Настоящим человеком стало меньше

Настоящим человеком стало меньше

Многим этого, наверное, не понять. Это же не в нашем городе, это далеко от нас, да и кто это помнит, кому это интересно... Но многие поймут. Пусть это был не академик, не президент и даже не заслуженный березниковский строитель. Но это был человек-легенда. Это был Настоящий человек. 20 мая в программе ТВ значилась передача: «Алексею Маресьеву 85 лет». 18 мая легендарный летчик Алексей Маресьев скоропостижно скончался.

Впервые его имя, ставшее символом мужества, прозвучало через год после Победы. Тогда Всесоюзное радио начало передавать главы из книги Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Алексей Петрович Маресьев родился в городе Камышине на Волге. Его отец, участник Первой мировой войны, умер рано, и мать одна воспитывала троих детей. После школы Алексей учился в ФЗУ, а потом хотел поступать в Московский авиационный институт. Но вместо института осенью 1934-го по комсомольской путевке отправился строить "город юности" - Комсомольск-на-Амуре. Там же на Амуре Маресьев поступил в аэроклуб.

В 1937 году Маресьева призвали в армию, служил он в авиационном погранотряде на Сахалине. Однако тогда пилотом еще не стал. Но потом, незадолго до войны, окончил Батайскую военную авиационную школу в звании младшего лейтенанта.

С первых же дней войны Маресьев сражался на Северо-Западном фронте. За это время сбил четыре немецких самолета.

Но 4 апреля 1942 года в районе Старой Руссы его Як-1 был подбит немецким "Мессершмитом". Деревья несколько смягчили удар о землю, выброшенный из машины летчик упал в сугроб и потерял сознание. Попытки встать на ноги не удались: ступни обеих ног оказались разбиты.

История о том, как Маресьев 18 суток полз в валдайских лесах, благодаря роману Полевого известна всем. По словам самого героя, писатель "внес в роман столь незначительные дополнения, что там 99% правды". Летчика нашли жители села Плавни, деревенские мальчишки. В госпитале им. Бурденко ему ампутировали голени обеих ног.

Маресьев долго лечился, учился ходить на протезах и упорно добивался от комиссий разрешения летать, но военно-врачебная комиссия отказала ему в возвращении на фронт. Летчик долгое время пребывал в состоянии тяжелейшей депрессии, но потом решил бороться до конца.

В июне 1943 года началась "вторая жизнь" Алексея Маресьева, возвращение в строй. Он воевал в составе 63-го гвардейского авиационного истребительного полка. На Курской дуге Маресьев сумел доказать, что он может не только летать по-прежнему, но и сбивать самолеты противника.
За всю войну летчик сделал около ста боевых вылетов и сбил одиннадцать немецких самолетов. 24 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1944-1946 годах Маресьев работал начальником авиационной подготовки в Московской спецшколе ВВС. После войны, несмотря на то, что был признан годным к полетам, Маресьев поднимался в воздух только дважды.

Маресьев стал знаменит сразу же после войны, но слава его не изменила. По-прежнему он говорит в интервью: "Я не легенда - я живой человек".

В 1952-м он окончил Высшую партийную школу, Академию общественных наук и защитил кандидатскую диссертацию по истории.

Осенью 1956 года Маресьева избрали ответственным секретарем, в 1983-м - первым заместителем Советского комитета ветеранов войны, ныне Российского комитета ветеранов войны.

В последние годы жизнь легендарного летчика легкой не назовешь. Пенсия героя – со всеми накрутками и надбавками за героизм, военную службу, надбавками за звание и пр. - не дотягивала даже до 5 тысяч рублей.

Когда-то Маресьев сказал: "Жизнь не кончена, когда подводит тело. Жизнь кончена, когда подводит дух".

И всё-таки его подвело тело. На одного Настоящего человека в России стало меньше.

Андрей Лучников

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс