Дети разбитого корыта

Текст: Анастас Машковцев

Кто на самом деле несёт ответственность за всестороннее развитие детей с точки зрения закона, педагогов, родителей и журналиста?

Не так давно в продолжение темы «Чему учат дошкольников?» к нам обратилась мама Нина (так она представилась): «С какими знаниями должен прийти ребёнок в школу в первый класс? Что делать, если ребёнка не учат в детсаду читать, считать, писать, а у родителей нет возможности нанимать педагогов и оплачивать дополнительные платные услуги. Как быть?».

ЖЕЛАТЕЛЬНО, НО НЕ ОБЯЗАН
Ответ прост: прежде всего – читать законодательство. При поступлении в первый класс обычной общеобразовательной школы ваш ребёнок не обязан уметь читать. Желательно (а не «обязан»!), чтоб он знал буквы, распознавал звуки на слух, различал согласный и гласный, умел считать до десяти в прямом и обратном порядке – собственно, это часть тех самых начальных знаний, которые получают выпускники детского сада, что и следовало из опубликованного в «Березниковском рабочем» ответа председателя Комитета по вопросам образования администрации г. Березники Татьяны Мухатаевой.

– При поступлении в первый класс ребёнок не обязан уметь читать и писать, – подтверждает учитель МАОУ СОШ №16 города Березники Светлана Юрьевна Сметанина, учитель начальных классов со стажем работы в сфере образования 26 лет. – Сейчас в школах используется новый образовательный стандарт, предусматривающий дифференцированный подход к ученикам. Ребята, которые хорошо читают, получают своё задание, те, кто ещё только осваивает грамоту, – своё, соответствующее их уровню. Индивидуальный подход применяется к каждому ребёнку, учителя стараются вызвать у учеников интерес и желание учиться, направить самостоятельно познавать новое. Кроме того, педагог может проконсультировать родителей и рассказать, на что стоит сделать акцент в домашних занятиях.

ГДЕ У НАС СИНИЕ КОЛГОТКИ?
А теперь – два слова насчёт воспитания детей. Некоторые родители проявляют избирательную ответственность. Оправданий масса: много работы, напряжённый ритм жизни, бытовые хлопоты, личные проблемы. И вообще – нам и так нужно думать, во что одеть и чем накормить чадо! Такое впечатление, что завели хомячка, а не ребёнка. И «сакральная» истина, что быть родителем – это тоже работа, требующая и усилий, и времени, и знаний (да-да, как минимум – специальные книжки читать) некоторым кажется чуть ли не преступным посягательством на личную жизнь.

Извините, если разочарую, но заниматься с ребёнком – нормально. Никто не требует нанимать бонну-иностранку, ребёнка можно учить ненавязчиво, по ходу дела – гуляя, одеваясь, во время еды, акцентируя его внимание на цвета, счёт, форму: «Надеваем си-ни-е колготки… Где у нас синие колготки?», «Машинка стоит, колёсики у машинки круг-лы-е… Где круглые колёсики? Вот они – четыре колёсика – один, два, три, четыре…» и так далее. Нужно работать родителем.

Ни один садик, дополнительные секции и кружки не дадут ребёнку достаточно знаний, если их не будут закреплять дома. Тут мне сразу же вспоминается прекрасное выражение, которое любят использовать некоторые родители – «сдать ребёнка в детсад». Именно сдать, отделаться – пусть там его учат, воспитывают, за то и «уплочено», и нечего грузить родителей педагогической чепухой. Воспитатель одного детсада как-то рассказывала, что некий папа, из тех что сдают детей, откровенно заявил: «Ну вы же учились их учить, вот и учите, я почему дома должен этим заниматься?».

ПОДНИМАЕМ ТАЛИЮ
Никто не спорит, что «времена нынче другие, вот раньше всё было бесплатно или, как минимум, более доступно». Но сколько бы вы ни пролили ностальгических слёз о минувшем, действительность не изменится. Мы живём сейчас. Хотите, чтоб ребёнок занимался, но соответствующих бесплатных кружков нет? Занимайтесь с ним самостоятельно! Не умеете? Ищите книжки в магазинах и Интернете. Причём – именно книги, написанные специалистами, а не очередной форум мамаш, которые о педагогике имеют настолько страшные представления, что впору звонить в комиссию по делам несовершеннолетних.

Поговорите со знакомыми, соседями – как знать, может быть, сообща получится создать что-то вроде частного дома творчества: одна мама сможет преподавать детишкам рисование, другая научит вязать крючком, чей-то папа научит малышню делать кораблики… Есть немало семей – причём самого разного социального статуса и материального положения – которые решили вопрос именно таким образом. Так что поднимайте талию, товарищи родители! Хотите, чтоб ребёнок всесторонне развивался – ищите возможности реализовать свои желания, а не причину горько плакать у некондиционного корыта!


Опубликовано: газета «Березниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс