Компенсация за месяц невольной жизни в Березниках

В феврале прошлого года сотрудники Мотовилихинского ОВД Перми задержали инвалида II группы Оксану Калинину и экстренно отправили ее в изолятор временного содержания города Березники. С этого времени началась долгая история отношений закона и действительности. Эта история вполне может служить иллюстрацией российского тюремного быта.В 2007 году Оксана Калинина проживала в Березниках. Ее отношения с соседями были не самыми благополучными – постоянные ссоры, перепалки и так далее. После очередного конфликта обе стороны подали исковые заявления в правоохранительные органы. В то время Калинина решила переехать на постоянное место жительство в Пермь. Она ни от кого не скрывалась, однако была объявлена в региональный розыск.

Долго искать «преступницу» сотрудникам милиции не пришлось – очень скоро Калинину арестовали в Перми на собственной квартире и препроводили в Березниковский ИВС. При поступлении Калинина, инвалид II группы, предупредила сотрудников изолятора, что у нее астма, гипертония, а передвигаться она может только с помощью костылей (в Перми Калинина находилась на лечении). Однако просьба поместить ее в больницу осталась без внимания, и она была сопровождена в общую камеру.

Камера 4, куда поместили Оксану Калинину, представляла собой удручающее зрелище – стены покрыты «шубой», окон нет, отдельных спальных мест нет, вентиляции никакой, температура воздуха ниже 18 градусов. Кроме этого, как сообщает пресс-служба ПРПЦ, в изоляторе не выдавались постельные принадлежности и посуда, в камере отсутствовал умывальник, емкости для питьевой воды и бытового мусора, санузел не отвечал требованиям приватности. Проще говоря, атмосфера в камере была гнетущая и, как считают юристы ПРПЦ, могли быть признаны унижающими человеческое достоинство.

Позднее Калинину перевели в другое помещение этого же изолятора – камеру 14. Условия там также не соответствовали нормам закона, более того, угрожали здоровью. Камерное помещение было рассчитано на 8 человек, между тем там постоянно находились 16-17 человек (в том числе и несовершеннолетние, хотя это противоречит закону). Арестанты спали в три смены. Однако Калинина спать не могла – в камере постоянно горел свет.

У Оксаны Калиной забрали костыли, передвигаться без которых она не могла. За все время пребывания в изоляторе ей дали только один раз принять душ, а на прогулку не выводили ни разу. Из-за невыносимых условий Оксана Калинина пыталась покончить жить самоубийством…

В общей сложности Калинина провела в Березниковском изоляторе месяц, вместо установленных законом десяти дней. После освобождения был подана жалоба в суд. Однако дело было рассмотрено не сразу. Березниковский городской суд неоднократно отказывал в приеме заявления. И только в июле 2007 года горсуд Березников принял иск к рассмотрению, и то только после того, как жалоба дошла до краевого суда, который и обязал березниковских судей рассмотреть дело.

Только через год – в июне 2008 года состоялся итоговый суд. Свой моральный вред Калинина оценила в 700 тыс. рублей. Однако ответчик МВД – иск не признало, мотивируя тем, что в деле не установлена виновность государства в создании уничижающих человеческое достоинство условий. Березниковский УВД признал лишь незаконность содержания в изоляторе. Нечеловеческие условия содержания были отнесены к объективным причинам – Березниковский изолятор недостаточно финансируется.

В итоге суд постановил выплатить Оксане Калининой 35 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда.

По мнению юристов ПРПЦ, ведущих подобные дела, эта сумма является самой большой. Но, конечно, вред несоизмеримо больше.

Текст: Олег Адамов, Пермские соседи
Фото из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


милиция