Секрет Ханумы

Текст: Сергей Русских

Что нужно для хорошей театральной постановки? Для начала продуманный и увлекательный сюжет, желательно весёлый, лучше исторический, но злободневный. В основе его должны лежать первостепенные вещи: любовь, дружба, взаимопомощь. Продуманные декорации, органично формирующие пространство сцены. Нарядные, яркие и интересные костюмы. Яркая, узнаваемая музыка, красивые танцы. Ну и, конечно, задорная игра актёров. Ну, пожалуй, и всё. Почему я говорю об этом так просто? У драмтеатра «Бенефис» в его новой постановке «Ханума» все составляющие имеются.

Для начала сюжет. Мы с вами перемещаемся в Тифлис, в котором жизнь кипит во всей полноте страстей. Практически нищий князь Вано Пантиашвили в исполнении Александра Староскольцева теряет практически всё состояние, и всё из-за его пьянства и стремления к лёгкой жизни. Всё, что у него остаётся, – это усы, которые он кладёт под заклад при любом удобном случае и, естественно, его титул князя. Его мечта – снова разбогатеть, расплатиться с долгами и продолжить свою разгульную жизнь.

Купец Микич Котрянц сказочно богат, но у него тоже есть проблема – он всего лишь купец, да и то бывший сапожник. Ему крайне необходим высокий статус в обществе, а для этого можно и породниться с князем Пантиашвили. И вроде бы у героев пьесы всё этому благоприятствует: Вано холост, правда, стар, но не прочь поправить своё финансовое положение за счёт свадьбы. У Микича есть дочь Сона, двадцатилетняя красавица, которую он не прочь выдать замуж за Вано. Разница в сорок лет и чувства Соны, естественно, никого не волнуют.

Решить данную проблему берётся сваха Кабато. Но не учитывают все эти персонажи одного – сосватать князя Пантиашвили решила и великая сваха Ханума, а в её планы свадьба Соны и Вано никак не входит. С лёгкой руки Ханумы развиваются все дальнейшие события пьесы. Ханума – сваха известная, раз взялась за дело, то своего не упустит. Да и Кабато ей не соперница. Хлопоты свахи Ханумы щедро сопровождаются интригами, спорами, обманом и хитростью, в которые вовлекается зритель. Но так как это водевиль и произведение крайне позитивное, в финале в выигрыше оказываются все: князь Вано получает приданое, Микич роднится с княжеским домом, молодые Коте и Сона играют свадьбу, Ханума находит себе мужа, а Кабато остаётся единственной главной свахой города.

Для спектакля «Ханума» были созданы шикарные декорации известным березниковским художником Леонидом Плесовских. Сцена «Ханумы» представляет сплошной тифлисский виноградный сад. Виноградная лоза увивалась по стенам беседок, сцены и даже по потолку, с лозы свешивались гроздья спелого винограда. Всё это дополняют пара ажурных стенок, несколько стульев, тахта, пианино и кресло. Пространство сцены было настолько мобильно, что прямо на глазах у зрителей несколько раз за спектакль трансформировалось то в захудалую усадьбу князя Вано, то в комнату Соны, то в княжеский сад, то в общественную серную баню. Всё это менялось легко и незатейливо во время исполнения артистами танца, так что происходящая смена декораций сама становилась частью спектакля для зрителя.

На что действительно было приятно посмотреть – это костюмы, наяву переносящие нас в Грузию. Элегантные женские платья, шитые золотом и парчой, оригинальные исторические мужские горские костюмы с кинжалами на поясах – всё это придавало спектаклю «Ханума» достойный исторический колорит. Было видно, что художник по костюмам, а в этой роли выступила актриса Марина Гехт, постаралась на славу. Всё это костюмированное великолепие блестело и сияло под прожекторами, крутилось в танцах по сцене и вызывало у зрителей бурю восторга.

