Дорога к храму

Уныло шуршат под ногами опавшие листья, источая прелый запах ушедшего лета. Неслышно открывается дверь часовенки, где оплывающие свечки тускло освещают лики святых мучеников Бориса и Глеба. Тишина и благоговение. Желание верить, что поставленная тобой свеча действительно зачтется на том свете тем, кого любил и помнишь.

Все это могло быть, если бы на месте серого камня, установленного на краснокирпичном постаменте на окраине кладбища, выросла часовня. Мысль о ее строительстве родилась несколько лет назад, но так и осталась невоплощенной. И только надпись на камне «сей храм построен будет здесь» напоминает о благих порывах ныне живущих, а периодически вырастающая позади камня свалка говорит о жестокой реальности.
Отец Георгий, настоятель церкви Иоанна Предтечи:«Посмотрите, что вокруг нас творится. Всеобщий психоз: только в последнее время 80 человек покончили жизнь самоубийством. Но мы же русские, живем на православной земле, и не надо быть временщиками. Надо каждому проникнуться добрым делом и строить часовню сообща: мы в церкви говорить на проповедях, вы же своими мирскими путями».
Четыре года назад камень был установлен с благословления церкви. А мирские хлопоты взяла на себя общественная организация, объединяющая родителей военнослужащих.
Надежда Апанович, председатель общественного совета «Отечество»:«Идея создания часовни принадлежала руководителю комитета солдатских матерей Таисье Глуповой. Люди откликнулись, стали собираться пожертвования. Но с переездом руководителя в Пермь, разговоры о возведении часовни затихли. Но, безусловно, место, где бы отпевали усопших, молились, ставили свечки за упокой души, на кладбище должно быть».
Новое руководство городского комитета родителей военнослужащих пока не дало никаких комментариев по вопросу часовни. Может быть, заинтересованным лицам идея ее возведения показалась невыполнимой? Или березниковцам привычнее поминать умерших, выпив за упокой их души, чем помолиться за них в стенах храма?
Разговоры о строительстве возобновились полтора года назад, когда город впал в оцепенение, узнав о гибели березниковского отряда ОМОН на чеченской земле. Родители и вдовы отказывались верить, что в их семьи вошла смерть.
Елена Дмитриева, психолог межрайонного отдела вневедомственной охраны:«Я разговаривала со вдовами погибших омоновцев, пыталась внушить им, что смерть – это закономерное продолжение жизни. Чтобы было легче проститься со своим близким человеком, передать его в руки Создателя, мы иногда мысленно рисовали надгробную плиту, оградку, посаженные рябинки. Это помогало ощутить, что ему будет хорошо, и твоя жизнь продолжается. Часовня необходима в первую очередь нам, живым, которым предстоит преодолеть период горевания. Часовня – лучшее место для успокоения, где твои слова будут услышаны».
Камень, которым обозначено место предполагаемой часовни, лежит недалеко от могил, где похоронены омоновцы. Предполагается, что эта маленькая церковь, если она когда-нибудь будет построена, станет местом поминовения только бойцов отряда ОМОН? И в рябиновом скверике, придуманном близкими и друзьями погибших ребят, смогут предаваться горечи утраты только те, кто лично пережил чеченскую трагедию?
Симара Мирибрагимовна Первухина, мама двадцатилетнего Владислава Первухина, погибшего в 1995 году:«Владик служил в ОМОНе и погиб в первой чеченской войне. Его могила недалеко от обелиска на старом кладбище, где похоронены ветераны Отечественной войны. Мне предлагали перезахоронение на новом солдатском кладбище, как сейчас называют место, где могилы омоновцев. Но тревожить сына я не хочу, и еще раз похорон своего единственного мальчика мне не пережить. Пусть часовня стоит там, рядом с омоновцами, но пусть она принадлежит всем, кому необходимо помолиться за своих родных. Часовня важнее, чем Собор, строительство которого планируется в сквере около площади первостроителей. Думаю, что многие меня поддержат. Только как быть уверенными, что пожертвованные средства будут направлены именно на часовню?».
Личное горе делает человека сердечнее, а люди, чьих родных могил на кладбище нет, скорее всего, просто пожмут плечами: «А оно мне надо?». Может, и надо. Ведь у каждого из нас есть какой-то долг перед усопшими, который мы не успели отдать при их жизни.
О.Георгий:«Я благословлял уезжавших в Чечню бойцов, вручал им иконки и крестики. Правда, это было в предыдущую командировку. С погибшими омоновцами я не прощался. Если идея принадлежит их друзьям, то это очень хорошо. Только часовня уже имеет название. Оно выбито на камне. О строительстве часовни мы говорили с Мошкиным, и пришли к соглашению. Только временное безвластие временно отодвинуло наши план».
Александр Кокшаров, временно исполняющий обязанности главы местного самоуправления:«Часовня будет строиться. Только сейчас говорить о ее строительстве несвоевременно. Чуть позже поговорим поподробнее».
Ольга Половникова

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс