Березниковский бизнес без экстрима

Текст: Сергей Скцорцов

Он удивителен тем, что сознательно вышел из тени известного всему городу отца и не захотел лезть в политику. Он начал бизнес в кризисный 1998 год и преуспел, а теперь сам помогает молодым предпринимателям. Ну а соревнования по велоэкстриму и сноукайтингу, которые в нашем городе развивает тоже он, не оставляют равнодушным никого из зрителей. Вот такой он многообразный – Павел Кушнин.

На вопрос о том, сыграл ли его отец – руководивший Березниками в 90-х годах Сергей Кушнин – какую-то роль в становлении бизнеса сына, Павел отвечает: «Он сыграл роль в становлении меня как человека, а предпринимательскую стезю я выбрал сам. Так сложилось».

ШАГ ЗА ШАГОМ
И в эти непафосные слова очень даже верится, если копнуть предпринимательскую биографию Павла. По окончании политехнического колледжа он поступил в местный филиал политехнического института на специальность «Экономика и управление». С первого курса стал подрабатывать в типографии «Пресса», в те годы делившей рынок полиграфии со старожилом в лице типографии купца Тарасова. Через пять лет вместе с дипломом Павел уже обладал готовностью открыть собственное дело и чётким пониманием полиграфического рынка родного города, в котором он видел свободную нишу для небольшого собственного бизнеса. Этой нишей была малотиражная, оперативная и недорогая полиграфия. Так появилась дизайн-студия «Сфера».

Основную трудность начинающего предпринимателя Павел Кушнин обозначил так:
– Когда человек начинает с нуля работать и сам по себе что-то делать, одна из главных проблем в том, что нет над тобой в какой-то форме начальника. Импульсы для движения, для развития приходится выдумывать себе самому. Самоорганизовываться, выставлять цели и их контролировать. Это сложно, потому что от бесконтрольности лень зачастую перевешивает. Ну а ещё надо быть морально готовым к трудностям, потому что, как бы ни продумывал заранее, не всё пойдёт ровно и гладко.

Но стоит отметить, что самому Кушнину в начале его предпринимательской деятельности повезло. Первым агрегатом, приобретённым для «Сферы», был ризограф. Его Павел купил на заёмные деньги, взятые в долг перед памятным августом 1998 года. Хорошо, что брал в рублях. Потому что когда пришёл срок возвращать займ, он стал заметно легче из-за скачка валютного курса и инфляции. Первых клиентов Кушнин искал среди знакомых, объясняя им, почему к нему обращаться выгодно: ризограф, в отличие от офсетной типографской машины, позволял делать небольшие партии продукции по более низкой цене при хорошем качестве. И бизнес пошёл, подтвердив верность расчётов свежеиспечённого выпускника.

Новые направления деятельности «Сфера» осваивала эволюционно, придерживаясь принципа «работать не с заказами, а с клиентами, удовлетворять их желания, даже если они не осознаны». Так, по наводке клиентов «Сфера» обзавелась машиной цветной печати. Когда клиенты стали интересоваться табличками и вывесками, Кушнин протестировал и этот вид бизнеса, почти не тратя своих средств: ездил в Пермь, закупал клейкую плёнку, там же её нарезали и готовили пластиковые основы табличек. Дома оставалось только всё соединить. И вот когда спрос возрос, направление стало выгодным, Кушнин купил оборудование и организовал место под мастерскую вывесок.

Немного позже по тому же принципу в «Сфере» появилось отделение наружной рекламы (если проще, световых вывесок с названиями магазинов и организаций). А там, где элементы корпоративной идентификации (визитки и вывески), один шаг до работы в направлении корпоративного стиля, разработки логотипов, дизайна помещений. Развиваясь, «Сфера» сделала и этот шаг. Потом были ещё памятные многим березниковцам художественные выставки в фойе «Сферы» (проект назывался «Арт-холл 21» и начался с подачи Леонида Плесовских), была газета «Моя среда». Причём если арт-холл был хобби Кушнина, то газета – бизнесом, который пришлось закрыть, когда он стал убыточным: нишу захватили многотиражные СМИ с бесплатной подпиской.

Кстати, необходимость закрыть газету доставила Павлу немало моральных проблем, поскольку закрытие проекта вообще сложный процесс.

НЮАНСЫ РОСТА
Непростая работа, которой, безусловно, является собственный бизнес, требует полноценного отдыха. Так получилось, что с единомышленниками Павел Кушнин сделал свои увлечения достоянием и гордостью всего города. Граничащие с экстримом виды спорта – трюковые прыжки на велосипеде и гонки по снегу под парусом (сноукайтинг) – заставляли восхищаться практически всех, кто их созерцал. Между тем экстрима в бизнесе он не любит:
– Да, форс-мажоры бывают. Но, как правило, если в бизнесе что-то идёт не так, то значит, ты или недодумал, или недоработал.

Казалось бы, с такой социальной активностью прямая дорога во властные коридоры. Но Павлу, в отличие от его отца, политика чужда. С властью у него бизнес – выполнение муниципальных контрактов по полиграфии и дизайну. Как говорится, от брелков до остановочных комплексов:
– На определённом уровне приходится вырастать из маленьких форматов бизнеса, и тогда в нашем городе неизбежно приходится работать или с бюджетом, или с крупными предприятиями. И там и там есть своя специфика, и там и там может показаться сложно, но если привыкнешь, то можно. Работа с муниципалитетом – не самоцель, а диверсификация источников доходов.

ВЗГЛЯД С ВЕРШИНЫ ОПЫТА
Достигнув успеха сам, Павел Кушнин старается помогать в этом другим. Как спонсор поддерживает интересные ему идеи и проекты. Как опытный бизнесмен участвует в жюри конкурса бизнес-идей молодых предпринимателей в качестве и судьи, и потенциального инвестора. Ну а как член городского координационного совета по вопросам развития бизнеса старается влиять на стратегию поддержки этого самого бизнеса:

– Несколько лет назад власть всех уровней обозначила приоритетом поддержку начинающих предпринимателей. И в рамках этих программных задач наши органы поддержки и движутся. Отмечу, что изменения в этом направлении налицо: если раньше сложно было получить стартовый капитал, информационную и другие виды поддержки, то сейчас с этим практически нет проблем. Но этот тренд был актуален после кризиса, когда был рост безработицы и была цель обеспечить самозанятость людей. Начинающие бизнесмены работают с небольшими объёмами товаров и услуг, сфера их деятельности ограничена потребительским рынком. Сейчас ситуация иная, и для нашего города, считаю, не менее важно поддерживать расширение зарекомендовавших себя производств, чтобы они могли подняться до уровня, с которым наши крупнейшие предприятия пользовались бы их услугами, а не нанимали подрядчиков на стороне. А со временем уже наши фирмы могли бы осваивать рынок за пределами города, принося бюджету Березников дополнительную налоговую массу извне. И всё же, продвигая эту идею, я понимаю, что для её реализации нужно изменение принципов программ поддержки бизнеса. И подвижки в этом направлении уже есть. Например, в городской целевой программе по поддержке предпринимательства введено направление поддержки лизинга для уже работающих предприятий.

Кстати, сам Павел и его «Сфера» уже нащупывают направления деятельности, выходящие за пределы города. Это интернет-проекты, например сайт бизнесберезники.рф, запущенный совместно с управлением по развитию потребительского рынка и предпринимательства.

Научившись 15 лет назад бороться с ленью, не дремлет и он сам. Потому что придерживается принципа: «человек никогда не должен останавливаться, иначе он перестанет развиваться».


Источник: «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс