Чиновничье счастье

«Мы должны некоторым категориям людей, от которых зависит самочувствие государства, платить. Мы должны уйти от этого социализированного принципа «всем сестрам по серьгам», - сказал Владимир Путин 18 декабря 2003 года во время своего очередного телевизионного общения с россиянами. Более чем за четыре года, прошедших с того дня, «самочувствие государства» ухудшалось неоднократно, и всякий раз для его выздоровления президент повышал зарплаты чиновникам. Видимо, чиновники почувствовали резкое ухудшение своего состояния накануне «дембеля» гаранта. Гарант не заставил себя ждать и 1 апреля подписал указ о повышении на 9% денежного вознаграждения «в целях обеспечения социальных гарантий лицам, замещающим государственные должности РФ».

Мы не пашем, не сеем, не строим,
Мы гордимся общественным строем.
Мы бумажные, важные люди,
Мы и были, и есть мы, и будем.
(Татьяна и Сергей Никитины)

НОМЕНКЛАТУРНЫЙ «НЯМ-НЯМ»
Действительно, ведь даже в Конституции прописано, что государство наше «социальное». Просто уровень социальности для чиновников один, а для пенсионеров, скажем, совсем другой. Пенсия бывшего чиновника — это 80% от его зарплаты, а пенсия обычного пенсионера исчисляется 20–30 процентами от того, что он получал, когда работал. Скажете, неравенство? Неравенство, но об этом теперь принято молчать. Эпоха борьбы с привилегиями — это уже история.

В 1989 году на вопрос редакции «Литературной газеты»: «Что убедит людей в том, что намечаются реальные положительные сдвиги?» — 64% читателей газеты ответили: «Лишение начальства его привилегий». Комиссия по привилегиям Верховного Совета СССР рассматривала на своих слушаниях в том числе вопрос распродажи списанного имущества с 18 госдач, арендуемых высшим командным составом армии. Тогда одним из предметов обсуждения был списанный старый холодильник «ЗИЛ», купленный одним маршалом за 28 рублей при распродаже имущества с госдачи, на которой он проживал. Новый холодильник в те времена стоил 300 рублей. Маршала разоблачили, провели телевизионное расследование и постановили считать это жуткой привилегией. «Необходимо… немедленно ликвидировать все привилегии номенклатурных работников — не столько как средство решения наших экономических проблем, сколько как элементарное нравственное требование к руководителям государства, десятки миллионов граждан которого живут за чертой бедности», — гласила предвыборная программа партии «Демократической России» в 1990 году. Певица Алла Пугачева тогда же спела шутливую песню «Ням-ням»:

Когда тебе грустно, сбежала жена —
Пойди, открой холодильник.
Возьми там салями
И красную рыбу,
Достань сервелат и пожуй, буржуй
Ням-ням<…>
Все это прекрасно, но вот что ужасно —
Поди-ка, открой холодильник.
Возьми сто талонов, водичкой залей,
Слегка подсоли и — вперед!
Ням-ням-ням<…>
Что дальше, товарищи, что дальше? Что?

Тема номенклатурного «ням-ням» была очень актуальна, и песня с одноименным названием не могла не стать тогда хитом. После избрания Бориса Ельцина в 1991 году президентом РСФСР у него было два главных лозунга: независимость России от СССР и борьба с привилегиями. Видные ученые вслед за Ельциным повторяли: «Привилегии высшего состава номенклатуры сопоставимы с теми, что имеют мультимиллионеры на Западе». Больницы и школы, санатории и детские сады, машины и ателье, и конечно, спецзаказы. Все было для номенклатуры. Тогда, на пике борьбы с привилегиями, кто мог подумать, что спустя годы российские бюрократы в своем элитарном образе жизни далеко обойдут советскую номенклатуру? И при этом чиновников в России теперь в два раза больше, чем было во всем Советском Союзе.

ПАВЛИНЬИ ХВОСТЫ
Спикер Госдумы Борис Грызлов вначале называл льготы для чиновников «социальными льготами», а потом сказал, что это даже не льготы, а просто … «условия для работы». Действительно, как функционеру обойтись без представительской иномарки с мигалкой на крыше. В Законе о гражданской государственной службе это называется «Дополнительные государственные гарантии госслужащих». «Можно, конечно, пересадить министра на трамвай, тогда о каких-либо реформах надо вообще забыть. Или прикажете вместо автомобиля давать деньги на такси? Но кому от этого будет легче?» — возмущался управделами президента России Владимир Кожин, которого называют «главным распределителем» нынешних чиновничьих благ. Вот бывший председатель городской Думы Нижнего Новгорода Сергей Абышев честно признался, что всем нам «нужно учитывать, что мы живем в статусном обществе, в котором важны зримые символы власти». Это, видимо, как у павлинов, чем красивее и ярче хвост, тем выше статус самца.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс