Такою Пермь я полюблю

Текст: Игорь Карнаухов

Генеральный план развития Перми от общественности не прятали. Позавчера его обсуждение увенчали публичные слушания в городской администрации. Какие преобразования в городской застройке и транспортной схеме несёт нам «дорожная карта» развития краевого центра, какой город мы будем в итоге иметь к середине XXI века?! «ПН», получив в распоряжение карты-схемы и планы, сегодня представляют читателям основные направления.

Материалы Генплана вывешены в Интернете, сверх того, никакой другой основополагающий документ – даже поправки в устав краевого центра – не обсуждали так широко. Городские публичные слушания предваряла серия «малых» докладов перед аудиторией в районах города. В общем, «слушайте и не говорите, что не слышали», дабы потом не пенять, когда документ уже одобрит городская дума.

…А ВОКРУГ НИ ДУШИ
Что такое есть Пермь сегодня? В городе, кривясь, из уст в уста передают слова кого-то из сочувствующих иностранцев: группировка хаотично застроенных пустырей. Или, при взгляде из космоса, несколько исторически сложившихся посёлков, соединённых относительно прямыми дорогами.

Да ещё и каких посёлков. Трезвый «аудит» гласит: в Перми почти на половине территории города – 48% – отсутствуют централизованные водоснабжение и канализация, а то и уличное освещение, там нет дорог с твёрдым покрытием и низкий уровень социального обслуживания.

При этом город прирастал новостройками вширь, протягивая щупальца новых кварталов вдоль дорог уже в Пермский район.

Один из самых впечатляющих слайдов, демонстрировавшихся на презентациях, – это «стирание» щелчком мыши целых микрорайонов. На первом этапе за счёт ветхого и аварийного жилья эпохи первых пятилеток, а на втором настанет черёд выбытия «хрущоб» – скорее, позднее, чем в Москве, но однажды очередь до них дойдёт. Раз! – и мускулатура кварталов города, диковинным зверем вытянувшегося вдоль Камы, похудела, два! – и тонюсенькие ниточки добротных кварталов похудели до «скелета».

Выяснилось, что нам не так нужны наши пермские «новые черёмушки», по крайней мере, до середины столетия.

У НАС СЕЙЧАС НАСЕЛЕНИЯ МЕНЬШЕ МИЛЛИОНА, А…
«В существующих границах в городе может расселиться 4,5 миллиона человек!» – заявил директор «Бюро городских проектов» Андрей Головин.

Как выразился глава Перми Игорь Шубин: «Не будет больше никаких Ивы-восемь. Фиксируем город в существующих границах, территориально он больше не разрастается».

А прекращение разрастания города вширь, помимо прочего, это ещё и другая цена коммуникаций.

Взамен провозглашена идея «компактного города». Городу предстоит «собрать» себя в существующих пределах, расти больше не вширь, а ввысь, кварталы деловой и жилой застройки должны гармонично перемежаться зонами зелёной «рекреации».

Такие сильно отдалённые микрорайоны, как Закамск и Гайва, – это сердцевины городской застройки, вокруг которых тоже должна нарастать жилая застройка. Политической реформы тут не предусмотрено; только разве что в глазах голландцев это отдельные муниципалитеты со своими избираемыми главами.

ПЕРМ-СИТИ?
Мэр Шубин специально просил Андрея Головина напоминать про девять принципов мастер-плана, разработанного голландцами: «зелёное кольцо» и другие. Это, вероятно, чтобы оправдать в глазах общественности существование этой начальной стадии разработки, вокруг которой давеча разразился неожиданный скандал: то ли возбуждено уголовное дело, то ли нет.

При составлении Генерального плана столицы Прикамья учитывалось, что «край» и частники реализуют все свои проекты: реконструкцию к 2015 году вокзала Пермь II, «музейную милю» по ул. Орджоникидзе (похоже, что всё-таки Монастырской. – ред.), второй зал театра оперы и балета. На месте грузового порта появится современный жилой комплекс (портовые краны отсюда переедут к собратьям в Заостровку. – ред.). Зоопарк должен быть перенесён в другое место.

Реконструкцию набережной Камы уже начали. Следующий шаг – взяться за лога и долины малых рек. Для этого придётся выгрести оттуда многолетние месторождения хлама и снести гаражи, чтобы потом перебросить через овраги мостки, устроить площадки обзора, проложить прогулочные дорожки, в общем, придать им вид современных парков.

БЫСТРО, НО КУЛЬТУРНО
«Мы исходим из того, что 55% пермяков станут обладателями личного автотранспорта», – заявил Головин.

И тем не менее приоритет отдан общественному транспорту.

Линии трамвая будут продолжены, в частности, от «Велты» вглубь Владимирского и от завода «Инкар» на Крохалевку, а то и от поворота на Осенцы до аэропорта Большое Савино – он станет здесь таким «пермским метро» открытого типа.

Не забыта и «городская электричка». Будут продлены маршруты до станции Ферма и от Оверят до Лобаново. В будущем разработчики вслед за губернатором Олегом Чиркуновым рассчитывают на прокладку железнодорожного обхода Перми, чтобы вывести за пределы города до 70 процентов грузопотока, следующего по Транссибу, а это влечёт значительные перемены для городской экологии.

Автобусные маршруты поделят на «магистральные», идущие через весь вытянутый город, и «районные», доставляющие пассажиров в пределах центра или микрорайонов.

Самый, пожалуй, спорный на сегодня момент в организации транспортного сообщения: «перехватывающие» остановки/автостоянки. Это где следует пересесть с автобуса на экологически чистый трамвай и/или оставить машину и продолжить передвижение на общественном транспорте либо велосипеде. Не говоря уже, что такое нововведение потребует пересмотра тарифной политики: жителям отдалённых районов явно не понравится платить за два билета там, где оплачивали одну поездку. Разработчики вообще чересчур, пожалуй, оптимистично оценивают уровень материального благосостояния будущих пермяков.

Кстати, о парковках. Будут расписаны все места, вплоть до того, на какой стороне улицы можно оставлять автомашину и до какого времени, а на какой нельзя.

Автовокзал переносится к вокзалу Пермь II, но не туда, куда все подумали, а по ту сторону путей Горнозаводского направления. Тут больше думали о жителях края, признают верхи

горадминистрации. Приезжая в Пермь для пересадки, жителям лучше сразу же попасть на железнодорожный перрон, а не тащиться через полгорода на рынок.

ЧАСОВНЮ НЕ МЫ РАЗВАЛИЛИ?..
«То, что происходит, бесит», – был откровенен Игорь Шубин. Это он о скандалах с историко-архитектурным наследием. До главы Перми, видимо, всё же доходят отголоски скандалов с «домом Короленко», недавним сносом здания на Советской и других, что неприятно напоминают о Москве при Юрии Лужкове.

Целостность исторической застройки призван блюсти краевой центр охраны памятников, а его независимость сомнительна, признают даже городские чиновники: чересчур спокоен он к богатым застройщикам, которые стирают элементы городской среды.

«Но из себя выходишь, а сделать ничего не можешь», – ярился мэр. Оказывается, по его мнению, всё оттого, что у муниципалитета недостаточно полномочий.

Поэтому на первых порах глава Перми обратился к губернатору с просьбой предоставить ему полномочия по охране наследия. Все «памятники» проинвентаризируют и общую опись выложат в Интернете.

Только давши слово – крепись. После этого ведь береги хибарку XVIII века.

Каждый житель Перми может представить свои предложения и замечания к проекту Генерального плана в архитектурно-планировочное управление городской администрации по адресу: 614000, Пермь, ул. Сибирская, 15, каб. 313, или в администрации районов, в срок до 25 октября.

В декабре проект Генплана планируется вынести на рассмотрение Пермской городской думы.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


местное самоуправление