"Когда люди наедятся мусора, искусство снова станет востребовано"

Сегодня наш гость Юрий Божков, мэтр детского телекинотворчества, пропагандист медиаобразования, кандидат педагогических наук, преподаватель высшей категории Центра эстетического воспитания детей «Радуга». Он автор более 50 фильмов о Березниках и Верхнекамье. Его фильмы, полные лиризма и любви к родному краю, земляки развозят по всему миру. На днях мастеру исполнилось 70 лет. Поздравляем!/ Фото: Сеть

Текст: Елена Шмелёва

Сегодня наш гость Юрий Божков, мэтр детского телекинотворчества, пропагандист медиаобразования, кандидат педагогических наук, преподаватель высшей категории Центра эстетического воспитания детей «Радуга». Он автор более 50 фильмов о Березниках и Верхнекамье. Его фильмы, полные лиризма и любви к родному краю, земляки развозят по всему миру. На днях мастеру исполнилось 70 лет. Поздравляем!

- Сегодня редкий человек не порабощён телевидением, Интернетом. Мы вольно или невольно включены в телекоммуникационное поле, оно как воздух проникает в нас и что-то творит с нашим сознанием. Информационный поток так густ и непрерывен, что человек в нём всё более пассивен и предсказуем.
- Сегодня взрослый зритель по всем замерам находится на уровне 12-летнего ребёнка. Он получает эмоциональный заряд от быстрой смены ярких картинок, спецэффектов, примеряет героев на себя, напряжённо следит за развитием событий и совсем не думает, что сокрыто под толщей сюжета.
Но не главное же, кто за кем бегал! Куда важней увидеть, какая идея положена в обёртку, что автор хотел донести зрителю: это доброкачественная пища для ума и души или, может быть, яд?

- Наверное, круглосуточно пристёгнутым к «оку Саурона» телеманам трудно осмыслить «зерно» новости, телепрограммы или сериала, потому что им некогда «переваривать» увиденное? Чтобы впечатления отстоялись, нужна тишина, а её нет.
- Все информационные войны сейчас рассчитаны на людей, которые не умеют воспринимать информацию критически. Им вживляют в сознание такие бредовые идеи, а они даже не замечают, что это ложь. Вот террористы заманивает молодёжь видероликами, в которых показывают одно (модные увлечения, популярные лица), а внушают совсем иное.

- А как процеживать информацию?
- Надо понимать, что в информации, которую сейчас гонят через телевидение, обычно внешнее содержание не совпадает со скрытой целью. Если ты смотришь любой телепродукт, главное - это выцарапать его идею. Какая мысль кроется за видеорядом и словесным потоком, что в тебя хотят вложить? Система критического осмысления картинки называется «Медиаобразование». Она разработана крупными советскими психологами, академиками. И до сих пор работает!

- Глядя, чем пичкают зрителя даже на некоторых детских каналах, видимо, надо начинать заниматься медиаобразованием с раннего детства? Что можно объяснить ребёнку?
- Я работал одно время с детсадовцами по методикам ВГИКа. Родителю нужно обсуждать с ребёнком просмотренный мультфильм. Задавать вопросы. Почему так называется фильм? Какой эпизод ты считаешь главным? Почему он главный - и герой, и момент? Что тебе больше понравилось? И в конце подводите его к рассуждению: а для чего этот фильм нам показан, что он говорит? Это общие вопросы, их в более глубоком виде можно применить в работе со взрослой аудиторией. В «Кворуме» с ребятами, когда смотрим и фильмы, ищем ответы, что хотел сказать автор, как сработала съёмочная группа на идею, каждый ли её донес. И они делают открытия: ой, оказывается, мы совсем про другое смотрели, нежели сказано в названии.

- Современный кинопрокат рассчитан на подростка: ужастики, триллеры, фэнтези... Кажется, никто из кинопроизводителей не заинтересован в том, чтобы научить зрителя мыслить.
- Кино и было задумано как аттракцион в сути своей, впоследствии оно стало развиваться. Ну а сейчас скатилось к аттракциону, и хороших фильмов раз-два обчёлся.

- Как воспитывать думающего зрителя?
- Хотя бы на уроках литературы был введён кусочек медиаобразования. Современные дети почти не читают. Так предложите им посмотреть классику в русском и американском кинопрочтении. Например, «Войну и мир». Сразу найдёте столько смысловых расхождений, богатый материал для анализа и сопоставлений. Кстати, педвузы страны начали готовить учителей по системе медиаобразования. Сейчас Пермь в этом направлении двинулась вперёд. На фестиваль документального кино «Флаэртиана» пригласили подростков. Для них это был не обычный просмотр, а с обсуждением. И после такого общения ребята вышли другими людьми.

- Юрий Иванович, вы учите ребят не только грамотно смотреть фильмы, а ещё и снимать по канонам классического киноискусства. Не кажется ли вам, что это теряет актуальность? Сейчас все, кому не лень, снимают сюжеты на телефоны и выкладывают в Интернете. Причём художественная сторона видео не имеет значения, важен факт обнародования.
- Совершенно верно, сейчас ценится просто информация. Ребята приходят и говорят: «Мы опять заработали денег в «Ютубе». Бывает, какую-нибудь глупость снимут, кошку несчастную, что-то даже нехорошее, антиморальное. Но раз ролик в Интернете заработал много кликов, - значит, получи свои доллары. Полагаю, низкопробный «Ютуб» не случайно сделан. Он тоже что-то выцарапывает. Весь Интернет в Америку уходит, там всё анализируется, какие идеи в определённых кусках земного шара, что там думают люди... Да, сейчас и на любительских кинофестивалях отброшены все каноны. Потому что считается, лишь бы интересно было. Демонстрируется полнейшая операторская и режиссёрская безграмотность. Но даже если ты гонишься за зрелищем, правила правописания надо соблюдать, ставить запятые, иначе вас просто неправильно поймут. Думаю, когда люди наедятся мусора, искусство снова станет востребовано. Поэтому учиться грамотной подаче материала всё-таки полезно.

- Какие советы дадите тем, кто хочет снимать? Вот есть у человека аппарат, на котором есть кнопка. С чего начать?
- Мне понравилось высказывание Кончаловского: «Сейчас, чтобы снимать кино, надо только айфон и голову». Да, голову. Сначала подумай, сформулируй о чём ты хочешь снимать. И что ты хочешь поведать миру? Какую идею принести? Тогда у тебя появятся вопросы: а как снимать так, чтобы тебя поняли? Обязательно должно быть начало, середина, конец. Обязательно должна быть какая-то интрига, чтобы зрителя заинтересовать. Обязательно чередование планов: общего, среднего, крупного, не склеивать два одинаковых плана. Обязательно менять точку съёмки через 5-6 эпизодов. Если этих основ, этих запятых и точек, не будешь соблюдать, то лучше не берись.

- Через студию «Кворум» в Пушкинской школе за четверть века прошло много ребят, для кого телевидение стало призванием?
- Действительно, прошла уйма людей, с кем-то до сих пор встречаемся, вспоминаем. Те, кто закрепился в телевидении, наиболее известные - это Даниил Вахрушев, директор рекламного телеагентства «Калифорния», Андрей Ткаченко, он сейчас на НТВ, делает репортажи из разных стран, Оля Евтихова, выпускающий редактор на екатеринбургском телевидении. И сейчас есть способные ребята, вот Данил Данилишин. Недавно на всероссийском фестивале «Бумеранг» в «Орлёнке» его фильм «Велофристайл Березники - Нью-Йорк» занял 1 место. Мы подписали договор, что фильм будут показывать в самолётах на иностранных линиях.

- Какое кино вы считаете хорошим?
- Все фильмы Сакурова, нашего гения главного. Странно, что их только на Западе оценивают, а у нас в кинотеатрах не показывают. У Андрея Кончаловского хорошие картины. Советую посмотреть «Левиафан». А вы видели фильм «Уходящая натура»? Это про нас, тех, кто работал на киностудиях.

На телевидение Юрий Божков пришёл в 15 лет, работал в березниковской телестудии осветителем. С 18-ти в Ленинградском университете занимался теорией кино. Всё свободное время в студенчестве пропадал на «Ленфильме», подрабатывал в массовках. В 24 уже был помощником режиссёра, затем старшим администратором. Его работе, ежедневно связанной со встречей киношной братии, наладкой съёмочного процесса и согласования уймы оргвопросов, завидовал аж комсорг киностудии. Общаться приходилось со многими знаменитостями: Пуговкин, Меркурьев, Ножкин, Аросева, Фёдорова, Гурченко, Чурикова, композитор Соловьёв-Седой. После армии прибыл на побывку к родителям в Березники. Выпускника философского факультета уговорили хоть недолго поработать в политехническом институте. Сегодня мало кто из выпускников вуза помнит Божкова - преподавателя марксистско-ленинской философии, зато все с удовольствием вспоминают первую в Березниках молодёжную телестудию, организованную им в политехе. В 80-х Божков глубоко занимается наукой: аспирантура НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, в дополнение - свободное посещение ВГИКа, лекций Герасимова, Рома, общение с мэтром детского кино Роланом Быковым. Защитил первую в стране диссертацию по самодеятельному детскому кинотелетворчеству, явился разработчиком программ по медиаобразованию. Все годы не расставался с мечтой стать кинодокументалистом. Но в середине 70-х все документальные телестудии в стране закрыли. Тогда Божков организовал в школе №1 киностудию, и с тех пор он её бессменный руководитель.


Автор – березниковский журналист
Опубликовано: местное издание "Новая городская"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс