Бабу запрягай!

Текст: Инна Рукосуева

Я со своим материнским капиталом ношусь, как кот с салом, и не хуже Аллы Пугачевой не знаю, куда бы его приткнуть, чтоб и волки были сыты, и овцы целы. И вот меня в очередной раз порадовала прелестная правительственная идея – а что если разрешить использовать эти деньги не только на ипотеку, образование и пенсию, но и на основание собственного бизнеса?

Первая мысль – они там наверху совсем с ума спрыгнули? Нет, я все понимаю, малый бизнес в жутком кризисе. Из-за увеличения ставок социального налога за два последних года 4 млн. индивидуальных предпринимателей сколотили своему делу маленький гробик и поставили на нем большой крест, а надо рапортовать о том, что по инвестиционному климату в России наступает глобальное потепление, как и было обещано. Но не затыкать же дыру в днище тонущего корабля в буквальном смысле бабьей задницей!

А потом меня саму накрыла легкая шизофрения, и личность моя стала раздваиваться. Да, давайте мне эти деньги! Я такой бизнес-план нарисую, что все заплачут от частной инициативы, я умею! Отчитаюсь за первый годик работы, заплачу вам грабительский откат в виде честных налогов и закрою навсегда эту гнилую тему.

Просто нечто подобное Россия уже проходила, правда, там сумма была гораздо меньше, не особенно разгуляешься. Но многие смогли приобрести нужные в хозяйстве вещи за счет государства.

Я говорю об антикризисной поддержке безработных, которых центр занятости сватал стать предпринимателями и безвозмездно выдавал «подъемные» в размере двенадцати максимальных пособий по безработице. Идея была чудо как хороша. Я тогда работала выпускающим редактором газеты для предпринимателей и встречалась с этими людьми, получившими господдержку, которые искренне поверили, что у них все получится в малом бизнесе на 58 тыс. рублей по тем деньгам.

Одна дама открывала кукольный театр. Другая – собралась делать буквы из пенопласта для рекламных вывесок. Третья – завела пасеку. Четвертая – открыла маленькое ателье. И таких набралось в маленьком городе около сотни человек. Чиновница центра занятости была счастлива, рапортуя о том, что дамы наши подались вовсе не в торговлю, как того от них ждали, а решили заниматься услугами на благо общества.

Через полгода я встретилась с этими людьми снова и спросила, как у них идут дела? Дела шли скверно, только одна новоиспеченная предпринимательница с кукольным театром сохраняла оптимизм и играла спектакли в детских садах. А еще через год никто из них уже в списках не значился. А тот кукольный театр до сих пор работает, только нелегально.

Так что у меня возникают резонные опасения – если материнский капитал всея Руси в размере 1,3 трлн. рублей власти предержащие используют для увеличения предпринимательской активности, то статистика у них получится местами даже красивая. Но очень кратковременная.

Кроме уже названной, на закрытом совещании правительства прозвучали еще две новые идеи относительно использования материнского капитала, но они не были поддержаны. Первая – снимать на эти деньги квартиру. Мне это подходит, но я понимаю, что так жить нельзя. Вторая – платить матери, которая уже перестала получать пособие от фонда социального страхования, но еще не вышла на работу, потому что ребенку не исполнилось три года. Если бы прошло это предложение, женщины, записывающие детей в очередь на детский сад с самого рождения, были бы счастливы и от чистого сердца сказали бы, что Путин – наш президент.

Замечу, что все идеи, когда можно было бы реально помочь семье с двумя детьми, почти всегда на корню зарубались, к примеру, наш президент был не в восторге от замысла покупать на материнский капитал автомобили. Единственный раз, в самый тяжкий кризисный 2009 год разрешили брать оттуда по 12 тыс. рублей наличными – годовой запас памперсов можно было купить на эти деньги.

А идею отдать эти виртуальные средства на развитие бизнеса вице-премьер Ольга Голодец почему-то сразу поддержала. Впрочем, на прошлой неделе всему миру стало известно, что она – «странный персонаж и не относится к числу людей, принимающих решения». А то ведь страшно становится, сколько матерей захотят резко стать предпринимателями. Но очень странно, что эту бредовую идею поддержал Минфин, который первоначально был вообще за то, чтобы свернуть этот проект.

Некоторые эксперты, которые комментировали правительственное предложение, высказали мнение, что деньги на бизнес из материнского капитала должны выдаваться только в виде банковского продукта. Логично, на 400 тыс. бизнес не откроешь, это может быть лишь первым взносом, «вшитым» в кредит для малого бизнеса.

Вопрос, жгущий сердце – кто у нас из банков самый умный и кредитует стартапы? Или все хором ринутся в эту нишу, то-то радости? Только это тоже плохая идея, такое мы тоже проходили – лично расплачивалась с целевым кредитом Россельхозбанка, предназначенным для развития сельского хозяйства с государственным возмещением процентной ставки. Создала подставному фермеру положительную кредитную историю, но потенциально подвела его под монастырь, потому что в некоторых регионах в скором времени по подобным поводам начали возбуждаться уголовные дела.

К чему это я так разоткровенничалась? А к тому, что надо понимать, что деньги эти сработают вовсе не на развитие, а на банальное потребление, причем даже на то, что я называю потреблятством, потому что в очередной раз поддержат даже не наших производителей, а импорт. Лучше бы уж тогда «Ладу-калину» заставили покупать, это меньшее зло, чем бизнес-план от фонаря.

А еще лучше – выработать четкий механизм, при котором у вузов не было бы иного выхода, кроме приема материнского капитала в качестве платы за обучение. Я в кои-то веки согласна с Владимиром Путиным в том, что образование детей – это фундаментальная цель, на которую потратить материнский капитал не только не жалко, но и это самое логичное его употребление.


Источник: Bankir.ru
Фото с сайта rgo.ru
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс