Дорожные войны Березников

Они идут на дорогах наших городов.

КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
Увидеть их проявления в повседневности можно, например, на нерегулируемом дорожном переходе, обозначенном знаком и «зеброй». Иной раз, чтобы начать пересечение дороги в таких местах, пешеходам приходится демонстрировать водителям осторожное желание пройти. Обычно как только остановится хоть один вежливый водитель, к нему присоединяются и другие участники движения. Путь открывается, но пешеход, недоверчиво озираясь на каждом шагу, доходит до середины дороги. Тут, бывает, он вновь притормаживает, дабы убедиться в возможности преодоления оставшегося опасного участка. На дорогах, где подобные переходы используются часто, водители более бдительны, так как видят их издалека. Пешеходы, в свою очередь, тоже быстро отмечают, где, как и когда безопасно переходить дороги.

Правила поведения сторон при такой встрече хорошо описаны законом. За пешеходом законодательно закреплено приоритетное право при переходе даже и через нерегулируемый переход, обозначенный соответствующим знаком и полосатостью тропинки. Это в теории, а вот как всё зачастую выглядит на практике.

ДОЛОЙ «ЗЕБРЫ»?..
Нерегулируемый пешеходный переход: плавательный бассейн «Кристалл» – городской парк (улица Карла Маркса). В 50 метрах по обе стороны пешеходного перехода стоят знаки ограничения максимальной скорости – 40 километров в час. Но мало кто из водителей их видит. Мимо мчится «девятка». Она, игнорируя не только знак ограничения скорости, но и пешехода, вставшего на «зебру», лихо проехала и припарковалась у бассейна. Подхожу к водителю и спрашиваю: «Знак и пешехода не заметили?». Поразительно, но водитель считает, что у пешехода преимуществ нет и даже полагает лишними нерегулируемые пешеходные переходы.

Мол, есть «зебры» со светофорами, там безопаснее, а нерегулируемые переходы порождают заторы и аварии на дорогах. И, дескать, ликвидация пешеходных переходов – это новый, радикальный поворот в решении проблемы аварийности с участием пешеходов.

Но, к счастью, к таким мерам власти пока не прибегают. Хотя гаишники зачастую наравне с водителями выражают недовольство по отношению к «непорядочным» пешеходам. Стоит их только спросить, а много ли наездов на пешеходов, сотрудники ГАИ в один голос начинают говорить, мол, не только водители такие бескультурные, пешеходы им ещё и фору дадут. И за доказательствами ходить далеко не надо.

БОЕВЫЕ ПОТЕРИ
3 ноября, примерно в 19.20, на перекрёстке Юбилейная – проспект Ленина пешеход пытался перейти перекрёсток на запрещающий сигнал светофора. Водитель не успел избежать столкновения, так как всё было против него: и погода (мелкий дождь), и время суток (вечер), и дорожные условия (мокрый от дождя асфальт и световые блики на нём), да и сам пешеход весь в чёрном, из темноты появившийся. В результате ДТП пешеход в коме, а водитель – в подавленном состоянии.

Впрочем, есть и другой пример. 2 ноября в 21.45 по улице Мира, со стороны улицы П.Коммуны, шёл автобус «Мерседес-Бенц», за рулём которого находился 63-летний водитель. На перекрёстке Мира – Юбилейная при повороте налево он сбил 22-летнюю девушку, переходившую улицу по «зебре» и на разрешающий сигнал светофора.

Это всего лишь два случая из огромной дорожно-военной статистики. А что за ними? Даже при незначительной скорости и отличной реакции водителя травм пешеходу не избежать. А машине что? Железо помнётся, стекло разобьётся, под капотом что-то оторвётся, и всё. Но сколько аварий заканчивается смертельными случаями! Сколько таких аварий, после которых пешеходы остаются инвалидами!

Кажется, нет более непримиримых «врагов», чем водители и пешеходы. Водители обвиняют последних, что они виноваты во всём, переходят дорогу где придётся и буквально бросаются под колёса автомобиля, а те, в свою очередь, обвиняют оппонентов в том, что они летают как угорелые и не уважают пешеходов. Госавтоинспекция же констатирует, что и те и другие хороши, безжалостно их штрафуя (водителям, заметим, достаётся больше).

Но что, кроме штрафов, может изменить ситуацию?

Сотрудники ГИБДД – сторонники строительства подземных и надземных пешеходных переходов. Кроме того, считают они, нужны «карманы» для общественного транспорта, в частности на улице Пятилетки, на остановке «ЦУМ» (напротив магазина «Адидас»). В данный момент автобусы занимают полосу, что затрудняет движение на перекрёстке, и, как следствие, аварии и наезды на пешеходов.

Страшно смотреть на второстепенные и межквартальные проезды. На них, как правило, нет пешеходной дорожки. Людям приходится идти по проезжей части.

Все помнят чудовищный случай, произошедший в мае этого года у школы № 28, когда пьяная дама, впервые севшая за руль автомобиля, прижала к забору женщину с четырёхлетним ребёнком. Девочка скончалась на месте. Но был бы здесь пешеходный тротуар, да к тому же ограждённый от дороги забором, трагедии наверняка бы удалось избежать.

Кстати, о заградительных заборах. Они у нас после реконструкции дорог появились. Но пешеходы не хотят их замечать и упорно лезут на дорогу.

И НЕТ ДЛЯ НИХ ПРЕГРАД
Вчера наблюдал такое явление: остановка общественного транспорта «Улица Карла Маркса», что напротив магазина «Магнит». Между магазином и остановкой заградительный забор. Однако люди как ходили в этом месте до капремонта дороги, так и ходят до сих пор, с той лишь разницей, что их путь теперь переместился немного выше.

И таких мест, где пешеходы пытаются сократить себе путь, перебегая улицы перед близко идущим транспортом, предостаточно. На той же Юбилейной есть ещё как минимум три опасные точки: торговый центр, аптека «Виола» и бывший пивбар. На моих глазах двое подростков с ранцами за плечами перелезли через перила двух ограждений напротив аптеки «Виола»!

Нередко приходилось наблюдать, как на регулируемом пешеходном переходе Пятилетки – Карла Маркса несколько раз «выныривали» бе-зответственные мамочки с колясками перед капотом проезжающих машин на красный свет светофора. Причём делали они это не на самом перекрёстке, а чуть выше, у ЦУМа.

Помнится, в начале осени сотрудники ГИБДД проводили рейд по безопасности дорожного движения среди пешеходов. Нарушителей было столько, что инспекторы ГИБДД не успевали на всех оформить протоколы об административном правонарушении. Причём если полицейский оформлял протокол на одного нарушителя, в это же самое время другой пешеход нарушал правила.

Гаишники в этих условиях уповают на профилактику. И надо отдать должное, с её помощью удаётся достичь некоторых положительных результатов. ГИБДД чуть ли не каждый месяц проводит профилактические операции на дорогах, организует занятия в школах и детских садах.

Очередное такое профилактическое мероприятие в начале ноября березниковские стражи дорог провели совместно с инспекторами краевого полка ДПС, но уже с водителями. Итоги неутешительные. Всего за несколько часов рейда полицейские выявили 22 водителя, управлявших автомобилями в нетрезвом виде, один из которых был в наркотическом опьянении, четверо управляли автомобилем без водительского удостоверения.

– Число выявленных правонарушений показывает, что ужесточение административной ответственности не дисциплинирует наших водителей, они позволяют себе садиться за руль в состоянии опьянения, в том числе будучи лишёнными права управления транспортными средствами или не имея их вообще, – заявила инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Березниковский» Марина Ситёва.

В общем, водители не любят пешеходов, а пешеходы ненавидят водителей. Так, сегодня утром я стал невольным свидетелем подобного неуважения. Раннее утро, ещё темно. Люди стоят на светофоре у регулируемого пешеходного перехода напротив музыкальной школы на Свердлова. Горит красный сигнал светофора, машин немного. Тогда довольно солидный мужчина в возрасте 50-55 лет вдруг срывается с места и перебегает дорогу. Хорошо, что ехавший автолюбитель по чистой случайности не нажал за миг до этого на газ.

Что из всего этого следует? Только то, что сторонам, видимо, вечного дорожного антагонизма придётся научиться уживаться вместе, быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения. Другой «дороги» тут нет.

СПРАВКА
За 10 месяцев 2013 года на дорогах города произошло 305 ДТП, в которых погибли 14 человек, 419 получили травмы различной степени тяжести, 881 водитель привлечён к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения и отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

С участием пешеходов зарегистрировано 126 ДТП, в которых погибли 7 человек и 128 получили травмы. По вине пешеходов произошло 45 дорожных аварий, в которых погибли 5 человек и 43 были травмированы. На дорогах города зарегистрировано 57 ДТП с участием детей, при этом 1 ребёнок погиб и 60 получили травмы. Только за октябрь в ДТП попали 7 детей, 2-е из которых переходили улицу под запрещающий сигнал светофора, 1 – в неустановленном для перехода месте.

Всего с начала года по вине детей произошло 14 ДТП, в которых пострадали 16 детей (8 ДТП – переход дороги в неустановленном месте, 6 ДТП – переход улицы на запрещающий сигнал светофора, 1 пострадавший был велосипедист). По вине детей число ДТП по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличилось на 250 процентов (2012 год – 4 ДТП).


Источник: «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс