Считать по-русски

Текст: 
Ян Арт

Банковский рынок напоминает расхожую истину о «хорошо забытом старом». Одновременно с «трехлетками» Минфина и «пятилетками» Сбербанка нафталин стряхнули с еще одной идеологеммы прошлых времен – идее всеобщего ликбеза. Именно в этом заключается суть тезиса о повышении финансовой грамотности российского населения.

Финансово неграмотное, но скорое на острое словцо население уже откликнулось на эту тему соответствующим анекдотом об учителе, который задает детям задачку: «Если ваша семья взяла кредит на сумму 100 рублей сроком на три года под 10% годовых, то сколько составит конечная выплата?» На что Вовочка отвечает: «Не знаю, Марьиванна, мы в таких случаях квартиру меняем и телефон…».

Собственно говоря, анекдотом эту короткую историю можно назвать лишь с определенной натяжкой, поскольку именно она в общем и целом передает смысл и подоплеку повышения финансовой грамотности. Предполагается научить население правильно брать деньги в долг, правильно считать их и правильно возвращать, не меняя квартир и телефонных номеров. Причем, как полагают большинство российских финансистов, начинать приходится с уровня, который на современном молодежном сленге звучит как «ниже плинтуса». Поскольку среднестатистический россиянин не разбирается ни в своих правах, ни в обязанностях, ни в возможностях, ни в самих правилах игры на финансовом рынке.

КАЖДЫЙ ПИШЕТ КАК ОН СЛЫШИТ
В итоге свои правила устанавливает кто и как хочет. Например, Екатерина Сурагина, продавец магазина Colin’s на Невском проспекте в Петербурге, работает исключительно по своим правилам. И требует у покупателей, пытающихся расплатиться банковской картой, паспорт. Любой другой документ девушку не устраивает и она с жаром убеждает обескураженных покупателей, что обязана видеть личную подпись предъявителя карты на документе. Позвольте, но ведь согласно требованиям законодательства покупатель обязан удостоверить свою личность, а не подпись? Ответ продавца прост: «Причем тут законодательство? У нас приказ директора». А кипятящихся покупателей пытается под локоток вывести из салона местный охранник: «вы что, права тут качать собрались? Сейчас милицию вызовем!»

Затертая формулировка «качать права» до сих пор не воспринимается в России как норма финансовых отношений и советская истина «клиент всегда неправ» до недавнего времени определяла взаимоотношения в самой быстро растущей и одновременно самой проблемной их части – на поприще розничного кредитования. В течении несколько лет законодатели пытались как-то подправить ситуацию, приняв закон «О потребительском кредитовании», но он благополучно зависал в кабинетах Минфина и иных казенных учреждений. Зампредседателю банковского комитета Думы Павлу Медведеву с истовостью гарлемского рэппера приходилось повторять во всех своих публичных выступлениях один и тот же рефрен: «пока заемщикам можно посоветовать только одно: внимательно читайте то, что написано в кредитных договорах маленькими буквами».

Дело, как известно, кончилось тем, что год назад Центробанк предписал банкам раскрывать перед заемщиками так называемую эффективную процентную ставку (ЭПС) – то есть сумму всех реальных выплат по ссудам. А Роспотребнадзор, победив молдавские вина, грузинскую минералку и балтийские шпроты, бросился шерстить банки на предмет нарушения прав потребителей. С грацией слона в посудной лавке, чем вызвал бурю негодования финансистов.

«Не совсем понятно, почему Роспотребнадзор постоянно пытается заняться регулированием банковского рынка, - заявил, например, по этому поводу Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России (АРБР). - Я бы посоветовал ведомству Геннадия Онищенко заняться проблемой освобождения полок аптек от этой некачественной продукции, а с проблемой освобождения «банковских полок» от недобросовестных банков, на мой взгляд, вполне успешно справляется Центробанк»…

Отторжение профессионалов финансового рынка понять можно, однако… если бы Онищенко не было, то его следовало бы выдумать. Хотя бы для того, чтобы финансисты, подобно мафиозо из старого фильма «Приключения итальянцев в России» наконец воскликнули: «Не надо, я сам!»

КОМУ И ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?
О том, что повышение финграмотности – это не только неприятная докука, но и прямая выгода самих банкиров, неоднократно говорил Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков (АРБ). Несмотря на заметный рост спроса на банковские услуги, «без повышения информированности населения о банках и банковских услугах, о правилах взаимоотношений клиента с банком этот сегмент финансового рынка не сможет дальше эффективно развиваться», заявил шеф АРБ еще год назад. По его мнению, бурный рост кредитных невозвратов в России во многом предопределен не «злоумышленностью» россиян, а элементарным незнанием заемщиков о размере реальных платежей по взятым кредитам. Кроме того, финансовая неграмотность считается основной причиной низкого уровня доверия россиян к банковской системе в целом. «Мы должны восстановить сегодня доверие россиян к банкам, - констатирует Тосунян. - Это совершенно необходимо для того, чтобы граждане без опасений несли в банк свои сбережения».

Так что повышение финграмотности – это отнюдь не «души прекрасные порывы», но и прямой расчет.

Сегодня о своем участии в этом процессе не говорит разве что ленивый. Та же самая АРБ уже год реализует специальную информационную и образовательную кампанию, посвященную финансовому ликбезу. Банки открывают специальные сайты, проводят просветительские акции и спонсируют книги. Словом, «танцуют все». Впереди, как полагается Минфин, который стал центром ответственности за реализацию федеральной целевой программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на 2009-2014 годы (опять пятилетка), ее бюджет в $100 млн. вдохновил многих, так что в скором времени можно ожидать вал проектов, инициатив, образовательных программ и методических пособий. Словом, процесс пошел.
Что ожидается получить «на выходе»? Уже цитируемый президент АРБ обозначил то так: «Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли государственного чиновника. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества. То есть, в конечном счете финансовая культура позволит человеку стать более самостоятельным в своем выборе, независимым и свободным».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


российские банки