Шпаргалка для учителя, или заповеди будущего миллионера

Текст: Юлия Ждахина
Иллюстрации: Неделя.RU
Праздник под таким интересным названием, посвященный Дню учителя, прошел во Дворце детско-юношеского творчества в понедельник. На нем были отмечены лучшие учителя – почетные, заслуженные работники, ветераны, молодые специалисты. Но накануне у березниковских педагогов появился другой повод поразмышлять или, вернее, помечтать о миллионах: учителя получили первые в новом учебном году расчетные листки по зарплате. Той самой, на которую возлагали большие надежды. Ожидания оправдались не у всех.

Напомним, новая система оплаты труда педагогов с 1 сентября 2009 года пришла на смену прежней, основанной на единой тарифной сетке и количестве рабочих часов.

Теперь, согласно внедренному механизму подушевого финансирования в системе образования Пермского края, каждый школьник, как цинично это не звучит, имеет свою стоимость. Базовая часть «новой» зарплаты учителя основана на стоимости ученико-часа, из которой складывается и стоимость урока. Проще говоря, педагог, обучающий класс из 27 учеников, получит больше денег, чем за класс из 23 детей. К этому прибавляются различные повышающие коэффициенты, в том числе за сложность предмета, квалификационную категорию учителя, стаж работы, классное руководство, руководство методическим объединением.

Еще больше тревог у педагогов вызвала стимулирующая часть, которая составляет 30 процентов от общего фонда оплаты труда учреждения и распределяется по своему усмотрению каждой школой. Несмотря на то, что положение о стимулировании каждая школа должна была согласовать со своим педагогическим коллективом, профсоюзом, управляющим советом, многие учителя весьма настороженно восприняли новшества, касающиеся этой части зарплаты.

Теперь педагога могут поощрить как за академические достижения его учеников, так и их результаты на олимпиадах, соревнованиях; за воспитание и состояние здоровья школьников, так и за собственные педагогические успехи, заслуги и участие в регональных проектах, как то «Учитель года» и многое другое. Именно эти приоритетные направления были положены в основу стимулирующей части оплаты труда педагогов в школе № 14, где в течение прошлого учебного года апробировалась новая система оплаты труда.

Главными плюсами подушевого финансирования директор Людмила Муравьева называет открытость и прозрачность такой системы, улучшение качества образовательных услуг.

– Единый госэкзамен все наши ученики сдали успешно, то есть преодолели положенный минимум, – говорит Людмила Валентиновна. – В целом результаты работы по новой системе нас удовлетворили. Учителя, которые достаточно продуктивно работали, стали получать больше. Разница в зарплате у педагогов с одинаковой нагрузкой – порядка 2 тысяч рублей. Выросла и средняя зарплата по школе.

КО ДНЮ УЧИТЕЛЯ
Но выросла она, как обнаружили учителя в своих расчетных листках, полученных накануне профессионального праздника, не намного и далеко не у всех. Вот что думают сами березниковские педагоги, которые, по понятным причинам просили себя не указывать.

– За 32 часа нагрузки мне насчитали те же 10 тысяч рублей, которые я получала за 39 часов, – говорит преподаватель русского языка с 25-летним стажем. – А чтобы заработать обещанные 15 тысяч, надо зарекомендовать себя даже не на краевом, а на федеральном уровне, чтобы дети побеждали на олимпиадах, успеваемость была 100 процентов и качество такое же. Но это возможно, если работаешь с избранными детьми. А у нас большая часть учеников – на среднем уровне и немало – с педагогической запущенностью.

– Я получила за сентябрь на 2 тысячи рублей больше, чем раньше, при этом нагрузка уменьшилась на 2 часа, – делится учитель математики, проработавшая в школе более 30 лет. – Огорчила зависимость зарплаты от количества детей. За 11 «Б», где 25 детей, получаю 1542 рубля, а за 11 «А», в котором 13 человек, 801 рубль. Но ведь уроки я провожу точно так же, разве что тетрадей проверяю меньше. Раньше платили за количество проверенных тетрадей, так и сейчас бы вычли за недопроверенные, а платили бы как за укомплектованный класс. Вины учителей в этом нет, а страдают все, кто ведет в этом 11 «А».

– Благодаря тому, что я набрала 30 баллов по различным показателям, моя зарплата выросла на 2300 рублей, – говорит учитель технологии в младших классах. – Но у моей коллеги, которая преподает труды в старших классах, все гораздо хуже. Трудовое обучение там для юношей и девушек – раздельное, следовательно, количество детей в классе у каждого из педагогов уменьшается. Вот и получилось, что радоваться этим учителям нечему – небольшой оклад и доплаты еще меньше.
Фобия за детские души

ЧИНОВНИКИ ПРЕДВИДЕЛИ ТАКУЮ КАРТИНУ.
– У учителей уже сложилось такое ощущение, как футурофобия, – говорит председатель Комитета по вопросам образования Сергей Злобин. – Им кажется, что любое изменение только ухудшает их жизнь. Понятно, что сложность в восприятии будет, потому что с изменением системы оплаты труда педагогов в некотором смысле меняется система ценностей. Учитель вдруг понимает, что ему платят не просто за проведенный урок, а за урок, проведенный для каждого конкретного ученика. То есть если раньше те, кто «сидел» на одном разряде, привык получать примерно одинаковую зарплату, то сейчас дифференциация в оплате труда может быть серьезная. Работая в одних и тех же классах, учителя могут получать разные деньги. Ниже, чем по единой тарифной сетке, за тот же объем работы зарплату никто не получит – это прописано в положении. Но нельзя гарантировать, что зарплата каждого педагога увеличится. Кто-то, может, получит больше, и значительно, если у этого педагога хорошая категория, стаж и высокие результаты. Ведь у нас есть те учителя, которые показывают российский уровень, и те, кто таких результатов не показывает. Это не значит, что последние плохо работают – просто это разное качество, результативность.

Кстати, изменения коснулись и оплаты труда руководителей учреждений. Если раньше у директоров школ был конкретный оклад плюс доплаты, то главным критерием формирования его новой зарплаты становится средняя зарплата по учреждению. Соответственно, любой руководитель теперь заинтересован в том, чтобы каждый учитель его школы зарабатывал больше. А значит, и улучшалось качество образования, учителя повышали свою квалификацию, успеваемость класса, побуждали учеников к активности и развивались в профессии сами.

Плюс в отношении качества образования в этом очевиден. Но, с другой стороны, соотносим ли такой важный, подчас неподъемный труд с теми доплатами, которыми государство слегка подсластило жизнь учителя? Морально ли вообще измерять учеников в деньгах? Как заметил опытный педагог выше: в чем разница одного и того же урока, проведенного для 13-ти и 25-ти учеников? Не аукнется ли такое подушевое финансирование на самих душах, в частности, детских? Может, для того, чтобы испытать новую систему на практике, реформаторам самим не помешало бы снова сесть за парты?


Источник: березниковская газета “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


праздники