Добро должно быть с кулаками

«Учитель, перед именем твоим…», – вернуть актуальность этому выражению Дмитрий Медведев решил, объявив 2010¬й годом Учителя. Как идея Президента России реализуется в Березниках, показали события, произошедшие на прошлой неделе в речевой школе­интернате.

– О каком престиже простого учителя идет речь, если даже с директорами школ вышестоящее начальство поступает так, как будто перед ним не люди, а пустое место? – такой вопрос прозвучал по телефону редакции 6 апреля. Учителя речевой школы рассказали, что утром их директора Валерия Борисовича Комина вызвали в Комитет по вопросам образования и огорошили новостью: вы уволены.

За что? Если не справлялся со своими обязанностями, то каким образом вообще мог руководить речевой школой больше 30¬ти лет, создавая ее по кирпичику, днюя и ночуя на рабочем месте? Если оказался консерватором, опасающимся новейших технологий в сфере образования, тогда как в речевой школе – одной из первых в городе – появились компьютерный и мультимедийный классы, во всех кабинетах – компьютеры со специальными коррекционными программами, а в библиотеке, помимо читального, еще и видеозал? Если проявил себя тираном по отношению к педколлективу, то почему учителя не скрывали слез на собрании, когда председатель КВО Сергей Злобин представил им нового директора?

– Наша профессия считается самой гуманной, – прозвучало из зала, – но как мы можем воспитывать в детях уважение к другим, как научим их ценить труд и достоинства людей, если сами не умеем ни ценить, ни уважать?

В ответ Сергей Злобин прикрылся статьей 278 Трудового Кодекса, дающей право работодателю прервать договор в любой момент без объяснения причины. И успокоил, что в конце года бывшему директору речевой школы будут устроены пышные проводы с вручением цветов и грамот.

– Мы признаем большие заслуги Валерия Борисовича и в знак уважения предложили ему работу в школе на другой должности, – прокомментировал г-н Злобин.
– А если лично вам в знак уважения и признательности предложат оставить пост председателя комитета и поработать, например, инспектором или методистом школьного отдела? – поинтересовалась наш корреспондент.

Видимо, Сергей Васильевич данную ситуацию к себе не примерял: после некоторого замешательства он ответил, что обиду держать не будет, если на его место придет достойный и хорошо подготовленный человек.

Именно такого, по его мнению, человека он представил коллективу речевой школы на собрании 6 апреля. Сменщиком оказалась заместитель директора по учебной части, кандидатуру которой, по словам г-на Злобина, люди одобрили. Такой вывод был сделан после того, как на предложение председателя КВО назвать своих претендентов на должность директора учителя ответили молчанием.

– Дело не в конкретной кандидатуре, – говорят учителя. – Мы против неуважительного отношения к Валерию Борисовичу! Считаем, что, по крайней мере, до конца учебного года директор у нас есть, и выбирать мы никого не собираемся. Неужели нельзя было подождать с увольнением?

Поспешность своего решения г-н Злобин объясняет тем, что в апреле начинается новый финансовый год, и вникать в курс дела лучше уже новому руководителю. Однако у добровольных защитников Комина своя версия – отказ директора от перевода школы в «автономку», то есть на самостоятельный баланс.

30 марта на совещании директоров руководитель речевой школы открыто выступил против настоятельного требования КВО всем образовательным учреждениям города перейти на «автономку», и уже на следующий день завуч речевой школы была извещена об освобождающейся должности.

По закону именно мнение коллектива должно стать решающим в вопросе: быть или не быть «автономке». Возникает ощущение, что обеспечить единогласное решение по этому пункту – и есть главная задача нового руководителя.

Оно крепнет ввиду того, что на мартовском педсовете, проведенном Валерием Коминым, трудовой коллектив не поддержал эту идею, тем самым подписав приговор своему директору.

Между тем, к автономной системе весьма настороженно отнеслись чиновники и депутаты в разных регионах России. Так, депутаты Мосгордумы усмотрели в массовом переводе школ на финансовую самостоятельность первый шаг к их приватизации. Образовательное учреждение, оставшееся без попечения государства, однажды может быть объявлено банкротом и за долги лишиться всего имущества, вплоть до учебников. В качестве страховки Мосгордума приняла поправки в закон «О развитии образования в городе Москве», гарантирующие образовательным учреждениям сохранение имущества и земли в случае реконструкции или смены профиля.

На совещании директоров школ Валерия Комина поддержали несколько коллег. Впрочем, как и в любой сфере, нашлись люди, которые, предпочитая не вдаваться в перипетии (главное – не меня уволили), стали шептаться, мол, если убирают человека, значит, есть за что.

– Никаких финансовых или хозяйственных нарушений в работе Валерия Борисовича не было, – отверг домыслы Сергей Злобин. – Он прекрасный человек, но есть такое понятие, как возраст.

Странно, а до этих пор никто не знал, что Комин на пенсии? Или не знали, что работает он так, что молодым руководителям у него учиться и учиться?

– Бывает, идешь в школу в скверном настроении. В коридоре встречаешь Валерия Борисовича, который обязательно улыбнется, скажет что-то хорошее и сразу жить хочется, – делятся преподаватели речевой школы.

Неудивительно, что столь пренебрежительное отношение к их Учителю всколыхнуло весь коллектив, подтолкнуло к решительным действиям. В тот же день на имя главы города Сергея Дьякова было отправлено письмо, под которым подписались практически все сотрудники школы. В редакции газет и на телевидение полетели звонки с информацией о случившемся. О своем протесте заявили бывшие работники школы, а также родители учеников. Стали искать выход на редколлегию программы Первого канала «Пусть говорят!»

А между тем, ситуация развивалась все стремительнее и драматичнее. По словам педагогов, 6 апреля по школе пошли кулуарные разговоры о том, что полагающиеся увольняемому директору расчетные деньги и компенсация за неиспользованные отпуска будут выплачиваться за счет «школьных» средств, то есть люди лишатся полагающихся им доплат. Распространителем информации стала та самая завуч, фамилия которой теперь звучит в комбинации со словом «директор». При этом у педагогов сложилось впечатление, что тем самым предпринимается попытка столкнуть лбами коллектив и его бывшего руководителя.

Насколько правомерно такое распоряжение и вообще все, что происходит в речевой школе, педагоги решили выяснить с помощью Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Татьяны Марголиной. Связаться с ней была намерена и председатель профсоюза Алла Каргопольцева, за помощью к которой обратился коллектив речевой школы. Где, как не в профсоюзе, искать защиты от правового беспредела? Но…

– Мы, конечно, пытаемся отстаивать права работников, но это не всегда получается, – признается Алла Викторовна. – Даже судились несколько раз по аналогичному поводу. Но безрезультатно. Дело в том, что статья 278 п. 2 ТК полностью развязывает руки работодателю, пожелавшему избавиться от руководителя в силу каких-либо причин. Я вообще не понимаю, как Конституционный суд пропустил такую норму, нарушающую конституционные права человека.

А на прямой вопрос, как она относится к решению педагогов речевой школы выйти из профсоюзной организации в случае, если профсоюз не отстоит права Валерия Комина, ответила неожиданно:
– Это шантаж!

…Шантаж, бунт, протест – можно подумать, речь идет о контингенте колонии для трудновоспитуемых, а не о людях самой гуманной профессии. Впрочем, теперь они на собственном опыте убедились, что добро и гуманизм должны быть с кулаками. Иначе не выжить.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


трудовое законодательство