Приёмные дети: жить или нажиться?

"Тебе не жарко в теплой шапочке?" — интересуется мальчишка, пришедший в садик за младшим братом. Он живо стягивает с крохи головной убор, заменяя его своей новенькой бейсболкой. Огромный козырек тут же сползает на курносый нос, но малыш счастливо улыбается: его любят, о нем заботятся и ничего для него не жалеют. Это ли не счастье? О таком счастье маленький Коля не мог и мечтать. Еще пару лет назад он жил в детском доме и был "ничейным мальчиком". А потом пришли добрые дядя с тетей и забрали его к себе, несмотря на то, что имели троих родных детей. Так у мальчика появились старшие братья и младшая сестренка. Впрочем, младшей сестренка считалась только по документам, поскольку в развитии заметно опережала Колю. К своим трем годам он не умел ни говорить, ни ложку держать, ни горшком пользоваться. Вряд ли приемные родители были готовы к тому, что новоявленный сынок окажется настолько неадаптированным в быту и принесет им массу хлопот.

Да, с сиротами приходится несладко. Практически у каждого стоят диагнозы "задержка психического развития" и "педагогическая запущенность". День за днем все члены семьи терпеливо учили Колю обслуживать себя, и никому — ни взрослым, ни детям — даже в голову не пришло, что проблемного ребенка можно взять и вернуть в детдом. Вернуть, как испорченную игрушку, как недоброкачественный товар, подсунутый наивным потребителям.

Звучит кощунственно. Однако есть люди, которые именно так — потребительски — относятся к детям-сиротам, взятым на воспитание.

Эта практика появилась несколько лет назад, когда государство стало пропагандировать новые формы воспитания детей-сирот, замещающие семью. Действительно, как бы хорошо и комфортно ни жилось ребенку в детском доме, ничто не заменит тепло и уют домашнего очага.
Ролики на ТВ, призывные публикации в газетах, фотографии детей с умоляющим взглядом: "Мама, найди меня!" возымели действие — детей стали забирать из приютов. Вот и Березниковский детский дом № 2, где воспитывались дошколята, вскоре пришлось закрыть, потому что главная мечта его маленьких обитателей исполнилась — их нашли "родители". Сегодня более 600 детей живут с опекунами, 22 малыша стали членами патронатных семей, 105 — приемных.

В благодарность за милосердие и отзывчивость государство назначило приемным родителям денежное пособие. На первый взгляд, деньги невелики — чуть более 4 тысяч в качестве детского пособия и 9200 рублей единовременной помощи на ребенка. Но если сравнить с детским пособием в 90 рублей, выплачиваемым на родное дитя, а если дитя не одно, а постоянной и хорошо оплачиваемой работы нет? Почему бы не воспользоваться такой возможностью, чтобы поправить свое материальное положение?

"Мне стыдно брать ее с собой в гости, потому что может залезть руками в салат, а потом вытереть их об обои. Я не могу оставлять ее дома одну, так как боюсь, что устроит пожар или потоп", — делится своими проблемами одна моя знакомая. Она взяла эту девочку, чтобы иметь дополнительный заработок, поскольку надо оплачивать учебу старшего ребенка в вузе. Но силы не рассчитала и намерена отказаться от нее.

Кстати, в детских домах эта маленькая "отказница" будет не единственная. Так стоило ли закрывать детские дома, если лет через 5-10 ряды сирот пополнят дети тех, кого сегодня воспринимают, как средство обогащения, и только ради денег берут на воспитание? Может быть, в первую очередь, воспитывать надо нас, взрослых?

Когда врачи дали неутешительный прогноз относительно здоровья одной немолодой женщине, она опустила руки и приготовилась умирать. А потом к ней, смешно переваливаясь на неокрепших ножках, подковыляла недавно появившаяся в доме маленькая девочка. Малышка уткнулась маме в плечо, захлюпала носом и… умирающая встала с постели. Разве может она позволить себе сдаться и уйти? Неужели оставит Катюшку, которую и так не единожды предавали?

Если уж взяла на себя ответственность за ребенка, значит, надо жить! Жить, чтобы не лишать его шанса на счастливое будущее. Может быть, единственного шанса, данного судьбой маленькому, ни в чем не повинному человечку.

Татьяна Фадеева, главный специалист Отдела охраны прав детей, опеки и попечительства Комитета по вопросам образования: «Работа по реализации семейных форм устройства детей-сирот ведется на протяжении многих лет, и случаев отказа от детей немного. Каждый воспринимается как ЧП. Замечу, что родители, которые берут детей из детского дома с целью сделать семью полной, от детей не отказываются. Они изначально настроены на то, что будут рядом ребенком всю жизнь, любят его таким, какой он есть, и серьезно занимаются воспитанием. Но мы стараемся, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо. Сейчас мы возлагаем очень большие надежды на Центр психолого-медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он функционирует с 1 октября, и его основная задача — оказание разносторонней помощи семьям. Это и предварительное обучение людей, претендующих на роль воспитателя, оказание помощи по возникающим конфликтам, контроль над выполнением обязательств перед детьми».


“Неделя.RU”
Илл. из архива «Иной газеты»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс