Концерты серьёзной музыки проходят в Березниках с аншлагом

Исторический концерт в Березниках. ГАСО им. Светланова исполняет произведения Сергея Рахманинова.

Текст: Людмила Дмитриева

После тридцатилетней паузы с гастрольными визитами в городе побывали самые знаменитые симфонические оркестры России, позволившие жителям периферийного города переживать редко испытываемое чувство включенности в мировой культурный контекст.

НЕ ЛЫКОМ ШИТЫ!
Если «Виртуозы Москвы» еще играли — с поправкой на провинцию — хиты классики, популярные оперные увертюры, то Юрий Башмет уже преподнес изысканные «блюда» для гурманов (соната Arpeggione Шуберта, «Кол Нидрей» Макса Бруха).

И как апофеоз преодоленного недоверия и снисходительности к провинциальному слушателю, масштабные произведения — Второй фортепианный концерт и «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова в исполнении Государственного академического симфонического оркестра им. Е. Светланова 22 марта — абсолютно точный повтор программы, прозвучавшей днем раньше в тысячном зале Пермской филармонии на открытии третьего Международного фестиваля Дениса Мацуева.

Даже роскошный концертный рояль производства чешской фирмы Petroff, привезли из Перми, предоставив нашим меломанам уникальную возможность слушать великую музыку на первоклассном инструменте.

ИСТОРИЯ ЗА КАДРОМ
Тем не менее последовавшие через две недели гастроли Государственного симфонического оркестра Татарстана чуть было не сорвались. Концерт, почти месяц анонсировавшийся, сначала отменили, а потом Пермская филармония... подарила его городу. Этот благотворительный жест объяснялся необходимостью выполнять договорные обяза тельства перед оркестром, включившим в гастрольный график выступления в Перми и Березниках. О неожиданном свалившемся с неба подарке стало известно за сутки, и администраторы Дворца им. Ленина весь вечер сидели на телефонах, обзванивая учреждения культуры, журналистов и просто знакомых.

В рекордно короткий срок удалось собрать практически полный зал — перед маэстро Сладковским не пришлось испытывать неловкость. Березниковские меломаны подтвердили репутацию тонких ценителей сложнейшей оркестровой музыки. Звучали произведения Сергея Прокофьева. Наряду с популярной балетной музыкой — рассчитанный на элитарную публику Третий фортепианный концерт.

Как позднее пояснила корреспонденту «Вечерки» менеджер Пермской филармонии по Березникам Таисия Чащина, концерт отменяли, потому что были большие сомнения, что билеты раскупят, ведь аудитория практически одна и та же, а только что отыграли «светлановцы».

ВОСПИТАНИЕ ВКУСА
Стоимость билетов на концерты: от 700-600 рублей в партере до 400-350 на балконе. Вроде бы недорого в сравнении с ценой билетов на эстрадных «звезд» (на выступлении, например, команды КВН «Уральские пельмени» они стоили 2,5 тысяч рублей, и зал был набит битком). Но у академической- симфонической музыки аудитория особая.

Ставка, по словам Таисии Ча-щиной, делается на музыкальные училища, другие учреждения культуры и крупные промышленные предприятия. Творческая и преподавательская интеллигенция не бог весть какая богатая. А профкомы предприятий закупают билеты оптом (по безналу, не через кассу, приобретается более половины всех билетов) и продают их своим работникам на 50—30 процентов дешевле. Но на дотации есть лимиты.

Невольно вспомнился Борис Мильграм, чья культуртрегерская деятельность имела неоднозначную общественную реакцию, но в отношении рыночных принципов в культуре он мыслил правильно.

«Народ тем охотнее выкладывает свои деньги, чем более низкого художественного и эстетического уровня зрелища ему предлагаются. Если этому принципу следовать, то останутся одни публичные дома», — заявил во время визита в Березники экс-министр культуры Пермского края.

Бум симфонической музыки, который сегодня переживает Пермь, Борис Мильграм назвал итогом «целенаправленной политики краевых властей по воспитанию вкусов пермской публики благодаря привлечению в город музыкантов мирового уровня». Под «целенаправленной политикой» понималась и бюджетная поддержка.

Готовы ли власти города выстраивать такую же политику? По словам Ольги Власко, начальника управления культуры, «городскую администрацию не устраивает, что концерты Пермской филармонией организуются спонтанно».

— Мы хотели бы работать с филармонией в плановом режиме, чтобы с нами согласовывали графики гастролей симфонических оркестров на год вперед, что позволит предусмотреть формы бюджетной поддержки. На первую документально подтвержденную договоренность, я, думаю, выйдем уже в апреле-мае, когда будет верстаться проект бюджета города, — пообещала чиновница.

На концерт ГАСО городская администрация закупила билеты для общественных организаций на сто тысяч рублей.

КАК ПРИНИМАЕМ
Традиционно принимает именитые оркестры ДК им. Ленина. Как говорит его директор Галина Рудик, сцена классических параметров устраивает музыкантов, по достоинству оценили они и акустику зала. Первое время катастрофически не хватало стульев, их собирали по всем кабинетам, но в январе приобрели партию в сто штук, в планах — купить современный дорогой рояль.

По странной прихоти советских архитекторов, проектировавших здание Дворца культуры в 30-е годы, большому зрительскому залу на более чем 700 мест не соответствуют размеры фойе и гардероба. Концерты начинаются на 15—20 минут позже, потому что даже самые расторопные гардеробщицы не успевают раздеть сотни людей, являющихся дружной толпой за пять минут до третьего звонка.

Воспитанный зритель приходит на концерт за 20— 25 минут. Прописная истина, а вот приходится напоминать.



Автор – корреспондент газеты «Березники Вечерние»
Опубликовано: газета «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс