Не спрашивай, какого журналиста арестовали

Начнём с недавнего эпизода профессиональной журналистской деятельности, который некоторым нашим читателям уже, наверное, известен, но повторенье – мать ученья и для темы нашего сегодняшнего занятия вспомнить не лишне.

«Союз журналистов Пермского края направил в адрес начальника регионального ГУ МВД Юрия Валяева заявление, в котором просит разобраться с инцидентом, произошедшим с журналистами "Несекретно" и "Урал-Информ" в поселке Полазна, освещавшими народный сход против земельного налога. Профессиональная журналистская организация считает, что органы МВД Добрянского района действовали "неадекватно ситуации, проявили излишнее рвение, превысили свои полномочия и тем самым нарушили права журналистов, гарантированные федеральным законодательством".

Напомним, журналисты готовили материалы о законности и правилах начисления земельного налога с жителей многоэтажек. Сотрудники СМИ выехали в Полазну по обращению одной из жительниц поселка. Вопрос оказался настолько общественно острым, что собрал возле рынка порядка 30 пенсионеров и около 20 полицейских, которые окружали престарелых полазненцев.

Оказалось, что накануне встречи с журналистами кто-то из местных жителей анонимно развесил объявления о сборе на рынке. И когда люди собрались в назначенное время, полиция оказалась во всеоружии: правоохранители требовали прекратить видеосъемку и интервью с полазненцами. В противном случае пригрозили задержанием. В итоге и журналистов, и созвавшую сход жительницу вежливо, но настойчиво препроводили в отделение полиции. Там журналиста "Урал-Информа" заставили написать объяснение о целях приезда съемочной группы в Полазну, а потом и подписать предупреждение о недопустимости участия в несанкционированных акциях. СМИ заподозрили в причастности к организации мероприятия и продержали в полиции около получаса. Хотя журналисты просто выполняли свой профессиональный долг - снимали телесюжет.

- У сотрудников полиции не было ни малейшего повода для доставления журналистов в отдел полиции для дачи объяснений, поскольку не было необходимости устанавливать личности журналистов (ими были предъявлены служебные удостоверения по первому требованию), они не оказывали сопротивления полицейским, вели себя профессионально и законопослушно, - считает председатель краевого Союза журналистов Ольга Лоскутова.

"Просим Вас принять меры дисциплинарного взыскания по отношению к Вашим подчиненным и сообщить о них журналистскому сообществу. Просьба квалифицировать действия полицейских нами направлена также в прокуратуру Пермского края. Просим уведомить нас о принятых мерах письменно", - говорится в письме к Юрию Валяеву».

Опубликовано здесь. Конец цитаты и, думается, конец всего сюжета. Потому что, скорее всего, ответы из прокуратуры и полиции Пермскому отделению СЖ последуют, но будут формальными, наказаний или даже порицаний никто из ретивых полазненских полисменов не понесёт, и в следующий раз, когда полиция снова захочет воспрепятствовать законной профессиональной деятельности журналистов, она воспрепятствует. В самом-то деле, а чем полиция Полазны, Кизела, Верещагино, Березников, Перми хуже полиции Москвы или Санкт-Петербурга или… в общем, любого другого места в России.

Обойдёмся без рассказа о российском законодательстве, которое, вроде бы, защищает права журналистов, гарантирует журналистские права и обещает наказания тем, кто эти права нарушает, этот аспект нашим читателям должен быть хорошо известен. Обойдёмся и без воспоминаний о предыдущих случаях нарушения журналистских прав или пренебрежения ими в Перми, Березниках и на территории Пермского края. Эти случаи были и, повторю, будут снова и снова, и снова, и снова.

Не потому, что рука руку моет, ворон ворону глаза не выклюет, едва ли служители закона скажут хотя бы «ай-яй-яй» другим служителям закона, которые нарушили закон в отношении представителей ремесла, служителям закона крайне неприятного, потому как око общественности. А потому оно будет повторяться, что само журналистское сообщество к таким случаям относится весьма и весьма индифферентно. Пофиг, извините мой французский, журналистскому сообществу. В случае с Полазной, хотя бы пермский Союз журналистов чуток трепыхнулся, но известны случаи, когда и СЖ зевал, а то и вовсе принимал сторону профессиональной деятельности журналистов враждебную.

А вот как могло бы быть (так, навскидку, первое, что приходит на ум). Узнав о задержании полицией журналистов, пермский СЖ (ну, а кто ещё?) бьёт в колокола… Хорошо, не в колокола, а попросту рассылает экстренные релизы во все средства массовой информации Пермского края. Ну, и письмо, конечно, пишет в полицию и прокуратуру, но и релизы рассылает. База данных в СЖ есть, я знаю. Редакции СМИ, руководствуясь чувством профессиональной солидарности, публикуют эти сообщения у себя. И так же шлют свои, редакционные запросы в полицию и прокуратуру. Просто редакционные запросы, например, такие:

На основании ст. 38, 39 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-1 просим предоставить следующую информацию:
1. Имел ли место факт задержания журналистов во время исполнения ими профессиональных обязанностей.
2. На основании каких правовых документов было произведено задержание журналистов.
3. Какие именно (имена, звания) сотрудники производили задержание журналистов во время исполнения ими профессиональных обязанностей.
4. Какие должностные лица (имена, звания) отдали указание о задержании журналистов во время исполнения ими профессиональных обязанностей.
5. Какие меры были (будут) приняты в отношении сотрудников полиции, противодействовавших исполнению журналистами их профессиональных обязанностей.
Просим предоставить данную информацию в установленные законом сроки.

Сколько у нас одни только газет в крае? Не менее сотни. А зарегистрированных в качестве СМИ сайтов? А телекомпаний? А радиостанций? Да даже если одна из десяти редакций отправила бы такие запросы, а по итогам сделала бы свои публикации, это был бы уже шум не меньше, чем вокруг «Кировлеса» или какой-нибудь «Болотной». Глядишь, и федералы бы подтянулись. Не все, но некоторые – тоже вопрос минимальной организации. И даже если бы в этот раз полазненские ревнители правопорядка отделались бы лёгким испугом, в следующий раз уже любой полицейский задумался бы: а надо ли? а можно ли? а стоит ли? а не ну его ли нафиг, с журналистами связываться…

Но не будет даже лёгкого испуга. И потому, что пермский Союз журналистов – не самая способная в организации чего-либо структура, и потому, что прессе Прикамья пофигу до коллег. Мол, уж с нами-то такого не случится…

А оно случится. Не сейчас, так потом. Не заарестуют, так что-нибудь другое. Потому что это всегда – не частный случай, не частный конфликт кого-то с журналистами, это демонстрация общего отношения к журналистам и к журналистской деятельности. Как к мелкой досадной помехе, которую устранить можно одним движением пальца. Как комара раздавить.

В общем, не спрашивай, какого журналиста и за что арестовала полиция. Арестовали тебя.


Автор – шеф-редактор «Иной газеты»
Персональный блог Андрея Лучникова на Blogber
Блог Андрея Лучникова в Живом Журнале
Литературные произведения Андрея Лучникова

Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданские свободы

Школа Лучникова