Пермские свалки: не ахнет ли, как в Украине?

Текст: Андрей Матлин
Иллюстрации: Сеть
Пермский полигон «Софроны» губернатор приказал закрыть в начале века, но он ещё послужит.

Что достойного внимания можно увидеть на городской свалке? Оказывается, кое-что можно. Журналисты едут в составе большой группы депутатов регионального парламента и руководителей мэрии. Едут в Софроны на полигон ТБО. Всё это называется громко: выездное заседание консультативного совета Заксобрания. Вопрос один: что делать в крае с ним?! С мусором? Что дальше так жить нельзя, кажется, всем понятно…

ВИД С ФАСАДА…
Наконец все стоят на одном из тех мест, где год за годом, десятилетие за десятилетием большой город складировал то, что ему не нужно.

«Представляете, здесь пятнадцать, а то и двадцать пять метров слоёв мусора под нами!» – живописует масштабы процесса заместитель директора ООО «Инвестпром» Виталий Лядов. С августа этого года именно эти потенциальные инвесторы здесь хозяева.

«Соглашение с инвесторами могли подписать ещё полтора года назад, если бы не судебные разборки между участниками конкурса, – сетует мэр Перми Игорь Шубин. – Но теперь всё позади. А вообще-то наша команда пришла в город три года назад…»

Мол, теперь-то наконец и начнут выполняться те обещания, которые «мэрская команда» давала с самого начала. И бой с мусором будет выигран!

…И ИЗНУТРИ
Чтобы убедить в серьёзности наконец-то появившихся инвесторов, всех ведут в сиротливое пустующее здание. В своё время здесь хотели отстроить мусороперерабатывающий завод, чуть ли не первый в России, удивить всех. Потратили денег немало. Но… Такие заводы теперь работают в Татарстане (целых четыре), в других регионах, но только не у нас.

Председатель совета директоров «Инвестпрома» Артём Гордеев объясняет свои задумки: в этом здании можно складывать сгоревшие ртутные лампы, старые батарейки, другие отходы повышенных классов опасности…
– А куда девать уже закупленное для мусоропереработки оборудование?– интересуются народные избранники.
– Давно морально устарело! – машет рукой бизнесмен.

Затем городские власти и инвесторы общими усилиями рисуют заманчивую перспективу.
В течение двух лет инвесторы разрабатывают проект по рекультивации полигона и торжественно закрывают свалку (на что, по словам вице-мэра Алексея Храпкова, потребуется помощь краевого бюджета). А до этого – спокойно эксплуатируют его. Через три года подступаются к возведению комплекса по сжиганию мусора.

И ВСЁ НАДЗОР БЛАГОСЛОВИЛ?
Но у депутатов на устах уже вертятся неудобные вопросы:
– Как можно продолжать эксплуатировать полигон, который ещё в 2001 году был закрыт указом губернатора как заполненный на 113 процентов? А ведь даже при приёмке его в 1979 году инспектор СЭС давал заключение, что эксплуатировать его нельзя!

– А почему не предусматривается система отвода метана, который в больших количествах образуется в толще гниющих веществ? Не получим ли такой же взрыв на полигоне, какой был в Самаре? А в Харьковской области вообще от такой вот свалки загорелись артиллерийские склады, и пошли рвать снаряды…

На все наскоки «инвестпромовец» Олег Лядов нервно отвечал, что Роспотребнадзор недавно проводил проверку устаревшего полигона. И что его заключение, скорее всего, будет положительным.

КОМУ ВЕРИТЬ?
Благостное настроение представителей инвесторов и вовсе исчезает, когда на «круглом столе» чуть позже слово берёт профессор кафедры окружающей среды ПГТУ Владимир Коротаев. Он эмоционально говорит, что учёные провели исследования и выяснили: главной болевой точкой предложенной схемы утилизации мусора в Пермском крае является полигон в Софронах. Проект на его реконструкцию отсутствует. Весовая не эксплуатируется. Более 40 тысяч кубометров взрывоопасного метана готовы вырваться наружу. Учёный убеждает, что на самом-то деле город может обойтись и без «Софронов», а использовать альтернативные полигоны – в ЗАТО «Звёздный» и недавно открытый в Краснокамске. Что есть потенциальные инвесторы из ООО «Пермский завод по переработке и утилизации», которые готовы, кроме того, «без нагрузки на бюджет» возвести три мусороперерабатывающих станции…

В зале возникает подозрение, что очередная «заманчивая перспектива» – демарш конкурирующей фирмы. «Кто заказывал вам исследования?» – прозорливо уточняет ведущий. «Управляющая компания «Пермского завода по переработки и утилизации», – вынужден признаться профессор. На том тема вроде бы и закрыта.

Но уж кого не заподозришь в «ангажированности», так это заместителя руководителя регионального управления Роспотребнадзора. И когда он берёт микрофон, все его внимательно слушают: ведь новые арендаторы полигона ссылались именно на благожелательность этого органа. Неожиданно Виктор Хорошавин заявляет: «Я поддерживаю предложение о немедленном закрытии этого объекта!» Его аргументация: «Это мина замедленного действия. Особенно при отсутствии наблюдательных скважин. Уже сейчас мы обнаруживаем в водозаборах очень неприятные вещества «родом» из этого полигона, правда, пока в микродозах. Что будет дальше – неизвестно».

ЛУЧШИЙ – И ТОТ ПЛОХ
Очередной «возмутитель спокойствия» прикамский депутат Илья Шулькин требует до конца года провести экспертизу софроновского полигона, а заодно и всех других мест складирования отходов в Пермском крае. При этих словах повисает неловкая пауза: в крае нет ни одной свалки или полигона, который бы удовлетворял необходимым условиям. Даже самый лучший в Краснокамске «соответствует» лишь процентов на семьдесят. И если соблюдать все нормативы, мусор будет просто некуда выбрасывать! «Только у семнадцати полигонов сейчас есть лицензии, – констатировал начальник Госинспекции по экологии и природопользованию Вадим Лазепный, – и если возьмём и остальные 569 закроем росчерком пера, проблему это не решит, а только усугубит». И на браконьерских помойках будут выбрасывать не 400 тысяч тонн мусора ежегодно, как сейчас, а все 1 миллион 100 тысяч. Вот и думай.

ДО ВСТРЕЧИ НА ПОЛИГОНЕ
В краевом правительстве уже придумали проект краевой программы об утилизации отходов. Согласно ей, в крае до 2014 года снижается количество полигонов отходов до девяти межрегиональных – в Березниках, Соликамске, Кудымкаре, Краснокамске, Лысьве, Очёре, Перми, Кунгуре и Чернушке. Весь регион они не охватят, но хотя бы – основные «центры производства мусора». С 2012-го по 2014-й рекультивируются закрываемые свалки. Создаются 21 сортировочный и 7 мусороперерабатывающих комплексов. Стоимость программы – 4 миллиарда 721 миллион рублей.

Словом, не панацея, конечно… Но выглядит тоже красиво.

Правда, депутаты недоумённо пожали плечами: на эту красивую четырёхмиллиардную программу в краевом бюджете средства не предусмотрены.

Представители краевых властей признались: предлагая такой документ, они крепко рассчитывают на софинансирование из Москвы. Но для этого должна быть принята соответствующая федеральная программа.

Что греха таить, возникало стойкое ощущение: властям очень хочется справиться с проблемой. И – обуздать таки вредоносные залежи из отходов. Но час решающей схватки за чистоту в крае ещё не настал.
Депутаты договорились встретиться ещё раз и поговорить на эту же тему ровно через год.

ДОРОГОСТОЯЩИЕ ПОТУГИ
По данным Контрольно-счётной палаты Пермского края, на строительство мусороперерабатывающего завода в Софронах было потрачено свыше 39,8 миллиона рублей, финансирование прекращено в 2004 году. На возведение полигона захоронения ТБО в Чайковском – около 11,5 миллионов рублей, в 2006 году финансирование остановлено. Введённый в 2005 году в эксплуатацию полигон в Березниках стоимостью более 47 миллионов рублей передан МКУП «Полигон ТБО», но до сих пор простаивает.


Источник: «Пермские новости»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


благоустройство