Распад реальности после "Хромой лошади"

В конце минувшей недели (буквально в пятницу), в Перми был арестован главный государственный инспектор Пермского края по пожарному надзору Владимир Мухутдинов, который после пожара в «Хромой лошади» обвинён в преступной халатности. Причём, когда суд выдавал санкцию на арест главному пожарному Прикамья стало плохо в зале суда, его госпитализировали на «скорой», но врачи всё-таки санкционировали арест. Собственно, это только один из примеров, а может быть, и признаков распада реальности, начавшегося в Прикамье после трагического пожара в «Хромой лошади».

Информационные ресурсы всей страны сейчас (во всяком случае, в последнюю неделю были) заполнены информацией о Перми и пермском пожаре. Комментарии, аналитики, просто записи блоггеров, фотографии, видеозаписи и всё такое. Но дело-то не в этом.

Прокуратуры-шмакуратуры проверяют деятельность всего, что только можно в Перми – деятельность губернатора края и краевого правительства, министерства общественной безопасности, подразделений МЧС по Пермскому краю, Роспотребнадзора, Гострудинспекции, Территориального управления Росимущества, Инспекции государственного строительного надзора, краевых филиалов ГУП "ЦТИ" и ФГУП Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ, а также граждан и организаций, собственников помещений и арендаторов. И, право, системность и масштабность проверки органов региональной власти и государственной власти в регионе вполне уравновешивает факт проверки деятельности самого губернатора, как стержневой и системообразующей фигуры власти в Пермском крае. Но дело и не в этом.

Это всё всего лишь поводы обратить внимание и заметить распад реальности, начавшийся после пожара в «Хромой лошади». Распада на две части – воображаемую и реально реальную. Или на - виртуальную, желаемую, конструируемую уже скоро десяток лет волей и усмотрением «сильных мира сего» (власть имущих, властей предержащих, причастных и замаранных, называйте, как хотите) и ту, которая происходит и реализуется независимо от воли и усмотрения.

В одном из городских блогов на днях была опубликована замечательная по точности характеристики выдержка из какой-то статьи Юлии Латыниной: «Помните вертолет с полпредом президента в Думе, который навернулся, пока пьяные охотники из автомата расстреливали архаров? Заметили, сколько высоких чиновников погибли в «Невском экспрессе»? Вы обратили внимание, что в «Хромой лошади» сидел весь пермский бомонд?

Это очень важный момент: им только кажется, что народ в дерьме, а они в «Мерседесах». На самом деле в дерьме все мы. Полпред президента летит оттопыриваться на Алтай и забывает, что он договорился с главным егерем, а не с законами аэродинамики. Пьяный чиновник дает автоинспектору и не понимает, что он дал не Ньютону. Владелец элитного клуба откупается от рэкетиров в шкуре Госпожарнадзора и совершенно искренне думает, что он откупился от законов физики горения». (цит. по Blogber).

Грубо говоря, они думали, что от них зависит, а от них не зависит. Но они по-прежнему думают и ведут себя так, как будто от них зависит, и от этого рождается ощущение диссонанса и распада. На две плоскости – «их» планы и реальность бытия, или даже на три, если признать за самостоятельную реальность мироощущение, мировосприятие и диктуемое этим мировосприятием поведение масс.

Например, даже заострённая на виртуальное (т.е. воображаемое) восприятие постоянная публика Бернета всё реже, да практически и совсем не воспринимает пропагандистские трюки, уловки и приёмы PR-службы режима «Березниковского характера». Их даже фактически уже и не обсуждают теперь на Березниковском Форуме, т.е. они утратили всякий смысл даже для воздействия на сознание людей (про смысл для реальной жизни можно вообще не говорить, его не было изначально). Но пропагандистская машина продолжает действовать, маховик работает, трубы гудят и это – тоже реальность. Та часть реальности, которая отсоединилась и живёт теперь сама по себе. Конечно, оно происходило раньше, но после «Хромой лошади» стало заметно особенно, рельефнее, что ли.

Впрочем, пусть их с этой пропагандой, здесь ещё какую-то практическую связь с какими-то реальными задачами усмотреть можно. Если признать хотя бы отчасти реальной цель этой предвыборной возни и принять во внимание те её аспекты, которые не публикуются.

Например, PR-служба известной калийной компании сейчас в спешном порядке вербует десятки подставных кандидатов в депутаты Городской Думы, от которых требуется только имя и паспортные данные, и за то, что это имя потом калийные пиарщики включат в списки кандидатов, носители имени получат некие небольшие суммы. Практическая задача здесь понятна – когда избирателям будет предложен список из десятка кандидатов по каждому округу, больше вероятность, что избиратели поставят галочку напротив известной им фамилии (а на то, чтобы фамилии калийных ставленников стали самыми известными, и работает сейчас вся пропагандистская машина). И даже если население в большинстве своём решит проголосовать за кого угодно, только не за БХ, высока вероятность, что протестные голоса просто размоются, разделятся между подставными кандидатами и наибольшее число голосов наберёт всё-таки тот, кто нужно.

Разумеется, расчёт на то, что кроме одного нужного кандидата и десятка подставных, никаких других реальных соперников не появится, и на то, что в Березниках несложно найти полторы сотни нищих и голодных, которым не западло и собственным добрым именем поторговать. Расчёт может не оправдаться, но здесь хотя бы присутствует намёк на некоторую связь с реальностью. Хотя бы попытка связать «планы» и то, что на самом деле. Но это «хотя бы» - скорее исключение, причём задуманное и принятое к осуществлению отнюдь не на минувшей неделе.

А минувшая неделя в Березниках была посвящена выражениям поддержки кандидатуре Сергея Дьякова, предложенной, рекомендованной губернатором Олегом Чиркуновым. Уместно вспомнить, что это предложение прозвучало накануне пожара в «Хромой лошади». А потом клуб сгорел и погибли почти полторы сотни человек, и началось… И этот план по замене Андрея Мотовилова Сергеем Дьяковым, заявления аналитиков, мол, Сергей Дьяков победит обязательно, и высказывания «больших людей», мол, мы поддерживаем и одобряем эту кандидатуру, выглядят сейчас… Никак они не выглядят, потому что народ на эту тему безмолвствует. По большому счёту безмолвствует (на Берфоруме – нет, отнюдь не молчит, но Берфорум не является в полной мере выразителем общеберезниковского мнения). А расчёт на то, что люди сделают, как скажут, что мнение людей – это та объективная реальность, которую легко направить в нужное русло… После «Хромой лошади» уместно ли об этом говорить и вообще, думать?

Или, вот, приехала правительственная комиссия, приехал Юрий Трутнев – посмотрели Правобережное гетто, одобрили качество стройки, сказали про доброе дело «Уралкалия», который строит там поликлинику и детский сад и… И что? От того, что Юрий Петрович сказал про хороший «Уралкалий», а заодно погрозил пальцем в сторону экологических проблем, от этого березниковские дома перестали разрушаться? От того, что министр сокомиссией одобрили новопостройки на Правом берегу, тысячи березниковичей воспылали желанием туда переехать?

Хорошо, может быть, это убедит всякие прокуратуры-шмакуратуры, побудит лояльную прессу дружно восхвалять – а что изменится в реальности от того, что в виртуальности оно будет выглядеть вот так красиво? От того, что кто-то не хочет говорить и не говорит о реальных проблемах, реальные проблемы не денутся ни-ку-да! Вся история режима БХ в Березниках это наглядно показывает и доказывает. Банальный пример – «Миллениум». Который продаётся. За долги перед банком. Потому что арендаторы съезжают и не насыщены торговые площади. И вспомните, кто и что говорил о тотальной востребованности в Березниках огромного количества новых торговых центров? От того, что кто-то говорил это и даже убедил кого-то вкладывать в эти строительства деньги, реальность не изменилась.

От того, что правительственная комиссия по НЕДОПУЩЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ аварии на БКПРУ-1 (вот она, виртуальность! Торжество лженаучного номинализма – смерть перестанет быть смертью если её так не называть, оруэлловское двоемыслие – правда есть ложь, война есть мир) не желает даже говорить о реальных негативных последствиях этой аварии, от того, что пресса об этом не пишет, сами негативные последствия никуда не денутся. Они уже наступили. И развиваются. И будут развиваться дальше. И будут становиться всё тяжелее и драматичнее. Хоть думай о них, хоть не думай, прикрывайся хоть похвалой самого министра, хоть Папы Римского.

И «Хромая лошадь» показала, как это бывает. Когда закрывают глаза. Когда не хотят говорить о проблемах и решать проблемы. Главный пожарный Прикамья сейчас, вон, на нарах чалится. А ведь тоже – какая там «халатность»! – просто не видел проблемы в том, что один из многих клубов не соблюдает противопожарную безопасность. Или в том, что его подчинённые позволяют не соблюдать. И вообще полагал, искренне полагал, что без санкции пожарных никаких трагедий случится не может. Или – что случиться может, но его лично не коснётся. И вообще, как захотят «наверху», так и будет, а не захотят, так и не будет. И ведь понятно, что и в самом деле – «наверху» захотели. Но даже врачи совершенно неожиданно «сдали». И ведь не факт, что, если бы «наверху» не захотели, то обошлось бы. В Перми оно кипит, и про линчевание виновников говорили вполне серьёзно.

Но «они» по-прежнему думают, что от них зависит. А от них не зависит. Но они по-прежнему поступают так, как будто зависит. И реальность распадается.

Это был постфактум сорок седьмой от начала 2009 года.


Автор – главный редактор Иной газеты – Город Березники
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrey-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


катастрофы

Постфактум