Впечатлила игра актёров, настолько органично они вжились в свои роли. Князь Вано в исполнении Александра Староскольцева совершенно искренне страдал и терялся, выбирая между красивой невестой и большим приданым, выбирал и торговался, взывал к своей чести и клялся усами. В какой-то момент даже решился на мужественный поступок, достойный настоящего аристократа, – пообещав жениться одновременно на двух невестах и неспособный совершить выбор, решился на самоубийство. Для чего собрал друзей в бане, выпил с ними в последний раз и направился резать себе вены в ванной, да вот только пока пили и воздавали тосты, закончилась вода. Так что самоубийство отложилось.

Микич Котрянц артиста Максима Станкевича – делец до мозга костей, настойчивый и успешный, горячий и готовый схватиться при случае за нож. Его заветная мечта – породниться с княжеским родом, что поспособствует росту его статуса и торговых дел, и ради достижения он ни перед чем не остановится, его не волнуют ни чувства дочери, ни финансовые затраты. Его правая рука, приказчик Акоп (артист Владимир Фомичев), готов выполнять его приказания беспрекословно, но Сона – его любимица, и Акоп желает ей лучшей участи. И мы видим тонкую игру артиста, передающую зрителям в зале душевные терзания Акопа, разрывание между долгом и преданностью хозяину и желанием счастья юной Соне.

Хороши в своих ролях были и молодые актёры; здесь в первую очередь стоит отметить игру Павла Ефремова и Дениса Богатырёва.

Непревзойдённую актёрскую игру продемонстрировала Елена Зебзеева в образе свахи Ханумы. За спектакль её Ханума переодевалась три раза, побывала в доме князя, купца и мужской бане, несколько раз до обморока довела князя Вано, пряталась в бочке, побила на базаре свою конкурентку Кабато и в конце концов одержала победу, доказав, что она лучшая сваха. Всё это сопровождалось бурей экспрессии и эмоций. Объявляя антракт и не выходя из образа Ханумы, Елена Зебзеева выпорхнула из-за кулисы и отправила зрителя в буфет.

Водевиль в березниковском исполнении получился живым и эмоциональным. Многие реплики героев вызывали искренний смех в зале, песни и танцы сопровождались аплодисментами. Актёры продемонстрировали нам свои незаурядные вокальные способности. Представление «Ханумы» на суд березниковского зрителя было динамичным и ни на минуту не замедляющимся действием, всё пространство сцены было задействовано актёрами, все два часа спектакля на сцене бурлила яркая жизнь со всеми её страстями.

Зрителей на премьеру в ДК имени Ленина собралось немало. Публика с энтузиазмом восприняла данный спектакль в исполнении актёров театра «Бенефис». Приглашённый из Москвы режиссёр-постановщик Вячеслав Сорокин предугадал желание березниковских театралов в холодные декабрьские вечера посмотреть что-то лёгкое, доброе и искреннее. На протяжении всего спектакля взрослый зритель, с совершенно детским восторгом на лицах, то трогательно вздыхал, то заразительно смеялся и явно был доволен игрой актёров. В финале спектакля зрители аплодировали стоя и несли актёрам «Бенефиса» цветы на сцену.

Присутствующим на премьере «Ханума» понравилась. Очередь из желающих оставить запись в театральной книге отзывов автор этих строк наблюдал своими глазами.

И вам, дорогие читатели «Березниковской недели», я искренне рекомендую посетить спектакль «Ханума». Вопросы и темы «Ханумы» вечны и касаются в той или иной степени каждого из нас. И, конечно, это будет отдых для души, вас порадует и сам водевиль, и игра актёров, и костюмы, и декорации, и музыка, и танцы. Вы с наслаждением окунётесь в море положительных эмоций и будете гордиться тем, что в нашем городе есть такой уникальный театр «Бенефис», который вот уже 10-й сезон не устаёт удивлять и радовать зрителей своими спектаклями.


Источник: «Березниковская неделя» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство