Титановая корпорация принимает позу для низкого старта

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОАО «КОРПОРАЦИЯ «ВСМПО-АВИСМА» ЕВГЕНИЙ РОМАНОВ ГОВОРИТ ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ:

О СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНАХ
Передо мной как руководителем корпорации «ВСМПО-Ависма» стоит задача расширять рынки сбыта и увеличивать доходность предприятий, чтобы стать лучшими в мире. В условиях кризиса эти задачи не корректируются. Корректируются только механизмы, с помощью которых их можно реализовать.

Мы чувствуем себя довольно спокойно. Но при этом понимаем, что кризис наносит достаточно ощутимый урон рынку авиаперевозок. Пока мы не можем в полной мере оценить предполагаемый ущерб: вначале ситуация должна отразиться на рынке авиаперевозок, и только после этого произойдут изменения в объемах заказов лайнеров.

Возможно, в ближайшие два-три года (начиная с 2009 года) у нас будет происходить некое падение объема заказов. Однако мы видим возможность компенсировать это снижение за счет внутреннего рынка.

Мы формируем для себя среднепессимистичный сценарий развития событий, но с пониманием, какие резервы будем иметь в случае появления оптимистичных тенденций.

Думаю, что Boeing и Airbus в ноябре конкретизируют свои потребности в нашей продукции, и к декабрю мы, соответственно, сможем более четко сформулировать измененную концепцию своего развития. Совет директоров поставил задачу, чтобы мы не позднее первого полугодия следующего года предоставили уточненную стратегию развития до 2020-го и с перспективой до 2030 года. Из нее уже будет вытекать, каким образом инвестироваться.

ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ
У «ВСМПО-Ависма» была среднесрочная стратегия развития до 2012 года. Планы базировались на том, что будут запускаться новые модели лайнеров Boeing и Airbus, и их количество будет расти. Мы планировали к 2012 году покрыть потребность рынка в соответствии со стратегическими прогнозами. Но произошел финансовый кризис. Это не значит, что роста не будет. Просто он сдвигается на время прохождения кризисных явлений.Если мы рассчитываем, что спад продлится три года, то получится, что рост произойдет к 2015 году. Поэтому мы должны пересмотреть свою стратегию.У нас есть ряд предложений по реализации сырьевых проектов. Для них горизонт планирования до 2012 года очень мал, так как в этой сфере сроки реализации проекта от момента принятия решения до ввода в эксплуатацию составляют порядка 10 лет. Поэтому перспективную долгосрочную стратегию надо пересмотреть до 2030 года. С учетом мирового финансового кризиса в рамках корректировки этой стратегии нам необходимо более точно спрогнозировать сроки ввода этих мощностей.

Вот почему инвестиционную программу мы не пересматриваем в сторону снижения, скорее всего, будем увеличивать ее объемы. Но при этом проведем корректировку по срокам ввода мощностей. Если мы сегодня введем новые мощности и законсервируем их, это будет не очень разумное использование кредитных ресурсов.

Для нас сырьевые проекты связаны со снижением рисков неполучения сырья. Не секрет, что основные сырьевые ресурсы для производства титана находятся на Украине. Есть еще опыт получения сырья из Индии. Межу тем на территории России есть два разведанных месторождения мирового значения, где фактически руда не добывается.Поэтому мы рассматриваем сырьевые инвестиционные проекты именно как снижение рисков для того, чтобы полностью замкнуть технологическую цепочку.ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ
У корпорации есть два ключевых сырьевых проекта, сегодня проводится их экономическая оценка. Тамбовское месторождение ильменитовой руды находится в собственности государства. Там основная проблема — над частью месторождения находятся земли сельхозугодий, поэтому надо принимать очень взвешенные решения с точки зрения категорийности земель, самого процесса освоения месторождения. Что касается Кольского полуострова, то государство может рассматривать возможность разработки этих месторождений.Освоением могут заниматься те, кто разбирается в горном деле — от государства до горно-металлургических компаний. Вопрос в том, кто готов предоставить финансовые ресурсы, совокупность трудовых ресурсов, которые позволят вести разработку.Горные проекты — крайне сложное мероприятие, они требуют специалистов определенного уровня. Горные работы мало того, что разнообразны, они еще и опасны. Поэтому каждый должен заниматься своим делом. Если акционеры примут решение, что добычей сырья должна заниматься сама корпорация, то нам придется создавать специализированное горное подразделение, перекупать специалистов. Пока мы занимаемся изучением экономической целесообразности этой работы. После этого обратимся в совет директоров, будем доказывать там свою позицию и то, насколько это эффективно.

Сырьевые проекты крайне дорогие. К примеру, чтобы начать подготовку к освоению Кольского месторождения, надо построить 30 км железной дороги и 40 км автомобильной. На сегодняшний день в условиях кольского севера строительство 1 км автомобильной дороги можно оценивать в сумму от $1 до $3 млн, а 1 км железнодорожного полотна — от $5 до $10 млн. Кроме того, надо закупить технику, построить обогатительную фабрику и так далее. При этом надо понимать: сколько существует сырьевой проект, столько он и строится. Это все — и время, и постоянные инвестиции. Заниматься такими проектами должны те, кто умеет это делать. Мы выступаем в этом случае просто как стратегические инвесторы — акционеры, у нас недостаточно знаний, квалификации, чтобы полноценно участвовать в сырьевых проектах.

В настоящее время мы производим оценку, нащупываем подходы, а акционеры должны будут принять решение на уровне «да» или «нет». Иначе это дело может стать таким «чемоданом», который не просто будет неудобно нести, который положит самого несуна.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


ВСМПО-Ависма