"Новая драма" прошла, как цунами

Презрен тот, кто не бросил свои мелкие делишки и не кинулся с головой в пучину высокого искусства, десант которого высадили на наши неокультуренные провинциальные головы организаторы фестиваля «Новая драма»! И впрямь – где ещё можно было встретить столько гениев на один квадратный сантиметр пространства?

Уже семь лет подряд московский фестиваль современной пьесы «Новая драма» выезжает в исконно-суконную российскую глубинку, чтобы себя показать и новыми впечатлениями напитаться. И вот выехал в Пермь. От эпитетов «великий», «гениальный», «выдающийся», «новый Пушкин», «современный Маяковский», которыми провозвестники новой эры непринуждённо одаривали друг друга, кружилась голова. Ты невольно чувствовал себя причастным к небывалому культурному прорыву, который в одной отдельно взятой «дыре» взялась совершить группка продвинутых культрегеров. По их мнению, они экспортировали в Пермь искусство честное, неподкупное и актуальное. Звёзды ели, пили, тусовались и не жалели комплиментов: "Ты – Салтыков, а ты – Щедрин! Ты – Мельников, а ты – Печёрский!"

И всему этому бомонду было глубоко наплевать, что на многие их художественные самовыражения скромную пермскую интеллигенцию, в число которой входит и основная масса пишущей братии, просто не пустили. Залы маленькие, мероприятия элитные, штучные, желающих много…

ПРИОБЩЕНИЕ К ГОП-КУЛЬТУРЕ
Зато местные халявщики из тусовки оторвались по полной! Чай, не каждый день приходится обсуждать с идейным генератором «Золотой маски» Эдуардом Бояковым, что «Ада», вопреки мнению Апдайка и Воннегута, куда темпоральнее «Бледного пламени». Не каждый день приходится «пьянствовать водку» с графиней Фёклой Толстой, которая примчалась приобщиться к гопкультуре рэпера Сявы, что дебютировал в рэп-драме «Засада» – вещи крайне экстремальной с точки зрения мата.

«Новоявленный пермяк» Марат Гельман вывез в Пермь для туристического моциона своего пожилого папу-драматурга Александра Гельмана. Он мужественно высидел три из пяти дней фестиваля. Благородно взлохмаченный Владимир Сорокин гостил по-барски. По словам томного мэтра, он давно никуда не выбирается дальше Рублёвки, а тут вдруг сподобился. Похвалив пространства Перми, её уют и Каму, главный копрофаг всея Руси обещал вскоре вернуться, чтобы взорвать Пермь чем-нибудь похлеще «Детей Розенталя». Молодое режиссёрское дарование Валерия Гай Германика, с дредами и кольцом в носу, прибыла в наши края с китайской хохлатой собачкой Моней. Во время презентации фильма «Все умрут, а я останусь» пёсик тусовался вместе со всеми в модном прикиде, получая самые вкусные куски с богатого фуршетного стола. А его хозяйка не стесняясь призналась, что свой творческий путь начала с порностудии, где работала оператором.

С КАБАКОВ ПО НИТКЕ
Ещё три гостя фестиваля – поэты Евгений Лесин, Андрей Родионов («современные Пушкин и Маяковский», по заявлению Гельманамладшего) и Всеволод Емелин (для него громкого звания, видимо, пока не нашлось). Троица устроила в речном вокзале поэтический спектакль «Пусть сильнее грянет кризис!» Поэт-убийца, как величают Родионова столичные критики, обволакивал пермячек цитатами: «…Все женщины, которые хотят трахаться с интеллигентными людьми, / Стараются быть немного похожими на Ренату Литвинову. / Исключение составляют те, что с детьми, / И те, кому за сорок с полтиною». Поэт-провокатор Всеволод Емелин всем напиткам предпочитает водку, что явствует из названий его сборников «Записки из похмелья», «Русские вопли», «По кабакам и мирам»: «Среди заморской сволочи / Почти что не видна, / Бутылка русской водочки, / Стоит в углу одна». Его лирический герой ищет в Сети порнофотографии Юлии Тимошенко, жалуется на небольшую получку и снисходительно сочувствует покидающим Россию евреям.

СЛАБО ОТКРЫТЬ ФИЛИАЛ БДТ?
«Новая драма» подобна цунами: даже схлынув, оставляет за собой следы разрушений. Сначала Марат Гельман, напомним, заявил, что и после фестиваля в Перми останется его фантом: филиал театра «Практика», коим руководит Эдуард Бояков. Сам Бояков поначалу категорически опроверг эти предположения: «Театр «Практика» – локальный и, безусловно, московский проект. Мы не планируем никакой франшизы».

Но за три дня, проведённых в Перми, в Боякове что-то изменилось… Вот как говорит сам неофит: «Состоялось несколько серьёзных разговоров и с Мильграмом, и с губернатором. Предложение я услышал и начинаю о нём думать. И мне сейчас легче отвечать, чем три дня тому назад, потому что я вижу совершенно потрясающего зрителя. Такую любовь к другому я видел только в Москве». При этом Бояков по-прежнему опровергает идею филиала «Практики» («Я что, новую бензоколонку, что ли, хочу открыть?»), но говорит, что ему «интересен новый формат».

И всё бы хорошо, если не принимать во внимание, что новый пафосный театр имеет виды на… краевой Дом народного творчества (бывший ДК Гознака). Хорошее здание. Вместительное. Вот только куда пойдут все взрослые и юные его обитатели, которые посещают здесь всевозможные кружки и секции? Опять на улицу? Пардон-пардон, вопрос обывателя…

В этой ситуации, которая всё больше напоминает систему, сложно не вспомнить и тот финансовый коллапс, в котором оказались четыре пермских театра («У Моста», ТЮЗ, «куклы», «Балет Панфилова»), когда их «сбагрили» городу. Средств на их творческие планы и проекты нет. Как, впрочем, нет денег и на новое здание Пермской художественной галереи. Видимо, все культурные инвестиции ушли на создание Музея современного искусства. Он меж тем официально зарегистрирован. По предварительным подсчётам, содержание музея ежегодно будет обходиться краевому бюджету в девяносто миллионов рублей. На этом фоне сумма, которую выделили из средств налогоплательщиков на «Новую драму», конечно, меркнет. Всего-то три миллиона «деревянных».

«МНЕ БЫЛО НЕ ТО ЖАЛЬ ИХ, НЕ ТО СТЫДНО ЗА СЕБЯ»
Фестиваль современной пьесы «Новая драма» посетил и губернатор края Олег Чиркунов. В своём блоге он отметил два проекта. Один из них – лаборатория документального театра (вербатим) «Мотовилихинский рабочий». Четыре драматурга из Москвы (Михаил и Вячеслав Дурненковы, Юрий Клавдиев и Александр Родионов) две недели провели на «Мотовилихинских заводах», беседуя с рабочими. Из их черновых зарисовок в скором времени появится пьеса. Авторы рассказали о сокращениях на заводе, о мире рабочего («есть жизнь здесь и за забором»), о том, где рай, а где «ад» (в цехе с температурой 90 градусов)… «Мне было не то жаль их, не то стыдно за себя, как за представителя даже не власти, а того слоя, интеллектуальный потенциал которого должен тянуть нацию из этой рутины, серости, нищеты», – признался губернатор в своём интернет-дневнике. Также глава региона отметил спектакль французского режиссёра и драматурга Жоэля Помра «Этот ребёнок» (театр «Практика», Москва). Французский автор в своей истории рассказал о «больных» отношениях детей и родителей.

«Этот ребёнок» очень жёстко добавил мне эмоций, – пишет в блоге Чиркунов. – В крае 14 тысяч детей в асоциальных семьях. Сотни детишек – в детских домах для умственно отсталых. Более тысячи человек, в том числе дети, заканчивают жизнь самоубийством. 30 тысяч находятся в тюрьмах. Всё это есть в любом обществе, но у нас приобрело масштабный характер, почти характер цепной реакции. Как сказал сегодня Гельман, «задача культуры – вызывать боль, а твоя – её лечить». Ну что ж, со своей задачей они справились».

Текст: Кира Кошкина, «Пермские новости»
Фото: Сеть

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Олег Чиркунов