Кто есть кто в редакции

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Текст: Александр Наковальня
Иллюстрации: Сеть


Разумеется, среди всех задач, которые одновременно решает или пытается решить любая редакция, нас, как журналистов прежде всего интересует задача содержательная. На всякий случай повторю: профессиональный журналист должен, просто обязан иметь представление о том, как решаются и все прочие задачи – вёрстка (монтаж), распространение (выход в эфир) и даже сбор рекламы. Но основной задачей, главной профессиональной обязанностью журналиста является наполнение издания, СМИ, газеты содержанием. Тем содержанием, которое должно быть интересно и полезно читателю. Причём интересно – всегда, полезно – хотя бы иногда. Впрочем, о качестве информационного продукта поговорим в следующий раз, а сейчас о тех людях – должностях – функциях, которые участвуют в изготовлении продукта и у которых, соответственно, начинающий журналист может чему-то научиться.

Итак, первое и главное лицо в редакции это – редактор. Иногда он называется «главный редактор», иногда – «информационный директор», тут всё зависит от тщеславия (нередко речь идёт о тщеславности самого издания, но иногда и о чисто человеческом качестве). Словом, человек, который возглавляет весь процесс подготовки издания к выходу в свет. Нередко, кстати, бывает, что этот, самый главный в редакции человек может и вовсе не занимать никакой такой должности, а быть редактором неформальным, но это не значит, что считаться нужно только с ним, а человека, занимающего формально редакторскую должность, не принимать во внимание вовсе.

Редактор – это тот, кто подписывает издание в печать, даёт последнюю команду на выход в эфир и… несёт полную персональную ответственность за содержание. Причём ответственность вплоть до уголовной. Именно поэтому, кстати, положению редакторов (и даже главных) березниковских СМИ, принадлежащих ОАО «Уралкалий» можно только посочувствовать. В действительности, они не принимают окончательного решения о содержании собственных публикаций, иногда даже не имеют права голоса при обсуждении этих публикаций, но ответственность всё равно нести будут они. Суровый закон в отношении СМИ не понимает оправданий «мне приказали, я не мог не подчиниться». Более того, суровый закон отрицает всякую возможность принятия решений о содержании СМИ помимо редактора. Впрочем, это – проблема пресловутого калийного пула.

В нормальных СМИ редактор (любой редактор) играет важную, организующую, руководящую и направляющую роль. Он определяет направления работы журналистов, выдаёт задания, планирует работу редакции. Читает материалы на предмет их готовности к публикации. Иногда редактор бывает, что называется, «пишущим» - т.е. из-под его пера тоже выходят публикации.

Не следует очень сильно надеяться, что редактор сможет много времени уделять доработке непосредственно Ваших (или чьих-то ещё) материалов до требуемой кондиции. Как правило, у редакторов достаточно много другой работы. Но может и повезти. Одним из вариантов является то, что Ваш материал отправят на доработку (или переработку) Вам же самому (самой) с указанием Ваших ошибок (а далее – исправляй, как знаешь, и в кратчайшие сроки). Но самым удачным вариантом может оказаться такой редактор, который досконально с Вами разберёт Ваш материал, проведёт работу над ошибками, подскажет правильные решения и доделает материал вместе с Вами. А вот самым неудачным следует считать такой вариант, что редактор просто перепишет материал за Вас и поставит под ним Вашу подпись. Собственно, это просто плохой редактор – он делает сам ту работу, которую должны делать его журналисты.

Следует иметь в виду, что редактор имеет полное право снять материал с публикации и снять Вашу подпись под публикацией. Если во втором случае Вы ещё даже поспорить (но не сомневайтесь, объяснение найдётся и достаточно убедительное), то в первом случае Вы можете лишь спросить, почему, и смириться. Махать руками и требовать свободы слова, добиваться реализации Вашего святого авторского права… Не то, что не имеет смысла, а вы не вправе морально. Потому что не Вы, а редактор несёт всю полноту ответственности за всё издание целиком. И за Вас в том числе. Именно редактор определяет редакционную политику во всех смыслах. А потому – право имеет. Когда станете редактором – поймёте.

Кстати, по умолчанию все материалы без подписи в издании считаются редакционными публикациями, выражают позицию всей редакции и, соответственно, их автором (для читателей и суда) является редактор.

Иногда – в крупных изданиях – функции редактора распыляются между заместителями редактора и (или) редакторами отделов, но значительной разницы в структуру это не вносит. То же самое, только рангом пониже.

Другой важный человек в редакции это – ответственный секретарь (в печатном издании) или выпускающий редактор. В функции этого персонажа входит каждодневная вёрстка каждого номера. Распределение материалов по полосам, контроль за объёмом, подборка иллюстраций и т.д. (в телевидении немножко не так, но здесь уместнее обратиться к учебнику тележурналистики Александра Шестакова – см. «Телевидение от «Я» и другие материалы этой серии). Этот персонаж работает уже с совсем готовыми материалами. Ему и вовсе нет времени тебя обучать. Но, вот, подглядеть его работу (например, помочь в вычитке поступивших материалов на предмет соответствия правилам русского языка) – вполне возможно.

Кстати, должности редакторов и выпускающих редакторов (ответственных секретарей) могут совмещаться (например, в небольших по штату редакциях, особенно в нечасто выходящих, например, еженедельных изданиях). Тем не менее это две разные функции. Иногда решение ответственного секретаря (в просторечье - ответсека) может превозмочь даже решение редактора. Потому что именно в задачи ответсека входит впихнуть текст в ограниченное пространство газеты. И если оно не лезет, значит не лезет, и значит даже самые замечательные строки будут безжалостно вычеркнуты из Вашей статьи. Без всякой редакционной политики, а просто потому, что газета - это ограниченное пространство, на котором умещается строго определённое количество знаков, со строго определёнными пробелами и расстояниями. Это как... главный технолог в кулинарном производстве. Соли должно быть двадцать грамм, а сахара - пятьдесят, и не граммом больше, потому что иначе будет не сладкая булочка, а... круассан какой-нибудь.

Наконец, корреспонденты. Или репортёры. Или просто журналисты. В зависимости от того, какое наименование для рядовых представителей нашей профессии принято в штатном расписании. Это – твои коллеги. Они делают точно такую же, как ты, работу. У них можно научиться всему. Причём самым простым образом – это напроситься в сопровождение при подготовке какого-либо материала (например, на интервью с кем-либо, или, скажем, заседание местного парламента). Смотреть, как работает коллега, и не стесняться спрашивать. Вдвоём, конечно, написать одну статью не получится никак – это неудобно чисто физически, всё равно непосредственно над текстом работает только один человек. Но участвовать в подготовке статьи – легко. Более того, в некоторых случаях это оказывается оптимальным способом работы над публикацией – когда требуется получить информацию от многих источников, например, позвонить по многим телефонам.

В уважающих себя редакциях работают фотокорреспонденты. Хотя некоторые утверждают, что при современном распространении «мыльниц» каждый корреспондент способен сам же и сделать фотографии к своему материалу, это неправильно. Корреспондент должен статью написать. Передать содержание словами. Для этого необходимо набраться впечатлений, послушать разговоры, посмотреть на людей и т.д. Трудно сделать это, одновременно выбирая удачный ракурс для съёмки. Поэтому умные редакции посылают на то или иное задание сразу корреспондента и фотокорреспондента. Впрочем, если Вы работаете вне штата (как скорее всего будет в начале Вашей карьеры), то навыки фотосъёмки Вам не будут лишними. А потому – и у фотокорреспондентов есть, чему поучиться.

Чуть не забыл. По старой памяти, и вопреки программе проверки орфографии в Word в редакциях ещё есть корректоры. Те люди, которые прочитывают уже подготовленную к печати газету и выискивают всякого рода орфографические, пунктуационные и иные ошибки. Это очень важные люди в любой редакции, без них изготовленный информационный продукт может оказаться похожим на вкусный пирожок, в котором внезапно обнаружился таракан. Корректор как раз и вылавливает таких «тараканов», которые – даже не по незнанию, а по простой торопливости авторов – норовят проникнуть в Ваш текст. Не следует, однако, надеяться, что можно писать текст с ошибками, корректор всё равно исправит. А – вдруг не исправит? А – вдруг сочтёт это слово «авторским написанием» (сейчас это модно)? И, в конце концов, мы уже оговаривали, что изначальным требованием в нашей профессии является знание родного языка.

А вот проверить после корректора свою публикацию – никогда не вредно. Потому что корректор может, руководствуясь правилами русского языка, исправить Ваш текст и в том случае, если Вы написали его правильно, но… авторски.

Вот, собственно, перечень тех людей в редакции, с которыми Вам предстоит работать.


Автор – специальный обозреватель Иной газета – Город Березники
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика

Школа Лучникова