Автошкола для "чайников"

Автошкола для "чайников"По данным городской инспекции по безопасности дорожного движения, в прошлом году на автодорогах города произошло 161 дорожно-транспортное происшествие, в которых погибло - 24 и ранено 160 человек. Жуткие цифры. Оказывается, что каждый пассажир - солдат дороги, а любой водитель - оружие и доспехи одновременно. Последние должны хоть как-то защищать...Но не получается. Половина всех ДТП (88) произошли как раз по вине водителей. В чем тут дело? Не в качестве ли водительской подготовки?

В настоящее время в городе существует 8 учебных учреждений, занимающихся подготовкой будущих водителей. Как происходит обучение в школах, чему учат будущих автомобилистов, газета решила узнать, направив в одну из школ по подготовке водителей своего курсанта. Роль, так называемого засланного казачка была поручена исполнять сотруднику газеты, никогда не имевшему опыта вождения автомобиля, а его знания об автомобиле ограничивались лишь знанием марок машин.
Обзвонив все городские автошколы, я решил остановиться на одной из них.

Автошкола предлагала: обучение сменное, оплату в рассрочку и более 20 часов тренировок по вождению. Заплатив первый взнос, я стал курсантом автошколы.

В школе собралось около двадцати человек таких же чайников, как и я. Что удивительно, больше половина из них - женщины. Их мужья, наверное, купили водительские удостоверения, а учиться послали своих жён, им же детей надо возить.

Первый месяц обучения прошёл незаметно.
Перед нами прогнали - на плохом видео - несколько фильмов по правилам дорожного движения, чередуя их слайдами на эти же темы. Спроси сейчас: «Запомнил ли что-нибудь?». Отвечу: «Ничего!». Попутно с фильмами решали и экзаменационные билеты. Всего их сорок, в каждом по 20 вопросов и более 200 дорожных знаков. До начала учёбы из всех знаков, я знал максимум пять, среди которых - «Стоп» и «Пешеходный переход».

В большинстве предложенных в билетах дорожных ситуациях водитель обязан уступать дорогу пешеходам. Билеты просто вдалбливают будущим водителям правило: не обижай пешехода, обрати на него внимание, обязательно пропусти. Но где вы видели, чтобы водители пропускали пешеходов? Выходит, что никто из них не знает правил и каждого можно брать и наказывать за незнание правил и пренебрежительное отношение к пешеходу?

На каждом занятии нам предлагали решить по пять билетов, по которым потом предстояло сдавать экзамен в ГАИ. Мне с большим трудом удавалось решать не больше трёх. Спросить что-либо у преподавателя, означало нарваться на грубость. Он смотреть не мог на курсантов, они его раздражали, от них его просто тошнило. На наши робкие вопросы, преподаватель почти всегда раздражительно отвечал: «Вы куда смотрели? Вам же показывали?».

Самое интересное стало происходить тогда, когда вместе с теоретическими (работа по билетам) начались практические занятия - вождение. Конечно, я понимал, что обучить вождению можно любого. Но я боялся, что курсы разовьют у меня комплекс неполноценности.

В автошколе было четыре автомобиля. Лишь один из них находился в нормальном состоянии, другие пора было выбрасывать на свалку. Та, к которой прикрепили меня, относилась к их числу. Инструктор - молодой парень лет двадцати девяти - то и дело её ремонтировал. С поломками машины он давно свыкся, хотя не забывал вспомнить всех чертей при очередной болезни четырёхколёсного механизма. Но при всём при этом, мне показалось, находиться на ремонте ему нравилось больше, чем обучать курсантов.

В это время он мог расслабиться, принять что-нибудь внутрь. (По этой самой причине за два дня до экзаменов его выгнали из школы). Никогда урок по вождению не длился ровно час, самое большое - 45 минут, бывало и после 5 минутного занятия, вождение переносилось на следующий раз. Из двадцати обещанных школой часов езды, я максимум накатал десять. Забегая вперёд: в свидетельстве об окончании школы в графе «вождение» значилась цифра 32 часа.

Несмотря ни на что с инструктором мне всё-таки повезло. Он был спокоен к моим ошибкам и старался и виду не подать, что возмущён моими безграмотными действиями. Другим повезло меньше: инструктор толком не мог объяснить, что требуется от ученика, часто возмущался, и бранился, тем самым, превращая учёбу в пытку.

Мой учитель научил меня: трогаться с места и останавливаться, включать сигналы поворота, двигаться задним ходом, держать сцепление, быть внимательным на дороге и пропускать на пешеходов на переходах, а также переключать передачи, переходя с малой скорости на большую и обратно, в какой момент лучше перейти на вторую, а потом на третью скорость. Всё это давалось мне с трудом. Навыка то ведь никакого (я же говорю, 10 часов в общей сложности накатал).

Ещё он меня научил такому приёму как торможение двигателем. Надо хорошенько разогнать автомобиль на пустой дороге и снять ногу с педали газа. Когда скорость упадёт примерно до 80 км/час, включить третью передачу, когда до 60-70 - вторую. Это позволяет прочувствовать: двигатель может работать и на торможение!
К концу обучения требовалось сдать: две фотографии на матовой бумаге с правым и левым уголком, справку о прохождении медицинской комиссии, в том числе специалистов психдиспансера, квитанцию об оплате сдачи экзаменов, паспорт.

Приближался день теоретических, а потом и практических экзаменов и чем ближе он приближался, меня всё больше и больше охватывала лёгкая паника: в билетах постоянно делал ошибки, а что касается вождения - "круглый ноль".
Процедура сдачи теоретического экзамена была следующей. За 20 минут 20 вопросов, проходной балл - 18 верных ответов. Определять последовательность ответов можно было самому. Забыл ответ на какой-то вопрос, пропусти, оставив в карточке свободное место, потом к нему можно вернуться. Списывать бесполезно, заметят, выгонят. На столе только ручка, экзаменационная карточка и билет. Перед экзаменом расписываетесь дважды в экзаменационном листе.

Кто не сдаёт экзамен с первого раза, приходит через семь дней на пересдачу, предварительно оплатив в любом сбербанке 18 рублей, за практические экзамены - 24 рубля. Сдал теорию, допущен до первого практического этапа.
Экзамен по билетам на моё удивление я сдал с первого раза. Сдали его и стальные курсанты. После чего все счастливые направились на следующий этап.

Упражнений по вождению, было пять, сдавать надо было три - "остановка и троганье с места" (на подъёме от 8 до 16 процентов), "змейка" и "параллельная парковка задним ходом". Таким образом, все испытания в той или иной степени моделировали реальные дорожные ситуации.
Я и ещё трое человек завалили первый этап по вождению. Хотя, я выполнил все элементы "змейку", "горку" "парковку", но при выполнении последнего упражнения не добился параллельной парковки и инспектор ГАИ вежливо предложил мне его повторить.

Лучше бы он не предлагал. Я наехал на стойку. Настроение от этого стало мерзким. В голове тут же всплыли все неприятности, связанные с вождением. Я мысленно проклинал, что ввязался в эту затею.

Через семь дней пришлось тащиться в ГАИ за справкой о том, что я не совершил никаких нарушений по правилам дорожного движения. И здесь тоже подстерегали неприятности. У кабинета №7 собралось десять человек. За несчастной справкой пришлось простоять час: в инспекции "зависли" компьютеры. Вдобавок ко всему меня облаяли две сотрудницы ГАИ в четвёртом кабинете, когда я по просьбе инспектора из седьмого кабинета должен был взять в четвёртом экзаменационную карту. Но вышло, что он ошибся, надо было взять другую справку - о прохождении экзаменов. Пока я объяснял, что мне нужно, женщины обрушили на меня весь свой гнев, пыхтя и крича на меня: "Вы не знаете, чего хотите, в коридоре всё ясно написано, надо читать!".

Второй этап практического экзамена (если первый сдан) проходит в условиях реального дорожного движения. Продолжительность испытания 20 минут. Время в пути может быть сокращено, если кандидат в водители "завалился" или, наоборот, досрочно выполнил все предусмотренные методикой задания. Ошибки оцениваются по той же бальной системе.

Сидевший сзади инспектор, внимательно наблюдал за моими манипуляциями. Я старался произвести впечатление опытного водителя, хотя это совсем не получалось. Инструктор же (молодец), подсказывал: "езжай, наше преимущество", "будь внимательнее, поворот", "передачу переключить не забудь". Я прилежно выполнял его указания. Так проехали по улице Юбилейной, остановились у светофора, свернули на проспект Ленина, выехали на Советский проспект, я остановился у пешеходного перехода, пропустив пешехода и, спустившись вниз к фабрике кухне, сделал поворот налево и по требованию инспектора остановился. "В среду в ГАИ" - сказал проверяющий. Это означало одно: экзамены сдал, в среду получишь водительское удостоверение. YES!

Водительское удостоверение у меня в кармане, но особого удовлетворения от этого я не испытываю: водить машину я не умею, правила знаю посредственно.Выпускать меня сейчас на дорогу - сродни самоубийству. На первом же перекрёстке вляпаюсь в какую-нибудь неприятность. Поэтому один выход - продолжить учёбу самостоятельно: снова учить билеты и тренироваться водить машину

НАПОСЛЕДОК. Не верьте, когда вам говорят, что обучение в школе обойдётся в установленную сумму. Она гораздо выше, потому как помимо платы за обучение придётся раскошелиться ещё. Учёба в школе - 3,5 тысячи рублей, медосмотр в больнице - 100 рублей, медосмотр в психдиспансере - 98 рублей 14 копеек, фотографии (у меня чёрно-белые) - 70 рублей, квитанция об оплате экзаменов в ГАИ - 103 рубля 14 копеек, повторная сдача вождения - 24 рубля, административная справка из ГАИ - 2 рубля, 50 рублей за оформление документации в ГАИ. Итого: 3 тысячи 947 рублей 28 копеек, не считая 3 процентного налога при получении в сбербанке квитанций об оплате за сдачу экзаменов. Сюда ещё нужно добавить 15 рублей - презент для учителя, но эти деньги я принципиально не давал. Есть курсанты, потратившие на учёбу гораздо больше. Например, одна из не сдавших экзаменов по вождению с первого раза, выложила 500 рублей за дополнительные занятия с инструктором, при этом дважды - на свои деньги - заправляла машину горючим.

Сдать экзамены можно и самостоятельно, не посещая курсы. Многие, кстати, имеющие свой транспорт так и поступают. Вся информация на этот случай имеется в ГАИ. Однако если вы остановились на этом варианте, лучше не приставать к гаишникам с расспросами: что да как? Они люди нервные. Внимательно читайте информацию на стендах. Там всё подробно сказано. И счастливой вам сдачи экзамена.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс