Жемчужина Древней Руси в Березниках

Уже совсем скоро Березниковский историко-художественный музей отметит 90-летний юбилей.

Текст: Татьяна Чернушевич

Уже совсем скоро Березниковский историко-художественный музей отметит 90-летний юбилей. С первых дней своего существования музейные работники стремились к тому, чтобы сохранить историко-культурное наследие, и даже в сложные годы гонений и пропаганды атеизма с риском для себя смогли сберечь духовные ценности, сохранить и воссоздать их для будущих поколений.

СТРОГАНОВСКИЙ ВКЛАД
В экспозиции Березниковского историко-художественного музея представлены памятники древнерусской темперной живописи XVI – нач. XX вв., деревянной культовой скульптуры и меднолитой пластики.

Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – и по сей день играет в жизни общества важнейшую роль. Некоторые иконы, хранящиеся в БИХМ, относятся к лучшим образцам русского искусства своего времени и впервые предстанут перед широкой аудиторией после реставрации. Среди них уникальные иконы строгановской школы. Одна из них – «Сошествие святого духа с апостолами» из праздничного ряда главного иконостаса церкви Похвалы Богородице Орла-городка, написанная в 70-х годах XVII века мастером из круга «царёва изографа» Ивана Максимова, иконописца оружейной палаты Московского Кремля, а, возможно, и им самим.

Золотофонная икона «Богоматерь – Гора Нерукосечная с припадающими Святыми Никитой и Евпраксией» конца ХVI века исполнена в сольвычегодских иконных горницах, где работали мастера северной ветви строгановской школы. Изображённые припадающими к трону Богородицы Св. Никита и Св. Евпраксия являются небесными патронами Никиты Григорьевича Строганова и его супруги Евпраксии Фёдоровны Кобелевой. Эта икона – вклад Строганова в Никольскую церковь Пыскорского монастыря. При поступлении в музей она была покрыта «патиной времени» – почерневшей сгрибленной олифой и белёсой плесенью. До 90-х годов ХХ столетия никто не мог увидеть следов живописи на тяжёлой чёрной доске. Возрождение святыни совершили реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Этот торжественный тронный образ Богоматери с младенцем – один их самых ранних в березниковском собрании.

ОБРАЗ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЫ
Трудно назвать более популярный и любимый образ всех времён и народов, чем изображение матери и ребёнка. В экспозиции представлены сразу несколько образов Богородицы: «Богоматерь Деисусная» конца XVIII в., золотофонная «Тихвинская Богородица» новгородской школы, «Богоматерь Владимирская» XVI и XVII вв., «Цесарская Боровская» из Свято-Троицкой церкви с. Лёнва. Несомненно, притягивает внимание один из центральных образов в экспозиции – икона «Богоматерь Владимирская», датируемая предположительно XVI в. «Древнейшая песнь материнства» звучит здесь торжественно и печально. Глаза Богоматери обращаются вглубь души, объятой страданием и тревогой. Даже пышность драгоценных одежд не снижает напряжённости образа, самого выразительного, самого почитаемого в Древней Руси. Не случайно именно «Владимирскую» называют покровительницей Руси. Эта и некоторые другие святыни пока являются предметом научного изучения. Однако уже сейчас, когда эти образы выставлены в былой красе, древнерусская живопись является нам в совсем ином свете.

ИКОНА, ПЕРЕЖИВШАЯ ПОЖАР
Удивительна история иконы «Св. Параскева Пятница», датируемой XVII в., из Орлинского храма Похвалы Богородице. Образ Св. Параскевы Пятницы в местных собраниях древнерусского искусства представлен редко. Икона пережила пожар, о чём свидетельствуют поздняя вставка и обуглившаяся часть основы. То, что она была сохранена, несмотря на значительную утрату доски, свидетельствует об особом к ней отношении. Тем более что огонь, сильно повредив икону, не тронул изображения святой. Возможно, её сохранение в пламени было воспринято как чудо.

Икона «Избранные Святые» с Крестом-мощевиком из Николаевского храма села Новое Усолье содержит уникальные мощи 35 христианских святых, частицу Гроба Господня и Животворящего Креста. История этой святыни уходит корнями в ХVIII век, когда она принадлежала барону Г.А. Строганову. В год освящения Николаевской церкви Крест был помещён в её алтарь, а спустя 90 лет его решили вынести на всеобщее поклонение. В связи с этим была заказана икона с изображением всех святых, упоминаемых на мощевике. В неё, по словам искусствоведа, Заслуженного работника культуры Л.Ф. Коржавкиной, 30 октября 1911 года, в церкви Пермского Белогорского подворья, отцом иеромонахом Серафимом и священником усольской Николаевской церкви отцом Владимиром Борисовым был вложен драгоценный Крест. Икона была отреставрирована совместно с местной общиной Русской Православной Церкви.

ИСТОРИЯ ДЕРЕВЯННЫХ СВЯТЫХ
Березниковское собрание деревянной культовой скульптуры самое значительное в пермском регионе после коллекции Пермской государственной художественной галереи. В новой экспозиции можно увидеть замечательные скульптуры из Орла, Усолья, Лёнвы, Пыскора.

Деревянная скульптура – большая редкость в русских церквях. Русское православие не поощряло, а иногда и просто запрещало культовые скульптурные изображения. Ещё в 1551 году Стоглавый собор, а в 1722 и 1767 годах Святейший Синод строго запретили объёмное изображение Христа: «Иконы резные или истесанные и изваянные запретить». Но в пермских церквях, особенно на севере Пермского края, деревянные изображения ангелов, святых, Спасителя, Богоматери и Саваофа создавали на протяжении сотен лет.

До сих пор неизвестно наверняка, как именно появилось это замечательное искусство. Часто говорят о местном языческом влиянии: местные «азиатцы» – коми-пермяки и манси поклонялись идолам, и этот культ продолжал жить в течение нескольких веков после формального крещения местных народов.

Самой ранней в собрании березниковского музея является скульптура «Святого Николая Можайского», датируемая концом XVII – началом XVIII вв. из Никольской церкви с. Пыскор. Бог-страж, былинный защитник в одной руке держит модель града, сбережённого им, меч в другой руке утрачен. Облик св. Николая близок этническому типу коми-пермяцкого народа: высокие скулы, особенность посадки глаз, удлинённый нос. Это один из фактов того, что люди приписывали своему «богу» человеческие свойства, этот образ был им близок. При реставрации скульптуры в 2004 году были обнаружены нижележащие красочные слои росписи. Скульптура засияла насыщенными цветами и оказалась самой живописной в коллекции.

НИКОЛАЙ БЕЗ МЕЧА
Второй резной «Св. Николай Чудотворец с житием» в можайском изводе был привезён из экспедиции по Усольскому району в шестидесятых годах ХХ века. Небольшая скульптура помещена в складень-кузов. Обнаружен он был в частном доме деревни Гари-Верх Кондасского сельского совета. По мнению искусствоведа ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря Людмилы Синицыной, «складень состоит из разновременных элементов. Фигура Николы датируется XVII веком, навершие – XVIII веком, а роспись створок – XIX веком. Сами створки, возможно, более ранние, но они были перелевкашены для нанесения житийных клейм. Киот был маловат для скульптуры, и тот, кто его приспосабливал, вынужден был выщербить верхнюю доску над нимбом. Сам Никола очень нарядный. Крупноголовый, коренастый, патриархальный. Выразительна графика лика, достаточно реалистически исполненного. Особую декоративность фигуре придаёт то, что автор помимо темперной росписи использовал цветные лаки по серебряной подложке (на фелони, епитрахили, палице). Эта же техника применена на створах для придания золотистого оттенка фону. Звонкая перекличка пятен сурика на фигуре Николы, створках и самом киоте объединяет этот разновременный памятник, создаёт радостный, праздничный ансамбль. Обязательные атрибуты иконографического извода “Никола Можайский”: меч в правой руке и град в левой – утрачены».


Автор – зав. художественной галереей БИХМ им. И.Ф. Коновалова
Источник: «Березниковская неделя» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство

История