Березники Юрского периода

Березники Юрского периода

Нет, ничего ТАКОГО не происходит. Главная березниковская проблема сейчас – весенняя уборка улиц. Ну и другие вопросы из того же разряда вечных: вот садовая пора разгорается, вот зарплату повысили или не повысили, вот пенсии начали или перестали выплачивать, вот на собачьи какашки ребенок наступил... А больше ничего ТАКОГО. Хотя каждый знает кусочек чего-то ТАКОГО. Или о чем-то ТАКОМ догадывается. Но молчит. Или спрашивает заговорщицким шепотом. «А вы знаете..?!!»

Доказательств тому, что нечто ТАКОЕ на самом деле происходит, достаточно много.

Например, болезненная реакция городской администрации и дружественной городским властям прессы на нашу публикацию насчет того, что за дела с мэром, и ехидные намеки насчет того, что мы с заодно с «одним из областных олигархов». Если не считать пламенную любовь дружественных городским властям журналистов к независимым коллегам, то причин для столь болезненной реакции нет. Если, конечно, ничего ТАКОГО не происходит.

Или, например, участившиеся в конце прошлого года визиты в «белый дом» некоторых руководителей «Уралкалия» и опять же болезненная реакция на эти визиты со стороны чиновников разного ранга. Если ничего ТАКОГО не происходит, то и здесь причин сильно переживать нет – всякие начальники в «белый дом» всегда ходили.

Или вот, например, совершенно очевидный наезд спикера Городской думы Галины Шамсиной на – опять же! – «Уралкалий» в последние два месяца. Например, из телевыступления Галины Зиряковны в защиту бывшего СТУЭК и его начальника Александра Полевщикова однозначно следовало: во всем виноват «Уралкалий», это «Уралкалий» против Полевщикова. Хотя, напомню, против Полевщикова дружно выступили все без исключения руководители Большой Пятерки.

А на прошлом заседании Городской думы Шамсина попыталась привлечь внимание общественности заявлением о том, что «Уралкалий» в соответствии с Налоговым кодексом уведомил городскую власть о снижении в десять раз налоговых платежей в березниковскую казну. Самом снижение – отдельная и важная тема, об этом чуть позже. Но дело в том, что заявление Шамсиной носило чисто пропагандистский характер: давайте, мол, звонить во все колокола, писать президенту и т.п. (это может решить проблему? Как вы полагаете?). А конкретное предложение Александра Бобкова – мол, если всё в соответствии с законом, то трезвонить бесполезно, поэтому надо договариваться с ЗС и переверстывать бюджет на 2001 год – энтузиазма у Шамсиной не вызвало, вопрос замяли до будущих времен.

И вообще Галина Зиряковна до сих пор не была замечена в активном противоборстве с кем-либо из Большой Пятерки (в отличие, кстати, от того же Бобкова, который все четыре депутатских года «Уралкалий» за разные грехи попинывает). Тогда почему? Если ничего ТАКОГО не происходит?

Или, например, орган руководства «Ависмы» - «Металлург», рассказывая о тех же разборках вокруг СТУЭКа, опять же выставил «Уралкалий» главным борцом против Полевщикова, хотя директорат «Ависмы» был в числе подписавших знаменитое письмо Большой Пятерки против возможного возвращения Александра Николаевича в главные экологи Березников... Почему? Если ничего ТАКОГО не происходит?

А вот в минувшие выходные дни независимая пермская служба неопределенной принадлежности проводила в Березниках социологический опрос , типа «пока до выборов далеко». Спрашивали насчет отношения к Александру Мошкину. И насчет отношения к вероятным будущим кандидатам на пост мэра. Причем список «вероятных кандидатов» в опросном листе весьма примечателен: Владимир Пономарев, Александр Падерин, Константин Курченков (!), неизвестный Олег Коновалов... Вы бы такой вопрос восприняли всерьез? А был и еще один вопрос: как вы относитесь к «Уралкалию» и к «Лукойлу»? Социологов обычно такое не интересует. Если ничего ТАКОГО не происходит.

Недостаточно еще доказательств?
Правила игры с быдлом

Все кто, более-менее осведомлен о подковерных интригах и закулисной борьбе, помалкивают. Чиновники, наиболее приближенные «к телу» (кого-либо) журналисты, депутаты, прочие политики и политэкономисты... Помалкивают в тряпочку. И все, кто знает хотя бы кусочек чего-то ТАКОГО, помалкивают. Народ (извините за высокие слова, но не населением же вас называть) же что-то ТАКОЕ чувствует и даже о чем-то ТАКОМ говорит, но он-то ничего не знает, поэтому питается слухами и слухи обсуждает. А его никто не спрашивает.

Потому что с советских времен и до сих пор в нашей стране и особенно в нашем городе те, кто что-то знает, о чём-то осведомлен и «к телу» (кого-либо) приближен, считают народ быдлом. Элементарно на подсознательном уровне считают. Типа «мы – элита», которая одна вправе что-то делать и решать, а народ – быдло. Ему нужно знать только то, что ему можно знать, а что можно знать – решит «элита». Вот кусочек информации выдадим – чтобы в нужном направлении быдло двинулось – а куда в конце концов приведем, этого быдлу знать необязательно.

Ну, например, чего бы стоило Шамсиной сказать просто и откровенно: да, сейчас я невзлюбила «Уралкалий» по каким-то причинам (по каким – не скажу, личные причины. Например), поэтому хочу, чтобы он и вам не нравился, потому что не за горами выборы в ЗС, а вы, народ, всё равно ничего не понимаете, поэтому голосовать будете за тех, кто нравится. Но Галина Зиряковна придумывает всякие хитроумные ходы и завуалирует истинные причины высокими материями. Умный, мол, конечно, поймет, что к чему, а быдло всё равно ничего не заметит.

А раз уж выборы приходится проводить и во время выборов «элита» друг с другом сражается, а голосует оно, быдло, то во время выборов немножко побольше можно рассказать друг о друге. Чтобы быдло опять же повести, куда следует. А до выборов – ни-ни. Нельзя.

Таковы правила игры. «Элита» играет друг с другом. До выборов (куда ж их девать, раз «демократия») втихую, во время выборов можно и погромче. Чуть-чуть. Здесь, кстати, кроется одна из очевидных причин болезненной реакции «элиты» на «Городскую газету» - мы, получается, правила нарушаем. Молчали бы себе в тряпочку...

А нечто ТАКОЕ тем временем происходит своим чередом.
Брахиозавры и прочие стегоцефалы

Всё это станет очевидным ближе к осени – когда предвыборные баталии начнутся. Правда, и тогда народу будут объяснять высокие материи, а не то, что происходит на самом деле.

А на самом деле идет борьба за город. Не за власть, разумеется, как таковую. Власть как таковая сохраняет самоценность разве что для совершенных идеалистов и лиц, больных манией величия. Власть ценна – это и всегда было – только как один способов зарабатывать деньги на хлеб с маслом и красной икрой. А Березники – это деньги. Это калийные удобрения, титан и магний, минеральные удобрения, высокие зарплаты и, соответственно, высокая норма прибыли для торговли... Ну да вы и сами всё это знаете.

Борьба за город обострилась именно в этом году, потому что отгремела борьба за Пермскую область – губернатор избран. В целом за область борьба закончена. А за Березники - нет.

К тому же овладение Березниками означает прямую возможность усилить влияние в Пермской области, усилить влияние на губернатора – например, как будут голосовать три березниковских депутата в Законодательном Собрании? Это достаточно важно, например, с учетом ожидаемого осенью обострения отношений нашей губернии с «Газпромом». А от «Газпрома» зависит стабильная работа «Азота». А «Ависме» (читай: Верхней Салде) до зарезу нужна добрая воля губернатора по вопросу энерготарифов. А пермские собственники триединой «Соды» перманентно вынуждены отбиваться от попыток обанкротить предприятие и позиция губернской власти по этому поводу им далеко небезразлична.
Это моя добыча!

Впрочем, перечисленные монстры березниковской промышленности претендуют лишь на кусочек добычи, их аппетит не сильно велик, а «Газпром» сам слишком большой, чтобы бросать все силы на схватку за небольшой уголок мировой империи. А самых серьезных участников драки за Березники всего двое. «Уралкалий» и «Лукойл». Именно об отношении березниковцев к этим двум корпорациям, напомню, в минувшие выходные спрашивали заезжие социологи.

С «Уралкалием», надеюсь, длинных объяснений не требуется. Для Дмитрия Рыболовлева Березники – город очевидным образом базовый, здесь находится основа его капитала. Что тем более важно в связи с выходом «Уралкалия» из Международной калийной компании и превращения соликамского «Сильвинита» из более-менее приятеля в конкурента. К тому же рыболовлевский банк «Урал-ФД» самые прочные (во всей России) позиции имеет именно в Березниках. Поэтому калийщикам очень нужен этот город.

Но он нужен и «Лукойлу». Не только к Березникам, конечно, а и ко всему северу Пермской области – нефтяные залежи под Березниками, в Усольском районе, под Соликамском. Нефть! Запасы которой весьма ограничены на всем земном шаре – по некоторым подсчетам, нефти хватит лишь на полвека. Для пермского «Лукойла» вопрос еще важнее, поскольку нефтяные пласты на юге области истощаются. Кстати, березниковский филиал «Лукойл-Бурение-Пермь» уже в прошлом году вышел в число самых важных плательщиков городской казны - на второе место после «Уралкалия».

А «Уралкалий» и отчасти «Сильвинит» стоят на пути у «Лукойла». Потому что большая часть нефтяных пластов залегает под калийными пластами. И калийщикам очень не нравится перспектива лишиться работы, если в процессе нефтедобычи калийные залежи будут... придут в некондиционное состояние. При том, что калийных залежей при нынешнем уровне добычи должно хватить на триста лет.

Поэтому нефтяникам тоже нужен город. Но калийщики здесь давно и «Уралкалий» давно ведет достаточно активную политику. Поэтому новому хищнику для начала неплохо бы подготовить почву. Например, объединить хищников помельче против динозавра. И, конечно, насекомых – нас, то есть.

К осени это станет совершенно очевидно.

А под ногами бронтозавров, как в живой природе, кипит своя жизнь – мелкие разборки, кто-то кого-то съел, кто-то кого-то подсидел, кто-то в Городскую думу проскочил, кто-то вылетел...
Пока динозавры дерутся

На фоне схватки гигантов городские власти действительно выглядят как какой-нибудь суслик. В последние годы влияние городских властей на жизнь города упало чрезвычайно. Даже если не углубляться в разбор причин (а есть причины и внешние, и внутренние), почему так получилось, сей факт очевиден. Достаточным свидетельством тому является вечное кивание городских думцев на мэра, мэров – на Думу, всех вместе – на федеральное и областное законодательство и вечный ответ на любой вопрос: «нет денег».

Поэтому городская власть как суслик ждет, чем же битва монстров закончится. Некоторые суслики сделали для себя выбор и пытаются укусить того или иного тиранозавра за левый мизинец, другие спешно роют для себя норки – как бы не раздавили гиганты в пылу борьбу, третьи..., четвертые..., пятые...

А в городе – уборка улиц, садовая пора началась, на собачьи какашки ребенок наступил, краны текут, кирпичи с крыши падают, квартиры обворовывают, государство обманутым государством вкладчикам деньги возвращает понемножку...

Андрей ЛУЧНИКОВ

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс