Уголовно-процессуальная революция

Уголовно-процессуальная революция

От сумы да от тюрьмы... Начальник городской милиции Анатолий Муфель однажды публично заявил, что каждый второй березниковец или сидел, или имел неприятные контакты с милицией, или родственники у него такие. В общем, и без народной мудрости мы на своей шкуре, на генетическом уровне знаем, что каждый из нас по любому поводу или без повода, по собственному недомыслию или с заранее обдуманным намерением, по вельможному неудовольствию или по соседскому навёту, по чьей-то «подставе» или по случайному совпадению... Словом, каждый из нас и в любой момент может оказаться в волосатых ла... простите, в чистых руках родного правоохранения и правосудия. И попасть таким образом под действие Уголовно-процессуального кодекса. Каждый.

А над УПК сейчас творится революция.
Полагаем, что среди вас, уважаемые читатели, совсем немного тех, кто еще недостаточно осведомлен о системе отечественного законодательства. В наше-то время, когда Россия стремительным ползком продвигается к правовому государству, когда, доказывая свою правоту, гражданин вынужден чуть не наизусть зубрить законодательные акты... В нашем-то городе, в котором чуть не каждый сталкивался с административно-правовой системой или столкнется с ней, или просто в ней работает...

Но на всякий случай – для тех, кто еще не в курсе - поясним. Уголовно-процессуальный кодекс определяет нормы и правила уголовного процесса. Следствия, суда, надзора, работы прокуратуры и т.п. Впрочем, об этом можно легко догадаться по названию.

Действующий в настоящее время УПК применяется с 1963 года. С некоторыми изменениями, конечно, но по сути это всё равно, что основным законом в новой России до сих пор считалась бы бережневская Конституция.

Час пробил. На прошлой неделе Государственная Дума большинством голосов одобрила проект, который был разработан группой «правых» и «яблочных» депутатов как новый УПК для новой России.

От разработчиков звучат такие фразы: «Идея социалистического права, что суд должен установить объективную истину, - это демагогический бред».

Или: «Человек, судивший от имени социалистического государства, не способен измениться».

Или: «Чиновник прекрасно обойдется без УПК».

Словом, по мысли разработчиков новый УПК должен покончить (или хотя бы начать кончать) с социалистической законностью в капиталистическом обществе, избавить страну от всевластия и безнаказанности (в виду противоречия между нормами жизни и нормами закона) чиновников. Прежде всего – чиновников милицейских, прокурорских и судейских.

Наблюдатели чаще всего соглашаются: «Дума принимает УПК, радикально меняющий идеологию правосудия».

Есть и противоположное мнение. Странным образом в критике нового УПК объединились коммунисты с правозащитниками. Причем с одной даже аргументацией – новый УПК ухудшает положение гражданина, нарушает Конституцию и является радикальным поворотом не к демократии, а к тоталитаризму.

Тут можно было бы намекнуть, что правозащитники, как правило, существуют за счет грантов от западных (в основном, американских) фондов и такое трогательное единодушие смертельных врагов может служить доказательством зловещей заинтересованности Запада в сохранении в России пережитков социализма... Но согласимся, что намёк может показаться чересчур натянутым. Кстати, и то обстоятельство, что новый УПК был принят парламентом вопреки позиции фракции КПРФ (как, кстати, и Земельный Кодекс), сильно подрывает аксиому насчет «красно-бурого» большинства в Госдуме (правда, те из членов красной фракции, кто пришел на заседание – проголосовали «за»). Но это, согласитесь, уже о другом песня.

В любом случае, и сторонники, и критики проекта, и наблюдатели, и эксперты сходятся в том, что новый УПК является весьма революционным и очень радикальным. Революции, ведь, бывают разные. Мы с оценками спешить не станем. В Березниках живем, на своей шкуре всё испытаем.

Теперь, если новый УПК вступит в силу, адвокату, например, будет разрешено проводить собственное расследование обстоятельств дела: опрашивать частных лиц, запрашивать справки и характеристики из различных организаций. Кроме того, защитник сможет привлекать своих экспертов по вопросам, требующим специальных знаний (по действующему УПК расследование могут проводить только прокуратура и милиция).

В отличие от адвокатов полномочия прокуратуры сузятся. В соответствии с поправками прокурор больше не сможет контролировать процесс предварительного следствия и дознания, он будет лишь осуществлять уголовное преследование на всех стадиях дела от имени государства.

Если человек совершил преступление легкой или средней степени тяжести и, по мнению потерпевшей стороны, сможет загладить причиненный им вред, то, по новому УПК, возможно прекращение уголовного дела «в связи с примирением сторон». По мнению разработчиков, подобная процедура позволит разгрузить суды и освободить их для более детального рассмотрения серьезных преступлений. Тем более что у судей появятся дополнительные обязанности.

В проекте записано, что только суд имеет право на досудебных стадиях уголовного процесса заключить подозреваемого под стражу или посадить под домашний арест. Продлить срок содержания под стражей, а также поместить обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для проведения экспертизы будет возможно также только по судебному решению. Кроме того, только суд может дать разрешение на обыск в жилом помещении без согласия проживающих в нем лиц.

Сократится и срок полномочий судей, сами судьи станут менее неприкасаемыми (насчет обысков у них самих, возбуждения уголовных дел против судей и т.д.). Не будут также считаться доказательствами показания обвиняемого, данные им в отсутствие адвоката... И т.д. – перечислить все отличия нового УПК от старого, разумеется, невозможно.

Вообще-то, новый проект УПК Госудам приняла в первом чтении еще в июне 1997 года, после чего он был направлен на доработку в думский комитет по законодательству. Первоначально планировалось, что все необходимые документы будут готовы к декабрю 1998 года, однако между всеми заинтересованными сторонами развернулись ожесточенные баталии. В начале 2000 года при комитете была создана рабочая группа под руководством «яблочников». В ноябре того же года группа свела вместе адвокатов, судей, прокуроров, представителей МВД, ФСБ, правительства и Госдумы на конференцию, которая стала переломной в судьбе кодекса. После этого в серии парламентских слушаний, проходивших в Госдуме, стороны решили остальные вопросы.

Теперь проекту предстоит пройти третье чтение в Государственной думе (предположительно, это произойдет осенью), затем – Совет Федерации, после чего проект подпишет президент. Если президент проект подпишет, то УПК начнет постепенно вступать в силу. Например, с 1 января 2002 года будет ликвидирован институт народных заседателей Вершить правосудие будут либо один судья, либо трое судей, либо суд присяжных. При этом институт присяжных должен быть введен во всех субъектах Федерации до 1 января 2003 года. Окончательно новый УПК вступит в силу в 1 января 2004 года. До этого периода должна пройти вся подготовительная работа – учреждены недостающие по новому УПК должности в судах, выделено финансирование и т.д.

Собственно говоря, тогда и узнаем, в какую сторону была сделана революция. Впрочем, как говорил Кун-Цзы: «Когда я приезжаю в чужую страну, я не спрашиваю, хороши или плохи в ней законы. Я спрашиваю, выполняются ли они».

«Городская газета», (при содействии «Газета.ру»)

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс