Экс-председатель березниковского КВО отвечает...

Здание из розового кирпича явно выделяется среди серого засилья окружающих его пятиэтажек. Столь оптимистичный цвет вполне объясним: каждый день собирать в своих стенах сотни детей для новых научных подвигов и свершений.

Уже после знакомства с 16-ой школой, глядя на нее «новым», изученным взглядом, прощаясь на крыльце с главным человеком в этом здании, понимаешь: такой жизнеутверждающе-розовой, просторной и светлой и должна быть «колыбель» науки, призванная пробудить в человеке все его лучшие стороны.

Воспитать в каждом ребенке, прежде всего, человека тогда и сейчас было для руководителя Александра Нецветаева первоочередной задачей. Для этого нужно было для начала построить школу, непохожую на все остальные. С этой идеей больше двадцати лет назад ее первый и нынешний директор сам поехал в Москву. Проект курировал заслуженный советский строитель Вильдеман. В результате 1 сентября 1989 года школа № 16 открыла двери почти для двух тысяч юных березниковцев. Она и сейчас остается уникальной для города: с большими, просторными коридорами и классами, отдельными блоками для младшего, среднего, старшего звена, двумя спортивными залами.

– Александр Викторович, в этом году школа отмечает двадцатилетие – для такого учреждения это еще относительно юный возраст. Школа и сейчас такая же молодая?
– Школа действительно молодая: мы сегодня по среднему возрасту педагогов – 38 лет – являемся самой молодой школой в городе. Это нас очень радует. Одна из моих заместителей – это выпускница первых лет работы школы. Каждый год школа обновляется, к нам приходят наши выпускники, по 2-3 молодых специалиста. Но это молодость, которая сопряжена с опытом. Из 53 учителей 15 работают с открытия школы. Знания, накопленные годами, бесценны, эти учителя знают свое дело и выполняют свою работу очень качественно. В будущем нашей школы мы уверены, потому что знаем: завтра опять придут молодые кадры, которые интересны детям уже потому, что молоды и красивы.

– Вы были ее первым директором…
– Да, я открывал школу вместе с ее первыми учителями. Тогда более половины директоров школ были мужчины – это сейчас нас осталось только пятеро в городе – но я, пожалуй, был самым молодым руководителем, на тот момент мне было чуть больше 30-ти. Небольшой опыт у меня тогда был – до этого я 3 года проработал директором школы № 4 им. Островского, а в целом педагогический стаж был уже 12 лет.

– Что изменилось за 20 лет работы 16-ой школы?
– Первые годы, как и везде, главной проблемой было формирование учительского и ученического коллектива. Во вновь открывшуюся школу пришли дети из 30, 9, 10, частично 8 школы – всего почти 2000 учеников. И педагогов было 120 – поначалу я даже не мог их всех запомнить по именам, на это потребовалось полгода. В большинстве это были молодые учителя, только что закончившие институт. Учеников сейчас в нашей школе практически в 2,5 раза меньше – демографический спад, конечно, дал о себе знать. В первые годы мы работали даже в 2,5 смены – последняя приходила к 4 часам дня.

Сейчас все эти организационные проблемы исчезли, главной задачей стал выпускник, образовательный процесс. В 90-е годы школа перешла на модульное обучение. В свое время это было очень интересно – новая педагогическая технология, в основе которой лежит обучение по уровню знаний учащихся. Многие ребята, начиная с первого уровня, постепенно поднялись на самую высокую ступеньку знаний. Последние пять лет до нынешнего года мы занимались профильным обучением, работали с березниковскими филиалами пермских вузов, институтами Санкт-Петербурга, Московской химической академией, готовили ребят по социально-экономическому профилю. Сейчас, когда в этой сфере рынок оказался перенасыщенным, нас заинтересовала работа по учебным проектам. Проектная деятельность сегодня на пике, но для нас это – не дань моде. Опыт работы показал, что она очень многое дает ученику. Хорошую базу для дальнейшего образования, вузовской деятельности, а главное – для саморазвития. Многие ученики просто боятся выступать перед широкой аудиторией, стоять у доски, – проектная деятельность учит их публичности, навыкам делового общения, умению общаться со сверстниками. Потому что трансляция знаний – это одно, а умение ребенка самому их добывать и реализовывать – совсем другое. На это другое и направлена экспериментальная площадка по учебным проектам, защита которой состоится в ноябре.

Векторы мы стараемся менять постоянно, ведь и время, и сами дети не стоят на месте. Сегодняшняя молодежь наделена более высоким интеллектом, гораздо более раскрепощена – для меня это большой плюс, несмотря на существующее скептическое отношение к этому. Если мы не будем развиваться вместе с детьми, им станет с нами неинтересно.

– В такой насыщенной учебной жизни остается место для общественной?
– Конечно! В 91-м году в нашей школе широко развернулось КВНовское движение. Именно наша школа стала его прародительницей. Сегодня в городе 14 КВНовских команд, и в каждой из них есть наши выпускники или работники. Один из них – нынешний руководитель клубов веселых и находчивых Владимир Жулдыбин, некогда мой заместитель по воспитательнйо работе. К нашему юбилею они сейчас готовят фестиваль – в школе тоже организована рабочая группа. Все приглашены – не знаю, вместит ли всех наш зал на 300 человек. Надеюсь, что вместит (улыбается).

– А есть ли выдающиеся выпускники?
– Знаете, для нашей школы никогда не стояло главной целью подготовить ребенка к вузу, сделать из него выдающуюся личность. Школа ведь на окраине, поэтому в ней всегда учились и учатся самые разные дети: и те, кто раньше лазил по подвалам, и те, кто приехал когда-то с бывших союзных республик, но много и детей, чьи родители – сами педагоги. Сорок наших учеников лишены попечения родителей – в прошлом году клуб «Родственные души», открытый при школе для таких ребят, отметил 10-летие. За двадцать лет больше десяти детей-инвалидов получили образование на дому. Но неважно, проблемный, гиперактивный или, наоборот, спокойный и усидчивый ребенок, – главная миссия школы всегда была вырастить из него, прежде всего, человека. Но и свои «звезды» у нас, конечно, есть. Например, актер Березниковского драмтеатра Евгений Безбог, наш выпускник, который нынче постигает актерское ремесло в столичном театральном вузе. Одна из наших выпускниц – Света Радостева –работает в аппарате президента. Сегодня у нас учится нетипичный березниковский школьник Дэвис Букуру, в этом году он перешел в пятый класс. Его мама – тоже наша выпускница, закончила московскую академию, и когда встал вопрос о переводе мальчика в физико-математическую школу (поскольку ребенок действительно одаренный, не раз побеждал на олимпиадах), она воспрепятствовала этому. И сказала при этом очень многозначительную фразу: «Если у ребенка все в порядке с головой, он, как и я, благополучно закончит обычную школу и сможет продолжить обучение в любом вузе России».


“Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


школа