Калийная дуополия

Текст: Анна Золотая
Иллюстрации: "Финанс"
Отрасль. Рынок прошел свое «дно» благодаря индийскому контракту, оживившему спотовые поставки. Теперь очередь за Китаем, надеющимся выбить скидки. Но позиции производителей калия усилились.

Месторождения калийных руд редки, а инвестиции, необходимые для их разработки, велики. Два этих фактора превратили отрасль в клуб избранных. Лишь девять компаний контролируют 90% всего мирового выпуска калийных удобрений. Мало того, пять из них действуют через двух трейдеров: канадскую Canpotex (представляет интересы Potash Corp., Mosaic и Agrium), а также Белорусскую калийную компанию («Беларуськалий» и «Уралкалий»). На пару приходится более 50% мирового экспорта калия.

Россия – одна из тринадцати стран, производящих калийные удобрения, уступающая по запасам руды и годовому выпуску лишь Канаде. Причем 97% продукции (21% мирового рынка) добывают две структуры с активами в Пермском крае: «Уралкалий» и «Сильвинит». Оставшиеся 3% рынка занимает «Акрон».

На долю продаж внутри страны у основных российских производителей приходится лишь небольшая часть поставок (около 10%). Низкий уровень потребления хлористого калия российскими сельхозпроизводителями не позволяет рассматривать внутренний рынок как существенный фактор роста бизнеса. Компании в большей степени ориентированы на экспорт в Китай, Индию и Бразилию, обеспечивающих 75% мирового спроса на калий.

Праздник кончился. Что происходит, если спрос на товар растет, а предложение в целом меняется мало? Увеличиваются цены. Так и произошло с калийными удобрениями. В условиях сильно монополизированного рынка с 2004 по 2008 год хлористый калий подрожал в 5 раз (FOB, Ванкувер). В переговорах с крупными потребителями калийные компании придерживаются стратегии price over volume, стремясь добиться привлекательных ценовых условий даже в ущерб росту объемов поставок.
Но мировой финансовый кризис болезненно отразился на конъюнктуре рынка. Год назад из-за ограниченного предложения цены на продукцию достигали исторического максимума в $1100 за тонну. В 2009-м не помогла даже стратегия, предполагающая поддержание высокой стоимости калия ценой сокращения объемов. Анна Кочкина из Unicredit Securities поясняет: в отличие от азотных удобрений, требующих ежегодного внесения, калийные добавки остаются в почве несколько лет. «Правда, нехватка калия в земле ведет к падению урожайности, – добавляет она. – Но в периоды низких цен на сельхозпродукцию и недоступности кредитных средств потребление калийных удобрений, как правило, снижается».

Следствием проблем в мировой экономике стал паралич рынка в начале года. Производители всеми силами пытались отстоять прошлогодние цены. Уровень загрузки мощностей в I квартале упал ниже 40%, а итоги I полугодия свидетельствовали о снижении финансовых показателей на 60–70% по сравнению с уровнем годичной давности. Но не удалось. Из-за сокращения спроса на сельхозпродукцию фермеры оказались не в состоянии закупать удобрения в запланированных объемах.

Нарушитель спокойствия. Неожиданностью для всех участников рынка стал контракт «Сильвинита» с индийской IPL на поставку 850 тыс. тонн калия по $460 за тонну до марта 2010 года. Планка меньше ценового уровня 2008 года более чем на четверть. В тендере на поставку продукции в Индию фигурировали цены в районе $625–635 за тонну, на которые ориентировалось большинство поставщиков. «После подписания контракта IPL с «Сильвинитом», переговорные позиции основных производителей калийных удобрений на индийском направлении сильно ухудшились, – напоминает Юрий Волов из Банка Москвы. – Чтобы не потерять на нем свою долю, ключевым игрокам отрасли пришлось стать более сговорчивыми». Вскоре контракты с индийскими клиентами подписали Israel Chemicals, немецкая K+S Group и Canpotex. Самому стойкому – «Уралкалию» – пришлось принять установленную цену. «Производители могли добиться контрактов по цене $525–575 за тонну, если бы не действия “Сильвинита”», – уверен Михаил Стискин из «Тройки Диалог».

Причина, побудившая «Сильвинит» пойти на заключение контракта на невыгодных условиях, проста. Весной 2008 года, когда цены на минеральные удобрения ставили рекорд за рекордом, компания приобрела лицензию на освоение Половодовского участка Верхнекамского месторождения калийных солей. Аукцион был выигран, но цена за трофей оказалась в 25 раз выше первоначальной – 35 млрд рублей. «Сильвиниту» пришлось прибегнуть к помощи ВТБ, выдавшего кредит на $1,51 млрд. Условия предусматривали ставку Libor+10,5% и погашение долга двумя равными траншами: летом 2009 года и летом 2011-го. Михаил Стискин уверен: именно давление со стороны ВТБ, настаивавшего на том, что «Сильвинит» должен генерировать денежные потоки, стало одним из факторов, подорвавших позиции глобальных производителей в ходе переговоров о поставках калийных удобрений в Индию.

Китайская проблема. Благодаря предпринятому «Сильвинитом» шагу спотовые рынки получили давно ожидаемый ценовой ориентир. Это позволило компаниям увеличить загрузку мощностей во втором полугодии («Сильвинит» – с 47 до 96%, «Уралкалий» – с 39 до 68%). Но спрос по-прежнему остается низким. Хотя ситуация с финансированием улучшается, а недостаточное внесение удобрений уже начало сказываться на урожайности, фермеры продолжают закупать удобрения по минимуму, ожидая снижения цен в Китае.

Тем не менее, Елена Сахнова из «ВТБ Капитала» полагает: Китай «не подведет» и разом законтрактует значительные объемы на 2009–2010 годы по хорошей цене. «В случае с Индией можно было готовиться к значительным негативным ценовым сюрпризам. Ситуация с китайским контрактом иная, – говорит она. – Загрузка мощностей превысила 50% благодаря индусам. В частности, слабое звено отрасли – «Сильвинит» – полностью загрузил свое производство, к тому же компании удалось снять остроту проблемы с долгом за счет его рефинансирования в Сбербанке».


Источник: Финанс
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Акрон