Кризис глушит автомобили на Урале

Текст: Антон Пятница
Фото: из архива «Иной газеты»
По итогам первого полугодия темпы падения продаж новых легковых иномарок на Урале достигли 60%. Улучшений ждали к лету, но ежемесячная динамика сохранилась. Положительно на авторынок могут повлиять меры господдержки и оживление автокредитования. Об это говорится в статье журнала «Эксперт», подготовленной при содействии аналитическое агентство «Автостат».

На Урале за первые шесть месяцев продано немногим более 67 тысяч новых легковых иномарок (в России — 534 тысячи). В июле автодилеры продали всего 8,3 тысяч машин.

В бесспорных лидерах Урала держится Екатеринбур. Там продано 15,6 тысяч новых иномарок. С пятой строчки рейтинга за первое полугодие прошлого года на второе место текущего года поднялась Уфа. Объём продаж превысил 9 тысяч машин. В столице Прикамья - Перми зафиксирован наибольший спад – минус 72%. Это пятое место среди городов Большого Урала вместо прошлогоднего второго. Челябинск и Тюмень сохранили позиции – третье и четвёртое место соответственно. В Ижевске, Оренбурге и Кургане динамика продаж лучше среднего показателя.

Вторые по крупности уральские города показали меньшее падение, чем областные центры. От минус 56% до минус 44%. Основной удар пришелся на города Пермского края. К примеру, в Березниках в первом полугодии продано всего 35 Chevrolet против 446 машин за аналогичный период прошлого года. И только Тобольск закончил полугодие с положительными показателями продаж. Из-за эффекта низкой базы прирост по Chevrolet и Daewoo составил 115%.

В условиях кризиса, продажи продолжают концентрироваться только в столичных регионах. Свердловская область занимает третье место после Москвы, Санкт-Петербурга и их областей. Тюменская область, сместив Краснодарский край, вышла на четвертое место. Однопроцентный порог из территорий, входящих в Уральский регион, перешли только Башкортостан, Челябинская область и Пермский край.

Стоимостные объемы рынка также продолжают падать. Несмотря на повышение цен, практически все автопроизводители активно использовали в первом полугодии специальные акции, скидки и бонусы. Большую долю в продажах текущего года заняли машины, произведенные в 2008 году. Существенно изменился курс рубля, выросли таможенные пошлины. Средняя стоимость приобретенных автомобилей в России в долларовом эквиваленте, пишет журнал «Эксперт», снизилась в среднем на 19%. Средневзвешенная цена на новые иномарки упала до 22,2 тыс. долларов против 26,4 тыс. долларов в конце 2008 года. Это сказалось на ценовой сегментации рынка: 35,2% машин куплено по цене до 10 тыс. долларов, 25,7% — от 10 до 20 тыс. долларов.

На положительную динамику рынка могут повлиять меры государственной поддержки. Во втором полугодии ожидается оживление на рынке автокредитования. Ещё в июле скорректирована государственная программа субсидирования потребительских автокредитов: расширен перечень льготных автомобилей и список банков, вдвое (до 15%) снизился первоначальный взнос, срок кредита продлен до трёх лет. Теперь в список входят легковые автомобили и коммерческий автотранспорт стоимостью до 600 тысяч рублей, произведенные в России.

За первые полгода выдано уже 16 тысяч льготных автокредитов (всего около 10% от всех выданных кредитов, причём четыре из пяти — на покупку продукции АвтоВАЗа). На 27 августа, по данным Минпромторга РФ, принято 52,4 тысяч заявок, выданных кредитов — уже 28,7 тысячи. К концу 2009 года около 120 тысяч автомобилей смогут стать предметом льготного кредитования. Пик придётся на 2010 год и затем последует постепенное снижение к 2012 году.

Еще одна мера — утилизация. Её цель — не только поддержать производителей, но и способствовать обновлению автопарка. Сейчас около 50% имеющихся в России авто старше 10 лет. Пилотный проект будет реализован в 2010 году: принимать к утилизации будут автомобили старше 10 лет, которые были зарегистрированы на последнего владельца не менее года. В следующем году планируется утилизировать 200 тысяч старых автомобилей. Каждый владелец получит ваучер на 50 тысяч. рублей, который сможет использовать при покупке новой машины, произведенной в России. Схожее нововведение оказалось достаточно эффективным в Германии, но в России вызывает много сомнений из-за небольшой величины компенсации.

Вопрос - насколько действенными окажутся меры господдержки продаж – остаётся открытым. Но пока это единственное, на что можно рассчитывать. Изменения динамики в лучшую сторону не ожидается. В 2009 году новых легковых автомобилей будет продано вдвое меньше, на Урале падение будет чуть более существенным. И ежемесячная статистика это подтверждает. В более выгодном положении окажутся иностранные бренды российского производства.

«Эксперт» цитирует по этому поводу аналитика компании «Автостат» Дмитрия Агафонова: «Реальные доходы населения снижаются, и потенциальных покупателей новых автомобилей становится все меньше. В то же время автомобили, поставленные на российский рынок за время потребительского бума 2005 — 2008 годов, постепенно выходящие на вторичный рынок, являются сейчас хорошей альтернативой новым машинам. По оптимистическому сценарию в текущем году будет продано 1,55 млн автомобилей, а весной 2010 года начнется рост рынка. Пессимистический сценарий предполагает объем текущего года на уровне 1,35 млн машин с дальнейшим падением в 2010 году и началом роста лишь в 2012 году.

Прогнозы PricewaterhouseCoopers аналогичны: 1,6 и 1,3 млн авто в базовом и пессимистическом варианте соответственно. Эксперты компании отмечают, что товарные запасы явились важным, но краткосрочным стимулом для рынка в первом полугодии 2009 года, они вызвали существенную ценовую конкуренцию и удержали продажи от еще большего падения. В последующие шесть месяцев влияние запасов на динамику снизится».


Автор: web-обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс