Трест социального голодания

Трест социального голодания

Детская больница, отделение лор-заболеваний. Из разговоров с мамами, которые лежат вместе со своими малышами: «Кормят плохо, дети ничего не едят. Хорошо есть родственники, каждый день продукты носят. Тем и кормимся. А тут у нас в палате мальчик лежит, к нему никто не ходит. Он вечно голодный». Действительно, на кровати сидит мальчик на вид лет восьми, худой, даже изможденный. Спрашиваю его как дела, говорит у меня все хорошо.

Из разговора с заведующей производством на пищеблоке: «Плохо? Не может быть, мы стараемся. А каши варим на сухом молоке (цена 117 рублей за 1 килограмм, на рынке - рублей 80.). И котлеты у нас бывают. Сегодня вот будет рыба (цена 56 рублей за килограмм)».

Березниковская притча во языцех. Питание. В больницах. В школах. В детских садах. Социальное, словом, питание. Периодически касающееся каждого березниковца. В самом прямом смысле. Когда один из ваших корреспондентов по несчастливому случаю лежал в больнице, больше всего смущала и возмущала больничная столовая, где три раза в день кормили кипяченой водой и несолеными макаронными изделиями. Когда ребенок одного из ваших корреспондентов ходил в детский сад, больше всего беспокоило, что ребенок после трехразового кормления в детском саду приходил домой и первым делом просил покушать.

Организацией и обеспечением социального питания в Березниках централизованно и специализированно занимается муниципальный Трест социального питания.

Анастасия Карандашова, заместител директора Треста социального питания по производству: «Не должен директор школы или больницы беспокоиться о картошке. Ему надо учить и лечить, пусть у него голова болит об этом. Если нас не будет, появится кто-то другой. Лучшего всё равно не придумать»

ТСП был создан в 1996 году в результате объединения нескольких общепитовских предприятий. Сперва ТСП занимался обеспечением некоторых больниц, затем ему передали школы, детские сады и т.д. Сейчас практически вся бюджетная сфера обеспечивается продуктами питания через ТСП.

Рождался Трест в муках. Например, рассказывают, что схему структуры и работы ТСП предложила тогдашний директор Треста школьного питания Ольга Метелкина. И потом долго возмущалась в городской администрации и на страницах газет тем, что у неё украли идею и малопригодные люди провалят хорошее дело. Директором ТСП был назначен Леонид Калиниченко, а самой Метелкиной в новорожденной структуре места не нашлось.

Леонид Калиниченко, директор Треста социального питания: «В той ситуации, когда не было денег, создание ТСП было единственным способом выжить, оптовые закупки всегда дешевле. Выгоднее собрать деньги в одном месте и выжить. Мошкин тогда совершенно правильно решил.

Долго не хотела «отдаваться» Тресту детская больница. Но сдалась. С трудом ГУОМ «сдал» снабжение детских садов. Но сдал.

Сергей Клепцин, главный врач детской больницы: «На мой взгляд, с той позиции, когда мы переходили в Трест, совпали как бы несколько условий. С одной стороны детская больница устала сопротивляться, когда ей говорили: «Давайте, давайте, переходите в трест», с другой стороны – постоянно снижающееся финансирования, то, что выделялось на питание, и с третьей - уверения в том, что стоит вам только отдаться, как все ваши проблемы как рукой снимет. Вам не надо будет заботиться о покупке и хранении овощей, вам не надо будет контролировать поваров, от вас уйдут обязанности платить им заработную плату. И в самом деле был тогда такой тяжелый момент, когда все труднее стало искать продукты. И тогдашний главный врач просто сказала: «Баба с возу, кобыле легче». Но еще раз повторяю, это мой взгляд».

При этом не только отдельные руководители социальных учреждений (больниц, школ и детских садов), но и сами родители и пациенты вспоминают, что до того, как социальное питание перешло под контроль ТСП, кормили лучше.

Из разговора с врачами и медсестрами лор-отделения детской больницы: «Кормят просто ужасно. Каши на воде и с маргарином. Ни сыра, ни яиц, ни сливочного масла. До треста у нас даже пельмени готовили».

Любовь Южакова, экономист планово-экономического отдела ГУОМ: «После того как детские сады отдали в Трест, мы потеряли порядка 12 миллионов рублей. Около 400 человек было сокращено. При этом сразу выросла стоимость оного «детодня». В1998 году «детодень» стоил поквартально: 7 рублей 94 копейки, 8 рублей 41 копеек, 8 рублей 46 копеек. 1999 год: 9-96, 14-31 (это после перехода в Трест), 16-26 и т.д. Конец прошлого года: 22-09»

При этом руководство ТСП полагает, что нападки на Трест в прессе во-первых, сильно вредят работе предприятия («кредиторы сразу бросаются за своими деньгами), а во-вторых инициированы врагами Треста, которые после возникновения ТСП лишились кормушки.

Анастасия Карандашова: «Это выгодно коммерческим структурам, которые раньше загоняли продукты в те же самые садики и школы. И когда говорили о прозрачности финансовых документов. У нас ведь своя бухгалтерия, в ГУОМ своя и мы всегда можем сверить наши документы. Тогда же обстановка была такая безалаберная – можно было мухлевать. Там, видимо, были чьи-то личные интересы»

Любовь Южакова: «Калькуляцию (себестоимость единицы продукции) ТСП нам не показывает. Они нам неподотчетны»

Сергей Клепцин, главный врач Детской больницы, депутат Городской думы: «Потребовать отчет мы не можем, потому что они нам не подотчетны. Мы можем только попросить. А вот Трест может проявить добрую волю, а может и не проявить. Дело в том, что первоначально счета приходили по каждому виду продуктов. Но поскольку в ТСП тоже не совсем дураки сидят, а люди профессиональные, они, по-видимому на каком-то этапе поняли, что показывать цену каждого отдельного продукта, наверное, не очень разумно. И сейчас перечисляет ряд продуктов и указывается общая цена. Как она формируется: цена перевозки, какая закупочная цена, какая продажная, есть ли наценки и какие и т.д.»

Собственно говоря, нынешняя схема обеспечения бюджетных учреждений продуктами питания такова: муниципальный Трест социального питания продает супы, каши и прочие котлеты муниципалитету, который расплачивается за услуги бюджетными деньгами.

Людмила Полушина, заместитель начальника Управления по вопросам потребительского рынка и услугам: «ТСП разрешена наценка на поставляемые продукты не более 100 процентов, согласованная наценка – 84 процента, средняя не превышает 30 процентов. Стабильно работающее предприятие. Товарооборот растет. Ситуация с питанием в бюджетной сфере два раза в месяц обсуждается в комиссии по вопросам продовольственной безопасности».

Для контроля за расходованием бюджетных средств (особенно когда они расходуются на закупку каких-либо товаров у коммерческих структур) в Березниках существует комиссия по муниципальному заказу. Из числа депутатов и чиновников.

Вера Калиниченко, главный специалист Планово-экономического управления городской администрации: «В таких условиях, тем более, когда у Треста такая огромная дебиторская задолженность, проводить какой-либо конкурс на размещение муниципального заказа (на поставку продуктов питания в бюджетные учреждения – Авт.) смысла не имеет. Тем не менее, Трест выходил в комиссию по муниципальному заказу с предложением провести конкурс. Но смысла нет. Такой конкурс не проводился никогда».

При этом основное содержание публикаций местной прессы о социальном питании составляют: а) заявления руководства ТСП о задолженности бюджета перед ТСП; б) рассказы о плохом питании в том или ином учреждении и о том, что в бюджете нет денег. Точнее о том, что из бюджета в очередной раз не перечислены деньги Тресту социального питания. Из-за чего в очередной раз существуют проблемы с поставками питания... И т.п.

Анастасия Карандашова: «На сегодня в ТСП не хватает продуктов питания, для того чтобы сделать рационально и калорийно.. При том мизере средств, который выделяется мы действительно не можем при том наборе продуктов, который у нас есть и тех средствах не можем выдать то, что положено. Если бы на сегодня у нас был перечень всех необходимых продуктов, мы бы сделали прекрасное питание. Но, увы, вот такая ситуация. Мы не «плохо кормим», а «в недостаточном количестве».

При этом Трест социального питания был создан пять лет назад специально для того, чтобы улучшить социальное питание в больницах, школах, детских садах. И удешевить его. И вообще, избавить городские власти от этой заботы в условиях недостаточного бюджетного финансирования, нехватки «живых» денег и т.д. Во всяком случае, такова официальная версия, почему же был создан ТСП. Эту версию неоднократно публично излагали высшие березниковские чиновники, в том числе и лично Александр Мошкин.
Мы пойдем другим путем

В период затянувшегося ремонта Пушкинской школы, воспользовавшись тем, что ТСП снял школу с довольствия, Александр Абрамов пригласил «на пробу» частного предпринимателя Антонину Сысоеву. Понравилось всем – и детям, и предпринимателю, и директору. После чего он и решил расторгнуть всякие отношения с Трестом.

Поскольку ТСП сильно возмущался и назревал конфликт, было решено провести, так сказать, соревнование – работать одновременно и ЧП и Тресту. Кого школьники выберут, тот и останется. Дети выбрали предпринимателя, там им показалось вкуснее. Так школа – единственное из всех бюджетных учреждений города - рассталась с Трестом. По словам учителей, после этого большее количество детей стало питаться в школьной столовой. Так называемый, охват питанием здесь составляет до 50%. В других школах этот показатель не превышает 30%.

А в Перми идет настоящая драка между поставщиками продуктов для больниц – кто вкуснее и кто дешевле. И в школьных столовых на завтрак дают сметану в стакане и йогурт.

А в Соликамске каждому грудному ребенку ежемесячно бесплатно выдают пачку импортной смеси.

А у нас, в Березниках опять остановилась детская молочная кухня.

А вопрос о работе Треста социального питания исключен из повестки дня сегодняшнего заседания комиссии по социальным вопросам Городской думы. По всей видимости, и на очередном заседании Городской думы этот вопрос рассматриваться не будет.

«Я хочу стать депутатом, чтобы наконец узнать: кто та сволочь, из-за которой нет денег в бюджете?» (Частное высказывание одного из кандидатов в депутаты Городской думы на выборах 2000 года. Сейчас этот кандидат стал депутатом).

Андрей ЛУЧНИКОВ, Алена КОЗЫРЕВА

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс