Творец своего несчастья

Текст: 
Ян Арт

Вопли о кризисе стали, наверное, самой главной темой на российском рынке труда. «Нет ли у тебя какой-нибудь работы?» - с этим вопросом сегодня тысячи уже потерявших работу обращаются к тем, кто ее не потерял. Работа часто есть. Но не для всех.

Очень часто ее попросту невозможно предложить тому, кто на первый взгляд так активен в ее поиске. Хотя бы потому, что вопрос "Нет ли у тебя какой-нибудь работы?" вовсе не подразумевает, что задавший его ищет именно работу. На самом деле он ищет зарплату. Потому что работать не хочет, не может и попросту не умеет. Он - неудачник.

Мой старинный однокашник Тимофей З. минувшей осенью потерял последнее трудовое прибежище - место в некой конторе с незавидным для Москвы окладом в 20 тыс. рублей. А кушать хочется, и Тимофей предпринял марш-бросок по старым приятелям, одноклассникам, сокурсникам и проч. В результате чего получил от меня небольшое "вспомоществование" в виде фрилансерского заказа на подготовку контента новых сайтов.

Обсудили предварительные условия и расстались, договорившись, что через пару дней Тимофей позвонит, дабы узнать точные сроки и объемы заказа и день получения техзадания. Прошел третий, четвертый день - звонка нет. Звоню сам с недоуменным вопросом: "Куда пропал? Или уже не нужна работа?" Оказывается, еще как нужна. Просто деньги на телефонном счету у Тимофея кончились, и он ждал, когда же я сам ему позвоню.

Далее Тимофей приехал ко мне домой, и мы час обсуждали его рабочий план, распечатку которого, прощаясь, он забыл в коридоре. Еще через день пропажу он обнаружил и прислал мне эсэмэску с просьбой перезвонить. Перезваниваю и слышу: "Ой, ты не мог бы распечатать план еще раз и где-нибудь со мной пересечься?"

Скрипя зубами, распечатал и даже пересекся. Проходит еще три дня, и я звоню поинтересоваться, как продвигается работа. "Извини, не могу сейчас разговаривать, - ответствует мой приятель. - Еду на встречу по одному проекту, там может выгореть тысяч пятьдесят, сам понимаешь…" Более я Тимофею не звонил. Он позвонил сам, примерно недели через три. Сказал, что у него "почти все готово" и что через три-четыре дня он сдаст мне работу. И был очень удивлен, узнав, что от него уже ничего не нужно.

РАНДЕВУ С РАБОТОДАТЕЛЕМ
Специалисты свидетельствуют: чаще всего получение работы зависит от первого впечатления, которое вы произведете на своего потенциального работодателя, заказчика или партнера.

И здесь многие допускают одни и те же типичные ошибки. Получив приглашение на собеседование, соискатель вдруг сообщает, что у него возникли неотложные дела или нет возможности отпроситься со старой работы. И просит перенести встречу на другое, например, вечернее время.

"Если вы начинаете поиски новой работы, не уволившись с предыдущей, позаботьтесь о том, чтобы у вас была возможность приехать на собеседование в то время, которое удобно для работодателя, - напоминает Анна Гражданкина, руководитель отдела персонала "Сити Экспресс". - Чаще всего у людей, которые будут проводить с вами интервью, такой же рабочий день, как и у вас, и просить их ради встречи с вами жертвовать своим личным временем - некорректно".

Перегиб палки в другую сторону - приехать на собеседование минут этак на 30 раньше назначенного времени, думая, что это произведет благоприятное впечатление на будущего работодателя. Отнюдь, ваш визави, наоборот, скорей всего, будет раздражен этим обстоятельством, потому что планировал в это время заниматься совсем иными делами, и просто продержит вас в приемной.

"Последнее время стало популярным среди представителей компаний задавать соискателям работы неожиданные вопросы, способные неподготовленного человека поставить в тупик, - напоминает Елена Харитонова, пресс-секретарь компании "Арбат Капитал". - Очень часто они вообще могут быть не связанными с потенциальной работой - это вопросы о книжных новинках, туризме или о кино. Популярный нынче ответ "Я ничего не читаю, времени нет" в данном случае не сработает на ваш положительный образ. Попробуйте подготовиться к таким вопросам из области "общих знаний" заранее, и тогда вы будете чувствовать себя уверенно. У меня был даже такой случай: на вопрос директора компании о том, что я сейчас читаю, я вкратце описала последнюю книгу, в конце концов, задав такой же вопрос ему. Собеседник мой оживился и стал рассказывать - увлеченно и порывисто - о какой-то маргинальной индийской литературе, да так, что мне самой захотелось открыть книгу и почитать. В общем, первый контакт был налажен".

Я ВАМ ПИШУ – ЧЕГО ЖЕ БОЛЕ?
Необщительность - грубейшая ошибка. Приезжает этакий медведь на собеседование и с явной неохотой отвечает на вопросы или вообще ссылается на резюме: мол, зачем спрашивать, если там все написано.

"Если следовать этой логике, то зачем приходить на собеседование, ведь можно выслать фотографию, - говорит Гражданкина. - Наоборот, чаще всего вам предстоит пройти несколько собеседований в компании, так что вопросы многих интервьюеров могут дублироваться. В этой ситуации нужно просто ответить на вопрос. Ведь когда вы задаете интересующие вас вопросы представителю компании, он не говорит вам: "Я рассказывал это уже предыдущим соискателям, но так и быть - расскажу вкратце и вам".

С резюме тоже не все просто: они не должны быть ни излишне лаконичными, ни огромными. Нет смысла расписывать в резюме все свои увлечения, навыки, умения и таланты или ссылаться на полученную в школе золотую медаль и грамоту за примерное поведение. Но не стоит и сводить резюме к одному абзацу, из которого явствует лишь то, что вы когда-то родились и кое-где работали.

НЕНАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Впрочем, устройство на работу или получение заказа - это только первый шаг. Неудачник вполне может сделать его, но дальше все равно сойдет с дистанции, организовав сам процесс работы так, чтобы она, словно волк, все-таки убежала от него в лес.

Типичная ошибка многих фрилансеров и тех, кто пробует себя на этом поприще, - создать своему заказчику максимум трудностей. Начать можно с собственных документов и банковских реквизитов. Отсканированных копий паспорта, свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН) и свидетельства пенсионного страхования, неудачник, конечно же, никогда не имеет. Поэтому процесс предоставления этих документов в бухгалтерию превратится в мучительный и затяжной. Он будет ксерокопировать документы, терять листки, путать бумаги и т.п. В том, что эти документы можно раз и навсегда записать в виде электронной копии и держать в личном компьютере, убедить неудачника невозможно. Ему так, видимо, не интересно жить.

Та же история с банковскими реквизитами. Неудачник не может, открыв счет в банке, раз и навсегда записать и держать под рукой реквизиты, по которым ему можно перечислить плату за работу. Он трижды сбегает в банк, забудет номера БИК и ИНН, перепутает номер лицевого счета с корреспондентским счетом самого банка, недосчитается одной цифры. А несчастному работодателю придется ему названивать, напоминать, что счета физлиц в России всегда начинаются на "40", заверять, что банковские счета всегда состоят из 20 цифр и 18-значного счета быть не может по определению. В результате деньги будут пару раз возвращаться на счет работодателя, вызывая у его бухгалтера желание линчевать внештатника.

Вторая "баррикада", которую неудачник воздвигает между собой и работой, - это связь. Наняв такого человека, его работодатель вскоре убеждается, что мобильный телефон неудачника обычно выключен. И уж точно он будет выключен в тот самый момент, когда возникнет какой-нибудь срочный вопрос. А причину такой особенности неудачник объяснит легко: либо у него "кончились деньги на телефоне", либо он "забыл оплатить". О том, что и тот и другой вариант не имеет никакого отношения к делу, неудачник попросту не задумывается. Впрочем, в лучшем случае он не станет выключать телефон, а будет при каждом разговоре просить вас перезвонить ему, "чтобы деньги не тратить".

А самое веселье начинается, если неудачник все-таки преодолел трудности первого контакта и наскреб на оплату связи. И вот наступает день дедлайна, когда ему пора сдавать работу. О том, что сдача несколько затягивается, он никогда не предупредит заранее, видимо, надеясь, "а вдруг само рассосется". А в самый последний день он сообщит вам, что у него "завис компьютер" или "стерся файл". Типичный неудачник искренне полагает, что это уважительные причины, дающие право на зарплату без сдачи результатов труда. И даже если вы готовы проявить либеральность и сдвинуть сроки дедлайна, он будет оборонять этот последний рубеж со стойкостью наполеоновского гренадера. Не пытайтесь спросить его "Когда вы все-таки сдадите эту работу?" Он почти наверняка ответит вам так: "Почти все готово". То, что на вопрос "когда" только в России и в Италии способны ответить "в каком состоянии дела", ему тоже в голову не приходит.

ЭТИКОМИНИМУМ
Еще одна черта неудачника - полное отсутствие представлений о какой-либо деловой этике в работе. Первое, в чем это проявляется, - переписка. Неудачник никогда не подтвердит вам, получил ли он ваше письмо. Если же и соизволит ответить, то никогда не проставит темы письма, тем самым лишая вас возможности определить, насколько срочно то или иное послание в вашем электронном ящике.
На новом месте работы неудачник сразу же проявит себя великим профи. Например, сообщит, что тут "все не так организовано" и что у них в компании N "все было по-другому". Затем он заведет разговор, щедро пересыпая его профессиональными жаргонизмами и небрежно именуя миллионы - "лямами", а миллиарды - "ярдами". И в качестве последнего штриха сообщит, что "вообще-то его зовут в очень серьезную корпорацию, но он пока присматривается к рынку"…

"Ошибки при поиске или при выходе на новую работу можно долго перечислять, но главная из них - неумение поставить себя на место работодателя", - констатирует Харитонова из "Арбат капитала". И с ней согласны профессионалы-психологи. "Причина неудач в работе чаще всего кроется в том, что человек воспринимает себя как единственный центр и мерило жизни и вообще не задумывается об интересах окружающих, - напоминает психолог Юлия Лукашенко. - В результате он попросту не умеет действовать и работать так, чтобы другим было комфортно".

Так что причина профессиональных неудач очень часто лежит сегодня отнюдь не в отсутствии должных навыков, а просто в неумении контактировать с другими людьми.

10 ПРАВИЛ НЕУДАЧНИКА
1. В своем резюме укажите все, что только можно. В том числе, что вы любите живопись Брейгеля и отличаетесь чувством стиля. Не забудьте о грамоте по пению, полученной в 5-м классе. Пусть на третьей странице вашего резюме работодатель в полной мере осознает, КТО к нему пришел.

2. Не имейте четких реквизитов банковского счета. Пусть бухгалтерия помучается с отправкой оплаты вашего труда. И не делайте копий своих основных документов. Процесс передачи этих копий должен стать мучительным и тяжелым как для вас, так и для вашего работодателя.

3. Не оплачивайте свой мобильный телефон. Пусть он выключается в самый ответственный момент. Или просто просите работодателя перезвонить вам на мобильник, потому что у вас «на телефоне денег мало». Пусть знает, что любые ваши бытовые проблемы – это его проблемы.

4. Забудьте распечатку с заданием в офисе своего работодателя. Ему надо – так пришлет еще раз.

5. Опаздывайте на встречи, потому что в Москве, оказывается, «пробки сегодня». Пусть думает, что вы обычно живете в той Москве, где «пробок» нет.

6. Сообщите работодателю о том, что у вас важные переговоры с другим работодателем и поэтому работу вы вовремя не сдадите. Пусть знает, что вы нарасхват.

7. Если вы сорвали дедлайн – напишите работодателю, что у вас «завис компьютер» или «стерся файл». Пусть знает, что помимо зарплаты вам нужен еще и новый компьютер и специальный помощник по дублированию ваших файлов. Как вариант: у вас «часы барахлят». Пусть часы подарит.

8. Придя на новое место работы, сразу сообщите окружающим, что именно тут не так (все не так). Пусть знают, что имеют дело с настоящим профи.

9. Говорите на профессиональном сленге. Небрежно называете доллары баксами, миллионы – «лямами», а миллиардами – «ярдами». Пусть все поймут, что с миллиардами вы на ты, а ваша работа - это так, прихоть случая, «джентльмен в поисках десятки».

10. В электронных письмах ни в коем случае не проставляйте тему письма, а просто делайте «Re: Иванов». Пусть все ломают голову, кто же и о чем им пишет.

Текст: Ян Арт, финансовый обозреватель, специально для «Иной газеты»
Илл. из архива "Иной газеты"

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


деньги