Железная отдушина азартного гонщика

Снежный пилот 2009.

Текст: Елена Азанова

23 февраля – День защитника Отечества. День мужчин, которые занимаются настоящим мужским делом и даже отдыхают с умом и азартом. С Евгением Кутеповым мы разговариваем в его машине. Кажется, другой антураж березниковскому гонщику и не подойдет. За последние несколько лет пилот и его зеленый Subaru Forester стали практически одним целым.

— Евгений, вы уже несколько лет проводите автогонки в Березниках и сами участвуете в соревнованиях Перми и Екатеринбурга. Я задам вопрос, который, наверное, интересует любого обывателя – это «игра» на деньги?
– Нет, конечно! Чтобы получить материальное вознаграждение в автоспорте, нужно достичь огромных высот. Как, например, Виталий Петров – первый российский гонщик, который будет принимать участие в «Формуле-1». Цена его прорыва, кстати, тоже немаленькая: его родителям пришлось брать миллионные ссуды на технику, на обмундирование и прочее. Впрочем, можно не обладать талантами Шумахера и зарабатывать на гонках деньги. Правда, суммы эти значительно меньше (Евгений улыбается). В дрег-рейсинге, например, есть коммерческие старты с большим призовым фондом. Наш, не побоюсь этого слова, прославленный гонщик Алексей Абраженчик иногда поправляет свое финансовое положение на таких стартах. Для меня гонки – это не способ зарабатывания денег. Лучший приз – стандартный джентльменский набор: медаль, кубок, грамота.

– Если это не деньги, то на что вы «подсели»?
– Автоспорт – это отдых для души, выход из повседневности. Когда ты стоишь на старте и видишь своего соперника и людей, которые болеют за него и за тебя, появляется азарт. Мне это состояние очень нравится! Кроме того, любительский автоспорт позволяет проверить себя на прочность. Он много дает и в плане управления автомобилем. Ты постоянно пробуешь выходить из экстремальных ситуаций на трассе. Потом и на дороге чувствуешь себя безопаснее.

– Начинали гонять на этой же машине?
– Нет, тогда у меня была другая Subaru Forester. Пытался участвовать на ней в «Уральском ухабе». Это пермская внедорожная гонка, довольно скоростная. Понял, что моя машина не для «ухаба»: застрял через пятьсот метров, машину искалечил. Теперешнюю Subaru подготовил исключительно под спринт. Машина имеет спортивные задатки «от природы» (по двигателю, по трансмиссии), но пришлось пойти и на хитрости: легкие колеса, особая настройка.

– Вы участвуете в гонках на гражданской машине, в то время, как многие гонщики ездят на совсем «убитых» с виду …
– Конечно, в любительских гонках, особенно в зимних, имеет значение мощность машины, но главное здесь – «резина» и мастерство водителя. Обыкновенной «четверке» с подготовленной машиной соревноваться смешно. Но автогонки-то любительские! Если пилот хочет, он может свою машину подготовить. Например, Денис Малютин поучаствовал пару раз – у него глаза загорелись. Купил вторую машину – «восьмерочку». Теперь приобретает к ней блокировки, шестеренки, фильтры. Мне тоже сложно соревноваться с 300-сильными Subaru. Правда, зимой разница между машинами нивелируется, и выиграть гонку у более мощного соперника вполне реально. К тому же, я участвую в гонках, в которых важна техника вождения, а значит, у меня есть шансы. На дрег-рейсинг я не поеду – там нужна мощность мотора.

– Машину не жалко?
– Очень жалко, но за удовольствие надо платить. В последней гонке два колеса пробил, подвеска сломалась. А что делать? Приехал на соревнования – надо выступать достойно. Сейчас нужно ремонтировать машину, чтобы участвовать в следующем этапе Чемпионата Свердловской области по автоспринту (сегодня Евгений занимает вторую строчку турнирной таблицы – Е.А.). Конечно, это большие расходы. В том числе, на переезды.

– Так, может, тоже завести специальную машину для гонок?
– Возможно, когда-нибудь получится купить старенькую Subaru. Понимаете, я ведь занимаюсь любительским автоспортом, для меня это хобби. Если удается выигрывать, я балдею и очень горд. Но не хочу ради этого удовольствия через что-то переступать: покупать отдельный гараж, машину, вкладывать в нее огромные деньги.

– Как вы решились организовывать гонки? Это же такая головная боль!
– Надоело ждать, когда кто-то для нас их организует. У нас в городе много ребят, которые любят автоспорт. Мы просто все собрались и решили проводить. У кого-то техника есть, у кого-то деньги на трактор, на призы, на флаги.

– Каковы составляющие успеха автогонщика?
– Самое главное – мастерство пилотирования. Второе – техника. Она должна быть исправна и готова к соревнованиям, на которые ты едешь. Третий фактор – психологическая устойчивость. Ты можешь быть отличным пилотом, можешь прекрасно подготовить машину, но если тебя будет «колбасить», то начнешь на каждом повороте совершать ошибки и ничего не добьешься. Чтобы мандража было меньше, нужно больше участвовать в соревнованиях. Я стараюсь ездить на гонки при любой возможности. В прошлом году у меня их было порядка 20-и.

– Наверное, в этом виде спорта, как и в любом другом, есть понятие «красивая победа»?
– Красивая победа – это безоговорочный выигрыш. Я стал первым с большим отрывом на шестом этапе соревнований в пермском Subaru-клубе. Это было похоже не на гонки, а на спортивное маневрирование на льду.

– Был проигрыш, который запомнился на всю жизнь?
– Пять лет назад на первых городских автогонках. Тогда было мое первое выступление, первая победа и первый проигрыш – все в один день. Я победил на «Оке» целую «девятку» и был безумно счастлив! В следующем же заезде проиграл с треском и разбил машину. Тогда я навсегда решил: не надо горячиться, надо ездить с головой. Тогда же меня «закусило».

– Аварии, перевороты были?
– Каждый спортсмен ездит по-своему. Кто-то излишне рискует, я предпочитаю этого не делать. Лучше потеряю две десятых секунды, но проеду надежно, чем рискну, но потеряю машину. Я – расчетливый гонщик. Не выиграю – ничего, в следующий раз, зато сам доеду, и машина цела.

– Машина для автогонщика – это…
– Это уже продолжение меня. Я узнаю по звукам, как она себя чувствует. Она – практически и есть сам я.

– Прозвище есть?
– У кого? А-а-а… Да, Форик.

– Человек машину «под себя», наверное, подбирает…
– Да, я не могу представить себя за рулем какой-то другой машины. Меня полностью этот автомобиль устраивает, со всеми его недостатками и достоинствами. И внешне, и по конструкции, и то, что он неприхотлив, и кондовенький такой. Многим нужен комфорт, мне нет. Я ценю в машине другие качества – надежность и честность.

21 февраля состоится очередная зимняя автогонка Кубок КСЦ «Азот». Заявки на участие принимаются до субботы в Культурно-спортивном центре.


“Неделя.RU”
Фото: BoonFire
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс