Королева

Автор: Ольга Половникова

Огромный альбом с надписью «в память от фронтовых друзей». Аккуратно подписанные рукой хозяйки фотографии девочек в военной форме. Вчерашних школьниц, поменявших учебники и карандаши на 12-тикилограммовые винтовки снайперов. Воинов стрелкового полка, гордо именуемых «королевами».

О столь высоком титуле Тамара Никулина никогда и не помышляла. Она мечтала стать доктором, чтобы возвращать жизнь и надёжду подкошенным болезнью людям. Провожая взглядом Томку в высоченных резиновых сапогах и ружьём наперевес, шагающую рядом с отцом по улице Зырянки на охоту, соседи не сомневались: эта девчонка своего добьётся.

Такой уж у неё характер - боевой, настойчивый. Маме оставалось только руками разводить, когда она совершенно случайно узнала от учительницы, что её непослуха уже давно за партой Кировской школы не сидит, а посещает занятия в медицинском техникуме. «А что, - удивилась Тамара в ответ на родительское недоумение, - фельдшер-акушер – очень хорошая профессия. Да и вам не придётся по сто рублей в месяц за мою учёбу в 9-ом классе платить».

Шёл 41-ый год. В госпитале Тамара стала незаменимой. Сочувствующий взгляд сестрички, её прохладная ладошка на горящем лбу, казалось, облегчали страдания раненых. У многих в душе возникла пустота, когда Томочка пришла прощаться со своими подопечными накануне отъезда на фронт.

Но до первого боя, в который так рвалась Тамара, было ещё далеко. До Перми четверо суток пути. До Москвы неделя. Эшелон подолгу застывал на рельсах, пропуская поезда с ранеными. В подмосковной школе снайперов Томочке вместе с тридцатью подругами пришлось снова засесть за парту. Только на этот раз всё было по-другому.

Уроки теории сменялись практическими занятиями, по максимуму приближенными к военной обстановке. Девчонки сгибались под тяжестью винтовки со штыком, патронташа, противогаза, неизменной лопатки. Они с разбегу падали в грязь и ползли, не смея поднять головы. Одно неосторожное движение, и ты «убита». И мужественно провожали на передовую подруг, закончивших обучение, зная, что, возможно, видятся в последний раз.
44-ый год. Первый Белорусский фронт. «Война – это работа», - вспоминает Тамара Евгеньевна.

Снайперские пары, состоящие из наблюдателя и стрелка, периодически меняющихся ролями, чтобы дать отдохнуть глазам, делали своё дело. Её часто спрашивают, помнит ли первого, убитого ею человека. Девчонки – снайперы были воспитаны так, что подкошенные их выстрелами зелёные фигурки, не люди, и чувства вины никогда не возникало. Они мужественно давили в себе чувство горечи, когда кто-нибудь из них не возвращался с поля боя. Мы – солдаты, мы не имеем права ни на слабость, ни на жалость, ни на усталость.

Делающие мужскую работу, одетые в мужскую одежду девчонки недоумённо вскидывали брови, когда, вернувшись с задания, сталкивались с заботой о себе разведчиков, уступающих им лучшие места в землянке. И странно было, когда в момент затишья, оказавшись на опушке леса, вдруг возникало желание прижаться к берёзке, сплести венок из ромашек, переодеться в юбку...

Тогда их называли королевами. Сегодня величают ветеранами. Они регулярно собираются вместе, нарядившись в свои поистине королевские из-за обилия наград наряды. Тамара Евгеньевна щедро одаривает подруг своими вышивками, на которых оживают наши уральские лоси и возвышаются горы. А когда кто-нибудь просит её почитать стихи, экспромтом рождаются поэтические воспоминания, от искренности которых нарываются слёзы. Слёзы о минувшей молодости, в которой каждая была королевой.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс