С новым (учебным) годом, или доживём до понедельника

Последние дни каникул на исходе. Уже в понедельник для школьников и студентов начнется новый учебный год. И, как известно, каждый из «сезонов знаний» готовит множество сюрпризов для учеников, их родителей, учителей, директоров школ… Именно поэтому мы решили вспомнить, с чем страна, край и город подходят к первому дню осени и что именно принесет новый учебный год.

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ВКРАТЦЕ
Новости, касающиеся сферы образования, часто появляются в лентах информационных агентств и с удивительным постоянством вызывают бурные дискуссии как в Сети, так и за ее пределами. К примеру, на прошлой неделе получили новый виток обсуждения высказанной в прошлом году Президентом России идеи единого учебника истории для средней школы, «лишенного двойных толкований» и «отражающего официальную оценку исторических событий». В руках Минобрнауки идея плавно трансформировалась в замысел единого историко-культурного стандарта, на основании которого будут разрабатываться различные учебники, а вовсе не один всеобъемлющий. Впрочем, разница между этими подходами не кажется такой уж большой.

Кроме того, на прошлой неделе в один и тот же день, 20 августа, произошли два интереснейших события. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов поведал журналистам, что в следующем году из Единого государственного экзамена по русскому языку исчезнет часть «А».

Считающаяся самой простой часть экзамена — тест с предоставленными на выбор вариантами ответов — была «обвинена» в неспособности отразить реальный уровень знаний учащихся.

Важно сделать так, чтобы ответ на вопрос нельзя было угадать — пояснил Дмитрий Ливанов и рассказал, что Министерство намерено постепенно избавиться от тестовых заданий во всех экзаменах.

Как водится, у столь неоднозначного решения нашлись как сторонники, воскликнувшие «Давно пора!», так и опечаленные противники. Борцы с тестовой частью поддерживали министра и порадовались грядущей победе над «методом тыка» и зубрежкой. Противники, среди которых нашлось немало школьников, замечали: тестовая часть не является единственной в экзамене по русскому языку, ее значимость для результата экзамена преувеличена, а объективность оценки творческой части работы — сочинения — во все времена вызывала много вопросов. К тому же, заявляли будущие экзаменуемые, не стоит игнорировать психологические преимущества несложного теста в начале сурового экзамена. «Нас и так напрягает экзамен, а тест может помочь освоиться», — заявил нам один из нынешних одиннадцатиклассников.

Другая новость прошлой среды заставила встрепенуться даже тех школьников, которым госэкзамен кажется чем-то далеким и малоинтересным. «Российская газета» опубликовала приказ Минобрнауки РФ о порядке проведения социально-психологического тестирования в школах и вузах. Говоря иначе, «тестирования на наркотики».

Начиная с грядущего дня знаний, ученики смогут добровольно пройти конфиденциальный тест, состоящий из двух этапов: социально-психологического (беседа, анкетирование) и медицинского (осмотры, сдача анализов). От ученика потребуется письменное согласие на тестирование. Если же школьнику нет 15 лет, то согласие должны предоставить родители. После тестирования анкеты отправляются в местное министерство образования или комитет по образованию. Через 30 дней результаты перейдут в местный минздрав или комитет по здравоохранению. Фамилии школьников и студентов указаны не будут, зато будет отмечено место учебы и воз-раст прошедших тестирование. Предполагается, что, получив все данные, специалисты смогут принять меры по профилактике наркомании в учебном заведении. Однако сегодня сетевые сообщества школьников и студентов полны сомнений в эффективности проекта («пройдут тест только те, кто не употребляет»), опасений («все добровольное в стране может оказываться принудительным») и не вполне серьезных самобичеваний в духе «ко-нец, доигрался», сопровождающихся серией смайликов.

ПОХОД ПО ШКОЛАМ
Впрочем, то, как будут реализованы эти идеи и готовые проекты, нам еще только предстоит увидеть. Обратимся к городским событиям, возможно, менее заметным, но не менее важным.

В прошлую пятницу глава Березников Сергей Дьяков совместно с пред-ставителями комитета по вопросам образования проверил готовность нескольких городских школ к учебному году. Следует заметить, что ранее, в начале месяца, приемку школ провели надзорные органы, которые разрешили учебным заведениям открыть учебный год вовремя.

Лето не прошло для березниковских школ зря. На ремонтные работы и устранение предписаний контролирующих органов из городского бюджета в 2014 году было выделено 37 миллионов рублей — и средства были потрачены с толком. По данным администрации, за время летних каникул в школах №№ 1, 14, 17 и 24 был выполнен ремонт кровли, во-круг школ № 3 и № 16 протянулось новое ограждение, а в пятой школе появилась домофонная система. Спортивный зал обновился в школе № 28, пищеблоки в школах №№ 3, 12, 16 и 30 получили косметический ремонт, а в школах № 1 и № 2 был произведен ремонт фасадов.

Глава города с отдельным удовольствием отметил преображение второй школы — вид здания заметно изменился в лучшую сторону. Однако переделкой «внешности» школы дело не ограничилось. Подробности летних изменений нам поведала Ирина Анатольевна Давыдова, директор СОШ № 2. — В этом году город профинансировал обновление фасада школы — на эти работы было выделено 4,3 миллиона рублей. Была заменена мягкая кровля над младшим блоком, устранена серьезная протечка. В школьной столовой была заменена вентиляция. На эти цели город выделил по 300 тысяч рублей — очень серьезные суммы для ремонтных работ. Надо сказать, что обновление включало в себя не только побелку и покраску, не только «косметику». Серьезных преобразований фасад не знал давно — в последний раз он ремонтировался в 2006 году.

В ходе работ были заменены некоторые старые конструкции: гидроизоляция на балконе, кладка стен — вода текла по стенам и понемногу разрушала их, образовывался грибок. Поэтому в течение лета люди, проезжавшие мимо школы по улице Пятилетки, ужасались — что происходит? Рушат школу? Все оказалось не так страшно.

Изменилось и техническое оснащение кабинетов. Вы могли увидеть, что кабинеты и эстетически привлекательны, и в плане технического оснащения соответствуют определенным требованиям сегодняшнего дня.

Если говорить о планах на будущее, о том, что мне как директору школы хотелось бы видеть... Вы заметили, что сейчас школа выглядит весьма эстетично? Поэтому хотелось бы облагородить территорию, несколько пострадавшую от ремонтных работ, и заменить крыльцо. Дело вот в чем — сейчас ко всем учреждениям предъявляются требования, позволяющие учитывать возможности маломобильных групп населения, чтобы им удобнее было приходить в учреждения. Так вот. Исторически крыльцо школы было немного другим, справа и слева от лестницы находились скосы-пандусы. Это было и красиво, и функционально.

Если нам в дальнейшем выделят финансирование, то мы восстановим исторический облик крыльца и вы-полним эти важные требования. Наконец, мне хотелось бы, чтобы мы смогли до конца реализовать проект по замене электрооборудования в школе. Все перечисленное — масштабные работы, но и в мелочах школу всегда хочется улучшать.

Еще одно новшество, появившееся в школе, — это турникет. Вопрос обеспечения безопасности в образовательных учреждениях сегодня стоит остро, и электронный «вахтер» не мог не привлечь внимания.

— Насколько мне известно, — рассказывает Ирина Анатольевна, — это была экспериментальная идея Сергея Петровича Дьякова. В пяти образовательных учреждениях города появятся турникеты, и каждый сотрудник школы, каждый ребенок получает карточку, по которой он входит в здание и выходит из него. Для родителей есть дополнительная платная услуга с отправкой смс-сообщения о том, что ребенок пришел или ушел из школы.

ДО СВИДАНИЯ, СТИПЕНДИЯ
21 августа депутаты Законодательного Собрания Пермского края попытались решить спорный вопрос — сохранить или отменить стипендии учащимся старших классов школы?

Четыре года ученики 10 и 11 классов школ Пермского края, обучающиеся на «четверки» и «пятерки», могли рассчитывать на небольшое материальное поощрение своих трудов. Сумма слегка превышала 500 рублей в месяц. С 2010 года получателями стипендий стали примерно 40 000 школьников. Однако весной 2014 года встал вопрос о сокращении расходов бюджета — и стипендии оказались под ударом. На заседании ЗС края министр образования и науки Раиса Кассина отметила, что стипендии не сказываются на результатах ЕГЭ. Звучали и другие аргументы: «образование — не услуга, а святая обязанность ребенка», «нет необходимости поощрять то, что является нормой» и т.д. В результате голосования законопроект об отмене денежных выплат для старшеклассников был принят подавляющим большинством депутатов — «против» высказались лишь трое. Разумное ли это решение?

Ирина Давыдова, директор школы № 2: — Является ли эта стипендия стимулом для учащегося… Мое мнение: к сожалению, не знаю, с чем это связано, но она действительно не очень сильно стимулирует ребят.

Почему — я не задавалась этим вопросом. Конечно, есть ребята, которые интересуются — у меня одна тройка, можно ли ее исправить, отработать, получить более высокую оценку. Но их единицы.

Есть и другой подход. В нашей школе в конце учебного года проводится праздник «Горьковский олимп», на котором мы стимулируем лучших учащихся материально, в зависимости от суммы, которой располагаем.

И этого праздника ребята очень ждут — никто еще ни разу не сказал «хотелось бы больше денег». Воз-можно, в этой ситуации ребятам более важен не конверт, а чествование и атмосфера праздника.

Уважаемые читатели, как вы считаете — следует ли выплачивать десяти- и одиннадцатиклассникам стипендии за хорошую учебу? Принимайте участие в опросе и оставляйте свои комментарии. И — с наступающим Днем знаний!


Опубликовано: газета «Неделя.RU» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс