Карты, деньги, два пермяка

Текст: Фёдор Сажин

Своё кино хотел бы снять каждый. Но сначала «надо суметь рассказать полуторачасовой фильм за три минуты», делится первейшим секретом успешного кино Михаил Фатахов, режиссёр, продюсер, сценарист, преподаватель продюсерских курсов New York Film Academy (NYFA) в России: «Сюда должно войти всё: бюджет, кастинг, стратегия маркетинга, целевая аудитория. На всё про всё – три минуты».

В рамках фестиваля «Текстура» в Перми прошли мастер-классы московского филиала «голливудской» школы кино (NYFA), посвящённые теории и практике съёмки короткометражных фильмов. Предварительно был объявлен приём сценариев. Стать участником мог любой пермяк, приславший сценарий своего будущего фильма.

Всего набралось около пятнадцати желающих – самого разного состава по возрасту и роду занятий. От 16-летней школьницы до вполне себе солидных бизнесменов и творческих работников со стажем. «Каждый из вас обязательно переснимет свой первый вариант», – уверенно предупредил Михаил, обращаясь к соискателям. Итого: две попытки за несколько дней и финальный разбор. «Вообще суть любого мастер-класса не в том, чтобы рассказать и показать, а чтобы был виден некий прогресс, – поясняет Михаил. – Почему я прошу переснять? Потому что если они не переснимут – значит, не будет работы над ошибками». Главными призами станут гранты на обучение на продюсерских и сценарных курсах New York Film Academy в Москве этой осенью.

– Михаил, условие, озвученное для всех в последний момент, – «снять пятиминутный фильм одним кадром» – отрез вило многих. Кажется, это был и дисциплинирующий режиссёрскую мысль ход?
– Да, мне вообще хотелось, чтобы пермяки создавали свои фильмы без какой-либо претензии на бюджет и растянутые сроки. Умение режиссёра снимать в ограниченном бюджете и в ограниченное время – и вообще с серьёзными ограничениями – это просто талант. Если человек – режиссёр, то он придумает, как это сделать. Плохой режиссёр снимет точно по тексту: у него есть миллион – он на миллион и снимет. Если у вас есть возможность заплатить 10 миллионов – уверяю вас, он распишет на 10 миллионов.

– Называется – «освоить»…
– Освоить, да… Но тогда не будет режиссуры. И наоборот, вот вам говорят: вы можете снять этот триллер, чтобы было страшно, но без спецэффектов, без крана, без пролётов – без ничего. Люди берут – и делают. Вот это настоящий режиссёр. Который в этих условиях смог сделать кино. Мы часто говорим «Америка, Америка»… Но именно там люди снимают кино и за 7 тысяч долларов, за 10 тысяч, за 50 тысяч – и собирают в прокате по 3–4 миллиона долларов. И это что – плохо? Где в этом независимом кино американские бюджеты? Их нет. Но после этого студия приглашает и предлагает его снять кино «задорого»…

– Что даёт грант победившим в конкурсе?
– Они поедут в Москву. Продюсерский курс – учиться доносить грамотно свою идею до инвесторов. Потому что всё, что они рассказывали о своём фильме до этого, – ну практически никто не смог рассказать свою историю грамотно. Они рассказывали дольше, чем у них фильмы длятся. Это неправильно. Надо суметь рассказать полуторачасовой фильм за три минуты. А второе – это сценарные курсы Пола Брауна на четыре недели – это вообще замечательный курс для сценариста, это базовый курс, очень полезный курс.

– Насколько я понимаю, умение донести идею – это как раз то, чему в первую очередь учат, если делать кино «по-американски»?
– Да, вы обязательно должны будете кого-то сагитировать заниматься вашим проектом. Для этого первые две недели мы учим делать «питчинг» проекта. Сделать грамотную презентацию своего проекта. В Америке это принятая вещь: там любой сценарист, который хочет продвинуть свой проект куда-то, – он умеет делать «лук-лайн» и за три минуты должен суметь рассказать о своём будущем фильме абсолютно всё. У нас же человек, который написал сценарий, считает, что его работа закончена на этом. А она только началась. В Америке принято, что сценарист, который написал сценарий, – он ещё умеет его и продавать.

– Самопрезентация, кажется, вообще нехарактерная вещь для отечественного кино.
– Да, там вообще этого не было. Раньше был госзаказ – средства распределялись… Но сейчас у нас нет госзаказа – у нас есть продюсерские компании, но там они страдают приблизительно тем же самым. И если сценарист написал сценарий, дальше он ищет людей, которые заинтересовались бы его трудом. Но как им показать это, он не знает…

– Что в целом отличает систему обучения в NYFA от отечественных заведений?
– И NYFA, и школа в Лос-Анджелесе – полноценные киношколы, которые сделаны наподобие наших высших курсов сценаристов и режиссёров, но только более профессионально ориентированные. Я закончил ВКСР – это больше режиссёрско-ориентированная школа, а NYFA – она больше «фильммейкерская», то есть человек учится быть и сценаристом, и режиссёром, и продюсером, и оператором – потом выбирает: может учиться дальше – глубже, глубже, глубже, он выбирает профессию, и при этом они проходят все стадии обучения на практике. Человек, занимающийся «фильммейкингом», изначально нацелен суметь продавать свой проект. Неважно, режиссёр он, продюсер, сценарист… Или актёр. Там может актёр прийти и вас сагитировать. Для людей, желающих узнать, что такое кино, в нашем филиале в Москве очень хорошие американские специалисты рассказывают, что такое кино, что такое драматургия – немножко открывают глаза на происходящее вокруг и в том числе и на профессию, и при этом показывают, как работает, например, линейный продюсер со сценарием: с чего начинать, чтобы они не делали кино «на коленке», как сейчас очень многие делают. Если ты взял камеру и снимаешь – ты не кинематографист. Прежде чем снимать, нужно всё-таки немножко подумать. А если говорить о прокатном кино – не только подумать, но и придумать всё. Сидеть за столом, придумывать, разбирать.

– А реально ли новичку сегодня попасть в кинобизнес? Кажется, что работающая там верхушка – достаточно жёсткая и клановая вещь, особенно в России.
– Ну, как и во многом другом деле, Россия и Америка тут одинаково похожи: для того, чтобы, как вы говорите, вы попали в этот «клан», для начала человек должен что-то сделать… Если вы посмотрите любой послужной список голливудского режиссёра, который у вас на слуху, – все начинали в телевидении, лет по десять-пятнадцать. При этом они писали свои сценарии параллельно, но человек зарабатывал себе имя, зарабатывал при этом ещё и деньги, кормил семью… И зарабатывал опыт – опыт общения с продюсерами. В конце концов к нему через эти десять-пятнадцать лет начинали прислушиваться. Вопрос о том, что это какое-то элитное объединение людей, – это глупость, поскольку чаще всего оно объединяет группу людей, которые просто работают. Если хочешь зайти в этот бизнес – это вопрос этапности. Вот человек приходит и говорит: «Я никогда не снимал кино». Ему говорят: «Попробуй снять десятиминутный фильм». Есть старая американская поговорка: «Если у тебя есть идея – попробуй заработать на ней сто долларов. Если сто получилось – значит, получится двести». Это не значит, что получится миллион или два. Но начинать надо с малого. И в нашей киношколе мы также просим наших студентов снять 10-минутный фильм. Попытаться не только его снять, но и продать. И получить большое количество фестивальных показов и премий… Т. е. с режиссёрским сценарием – с раскадровкой, планировкой, с бюджетом, с календарно-постановочным планом. Со всеми монтажными листами, со всеми договорами.

– Эдакий кинопроцесс в миниатюре… Так делают все?
– У нас снимают все. Если у нас человек ничего не снял – он ничего не получит. Он вообще ничего не получит и будет считать, что зря потратил деньги и что ему вообще не стоит заниматься кинопродюсированием… За этим к нам приходят даже люди с огромным опытом, которые в кино лет по пятнадцать: и по каким то причинам у них не получалось что-то – не было такого системного подхода к кинопроцессу.

– Да, но, как считается, кино-бизнес в Америке – это именно бизнес, а в России – нечто совсем иное.
– Мы уже много говорили о пагубной системе государственного финансирования. На мой взгляд, госфинансирование нужно для кинодебютов, может быть, для поддержки каких-то действительно интересных с творческой стороны проектов – прежде всего, с точки зрения искусства. Быть может, фильмы, на которые точно никто не даст денег, но их надо снимать. Но, к сожалению, получается, что у нас масса фильмов снимается людьми, которых вообще никто не знает, и при этом параллельно финансируются коммерческие проекты – деньгами, которые не нужно было бы отдавать. Но сейчас ситуация меняется вроде как… Но она была до этого такая.

Это дико бьёт по кинобизнесу. Потому что когда вы приходите к инвестору, показываете проект, он первым делом задаёт вопрос: «А у вас есть господдержка?» Я говорю: «Это коммерческий проект». Он говорит: «Ко мне приходят люди с коммерческими проектами – они говорят, мол, у меня миллион уже есть. Получается, у них есть конкурентное преимущество перед вами. И им не надо миллион уже отдавать». И он просит всего 500. С точки зрения бизнеса, это полная глупость.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство