Картины великих мастеров в Усолье

В усольских «Палатах Строгановых» - очередное громкое событие: с конца января здесь работает передвижная музейно-выставочная программа «От Леонардо до Пикассо» / Фото: "Металлург"

Текст: Юлия Евсеева, Ольга Ерёменко

В усольских «Палатах Строгановых» - очередное громкое событие: с конца января здесь работает передвижная музейно-выставочная программа «От Леонардо до Пикассо» Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. Уникальность выставки в том, что наряду с очевидной эстетической компонентой в ней отчётливо прослеживается просветительская направленность.

Сотрудничество Усольского историко-архитектурного музея и Ирбитского музея изобразительных искусств началось 5 лет назад, когда в «Палатах» были выставлены оригинальные офорты Франсиско Гойи из серии «Капричос». И вот - новый проект. Его особую важность на открытии выставки подчеркнул директор Усольского музея Станислав Хоробрых.

«С крупными художниками музей, конечно, работал, но до поры до времени это были лишь персональные вы- ставки. Также есть опыт развёрнутой программы работы с вузами, НИИ. Но вот сотрудничества с государственными музеями до Ирбита у нас не было, поэтому мы только начинаем входить в эту очень сложную систему. Программа «От Леонардо до Пикассо» уникальна. Здесь представлены очень качественные образцы живописи, охватывающие пять веков, по ним можно вообще проследить всю историю искусства - от Возрождения до модернизма и постмодернизма», - говорит Станислав Хоробрых.

54 живописных шедевра мирового искусства в одном зале - где ещё можно увидеть такое? «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Мадонна с младенцем» Рафаэля, «Поклонение волхвов» Брейгеля-старшего, «Молодая женщина, примеряющая серьги» Рембрандта, «Голубые танцовщицы» Дега… Рубенс, Гейнсборо, Веласкес, Делакруа, Ренуар, Ван Гог, Сезанн, Пикассо - один только список имён способен вскружить голову, причём не только знатоку.

Многие оригиналы представленных полотен попросту «невыездные»: «живут» в знаменитых европейских музеях, не покидая их пределов, - одни в Лувре, другие в Эрмитаже, Ватикане или Кракове. Поэтому собрать подобную экспозицию из оригиналов просто не представляется возможным.

«Факсимиле» в переводе с латинского - «сделай подобное». Картина воспроизводится абсолютно точно в размере оригинала, миллиметр в миллиметр. И самое главное - это цифровые технологии, которые позволяют максимально точно воспроизвести цвет и фактуру, то есть каждый мазок кисти, каждый изгиб кракелюра (трещинок) на поверхности красочного слоя - всё это сохраняется и посредством очень сложной цифровой печати воспроизводится на специальном плотном мелованном картоне.

«Не следует путать факсимильное произведение и копию. Когда художник-копиист пишет копию картины, он вкладывает в неё, во-первых, исключительно свои личные эмоции, которые передаются через кисть на холст. Во-вторых, как бы он ни старался, при всей его любви к тому или иному шедевру или художнику он всё равно не может абсолютно точно положить каждый мазок так, как он есть в оригинале. Отличие факсимильного изображения в том, что при помощи лазерного сканирования точно воспроизводится каждый миллиметр холста, и изображение при помощи компьютера передаётся на полиграфическую основу. Таким образом, вы видите перед собой тот самый оригинал во всех его тонкостях, деталях, сложностях исполнения, и через это факсимиле вам пере- даётся энергетика, которая руководила кистью того или иного великого мастера», - говорит директор ирбитского музея Валерий Карпов.

Единственная вещь, которая на выставке представлена в уменьшенном воспроизведении, отмечают устроители, - это знаменитая «Афинская школа» Рафаэля, фреска, украшающая стену одного из станцев Папского дворца в Ватикане. Размер оригинала - почти 8 метров по горизонтали, и сделать такую гигантскую репродукцию просто нереально.

Факсимильные репродуции стоят бешеных денег, поскольку представляют собой довольно большую редкость, ведь печатают их ограниченным тиражом. По этой причине ирбитская коллекция собиралась в течение многих лет.

«Факсимильную коллекцию мы собираем в первую очередь для просветительских целей, для организации разного рода передвижных выставок в самые отдалённые уголки нашей страны. Мы создали целый ряд вот таких выставочных программ, которые «двигаем» по разным городам и весям. Одну из них - «От Леонардо до Пикассо» - мы с радостью презентуем сегодня в замечательном Усольском музее», - говорит Валерий Карпов.

А вот и первые отзывы: в день открытия на выставку пришли начинающие художники - ребята из студии «Акварелька» Усольского Дома творчества.

Полина Конина, педагог дополнительного образования: «Нас с ребятами специально пригласили, и мы не могли пропустить такое значимое событие. Деток нужно приучать посещать такие мероприятия, чтобы воспитать в них тягу к высокому искусству. В данный момент мы на начальном этапе: просто смотрим, кто автор, какие краски использовал художник, какие чувства хотел передать. Дети уже отметили, что им понравилось, я попросила их запомнить автора и название, чтобы нам было что обсудить потом на занятиях. Заодно посмотрим другие репродукции в книгах, зайдём в интернет - то есть углубим наши знания».

В Усолье выставка прибыла из Чайковского после трёхлетнего кочевья по разным уральским городам. В наших краях экспозиция будет гостить до 3 апреля. Приходите обязательно!


Опубликовано: корпоративная газета "Металлург"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс