ни учился (в пятом или одиннадцатом), с каждым нужно найти общий язык. Иначе маленький человек не "откроется", и диалог — основа любого урока — не состоится. А значит, уйдёт ребёнок непонятым и не сумевшим выразить себя. Что для учителя может быть обиднее?
— Нина Борисовна, Вы давно работаете в школе. Скажите, дети, что были пять лет назад, очень отличаются от сегодняшних?
— Я думаю, не дети меняются, а жизнь. А человек ко всему привыкает, подстраивается под меняющуюся жизнь. С детьми всегда можно найти общий язык. Если не можешь этого сделать, значит, незачем здесь находиться. Дверь в класс закрыл — это твоё время, твоё место...
Мне всегда было труднее работать с родителями. А родители сейчас озабочены добыванием денег. И потому дети настолько иногда (даже в благополучных семьях) не устроенные, не обласканные. Им не хватает родительского внимания. А папы и мамы часто считают, что в невоспитанности ребёнка виноват детский сад, школа.
Педагог всегда знает ребёнка лучше, чем родитель. Потому что дома-то ребёнок шёлковый! Мы с ним общаемся вечером, часа два-три. Здесь, в школе, он естественный, открывается с совершенно неожиданной для родителей стороны.
— Наверное, каждый учитель, занимающийся с пятого класса с детьми, ждёт от них к одиннадцатому какого-то своего, особого результата?
— В прошлом году учителя пришли ко мне на открытый урок в десятый класс (который я учу с седьмого) и сказали, что у них сложилось впечатление, будто в классе сидят студенты. Этим мнением коллег я дорожу и горжусь. Как раз из этих "выращенных" ребят Юля Чупина, лауреат областного конкурса научно-исследовательских работ 2003 года в секции "Языкознание", Ольга Бердичевская, занявшая четвёртое место в областной олимпиаде по русскому языку и два раза подряд являющаяся победителем городской.
Если судить о себе как о профессионале, то нужно выдать результат — участие в научных конференциях, призовые места на олимпиадах.
Что же до человеческой цели... Здесь, наверное, надо начинать говорить красивые слова? Я ведь достаточно трезвомыслящий человек, и поэтому, когда дети мне говорят на уроке, анализируя произведение, что "нельзя предавать, надо видеть в каждом человеке (даже в "маленьком") человека", я прекрасно понимаю, что выйдут они за порог кабинета — и всё это развеется.
У меня есть такая присказка. Говорю её старшеклассникам много лет: "Дети, когда я стану старенькая, буду ходить с палочкой, а вы будете проезжать мимо меня на джипе...". Здесь делаю паузу. Они мне всегда отвечают: "Мы остановимся и Вас подвезём!". На это я им: "Я не про это. Этого никогда не случится. Вы, может быть, забудете, как меня зовут, а вспомните — и... слава Богу. Я про другое: вы меня грязью не за-брызгайте!".
Моя цель — воспитать вдумчивого читателя, который смог бы разобраться в потоке новой литературы. Умение ученика отличить хорошую литературу от плохой — это ценно. Если ребёнок когда-то дорастёт и в какой-то момент своей жизни ещё раз возьмёт в руки произведение, которое мы изучали в школе, — это результат моей работы.
Понесут они в себе хотя бы частичкой любимые мной понятия духовности и гуманности — определяющие для русской литературы, — цели мои достигнуты. Значит, не забрызгают грязью.
— Как считают старшеклассники, кто герой нашего времени?
— У каждого — он свой. Кто-то говорит, что это маленький человек, кто-то — человек с толстым кошельком. Вообще, интересно стало работать с сыновьями богатых родителей, так называемыми наследниками капитала. В девятом классе изучали "Мёртвые души", один ребёнок сказал: "Я точно знаю, что, когда вырасту, у меня будет море денег, будет дом на Канарах. Вот сижу я, и всё у меня есть. А что же дальше?". Я переадресовала вопрос классу, и все ребята пришли к выводу, что душа-то должна тоже чего-то требовать. Нужно уметь не только брать, но и отдавать.
— Нина Борисовна, есть ли у Вас любимые уроки?
— Это все уроки по творчеству А.С.Пушкина. Иногда придёшь на урок — и проходит он (не знаю, звёзды что ли сходятся) как на одном дыхании. Сам горишь, у ребят глаза блестят. Хотя и говорят, что импровизация — это давно и хорошо подготовленный материал, но я люблю эти уроки за ощущение посетившего вдохновения. Люблю, когда на уроке кипит жизнь! И не важно — единомышленники твои или оппозиционеры ученики.
— Какой он, Ваш ученик?
— У меня не любимчики, а любимые ученики. Я имею на них право. Мой ученик — с умными глазами. Он может сидеть тихо-тихо, но я его вижу. Люблю ученика, которому не дано, но он очень старается, у него есть талант работать.
— Ницше сказал: "Плохо отплачивает учителю тот ученик, который навсегда остаётся учеником". Согласны ли Вы с этим?
— Конечно. Я даже провоцирую их на то, чтобы они шли дальше меня. Развенчиваю культ личности учителя: педагог не должен всё знать (даже компьютер зависает), он может ошибаться (или делать вид). Нельзя слепо доверять авторитету, учебнику. Что-то нужно подвергать сомнению. Когда я своим пятиклассникам говорю, что они все сейчас "работают" докторами наук, сразу умнеют лица, выдвигаются версии.
Сегодняшние мои одиннадцатиклассники находятся на том уровне знаний, на котором я была в университете.

Когда человек появляется на свет, первыми его учителями становятся мама и папа. Они видят первые неуклюжие шаги малыша, слышат первые произнесённые им внятно слова. Но уже с трёх лет ответственность за воспитание ребёнка большей частью перекладывается на плечи профессионалов: воспитателей детского сада, педагогов.
По негласному закону настоящего времени, школьный учитель получает беспокойное хозяйство в количестве около тридцати душ. Душ, понимаете?!! За каждую из которых учитель чувствует себя в ответе. Научить предмету, воспитать, подготовить к будущей жизни — отнюдь не задачи-максимум, а обычное положение дел. А чтобы получилось, необходимо к душе каждого доверенного тебе человечка подобрать ключик. Услышать, не обидеть, помочь, указать на промах, дневать и ночевать в школе ради одного результата — вырастить и выпустить в жизнь одних детей, чтобы зайти первого сентября в класс, запереть за собой дверь и...
И главное, если сам не горишь, не зажжёшь ни одного сердца, ни одной маленькой звёздочки...

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс