2025: Полевые работы

Лет через 10-15 обладатель земельных угодий, отданных под выращивание пшеницы или кукурузы, будет так же богат, как и владелец нефтяной вышки, мечтает глава группы компаний «Русские фермы» Андрей Даниленко. Ажиотаж, охвативший в этом году мировые рынки зерна и сухого молока, и вправду многих заставил задуматься о больших перспективах аграрного бизнеса. Даже в российском сельском хозяйстве происходят небывалые вещи.

Крупные аграрные холдинги, еще недавно называвшие свою отрасль не иначе как черной дырой, то и дело заявляют о запуске новых проектов. Зерновые компании, раньше других рискнувшие своими деньгами, начинают пожинать плоды — на мировой арене их продукция пользуется большим спросом. Теперь выгоды пытаются реализовать молочники: новостные ленты пестрят сообщениями о строительстве мегаферм. Шансы отечественных зернотрейдеров сколотить приличное состояние, по мнению Даниленко, весьма высоки. А вот молочникам придется запастись терпением. «Это более сложный операционный бизнес, — поясняет президент “Русских ферм”. — К тому же в предстоящие 5-7 лет животноводам придется работать только на потребности внутреннего рынка». Когда возобновятся поставки сухого молока за рубеж, он даже не загадывает.

ОДИНОКИЙ МОЛОЧНИК
Выросшие аппетиты Юго-Восточной Азии и ограниченные возможности производителей сделали молоко ходовым товаром во всем мире. «Резкого увеличения спроса на мировом рынке никто не ожидал, а вот дефицит в России прогнозировался легко», — говорит Даниленко. Если бы большая часть животноводческой продукции в России производилась индустриальным путем, то есть крупными агрохолдингами, нынешний дефицит сырья так сильно по российскому рынку бы не ударил. Но у нас главные поставщики — мелкие частные подсобные хозяйства, эффективность которых в 2-3 раза ниже, чем у серьезных производителей.

Инвесторов, приходивших в молочный бизнес с новыми технологиями, Даниленко делит на три группы. Первая — производители молочной продукции, взявшиеся за возведение современных комплексов, чтобы восполнить нехватку качественного сырья. Вторая — инвестиционные компании, рискнувшие потратиться не только на «голубые фишки». Наконец, третья и самая малочисленная категория — отчаянные энтузиасты своего дела. Несколько лет назад банки кредитовать их отказывались: хозяйствам требовались слишком длинные деньги. Первую прибыль фермы получают через 2-3 года после старта, рентабельность при этом не превышает 5-7%.

Теперь отрасль вроде бы выглядит куда привлекательнее для серьезных инвестиций. С появлением нацпроектов проблем с кредитованием поубавилось. После резкого скачка цен на сырое молоко чистый доход крупных ферм подскочил до 70-100%. Трудностей со сбытом в ближайшие 5-7 лет не предвидится. «Примерно треть молока на наших полках восстанавливается из порошка, — возмущается глава “Русских ферм”. — Понятно, что не от хорошей жизни, но где еще в мире вы такое увидите?» Впрочем, несмотря на это, скорого прихода серьезных игроков он все равно не ожидает.

Далеко не все, кто ринулся в молочный бизнес, собираются в нем остаться. «Местные администрации охотно выделяют приличные территории под фермы, — рассказывает Даниленко. — Некоторые идут, преследуя чисто спекулятивные интересы. Полученная земля в любом случае интересный для вложения актив».

Среди тех, кто приходил надолго, хватает разочаровавшихся. Крупные компании, собиравшиеся выстроить агропромышленных гигантов или покупавшие ради диверсификации, избавляются от купленных сгоряча активов или подыскивают для них профессиональных управленцев. «И к нам с такими предложениями обращались, — признает Даниленко. — На рынке найдется не одна ферма, для которой закупали дорогой скот, оборудование, но на хорошие показатели она не смогла выйти даже с учетом нынешней нехватки сырья».

Поднимать животноводство придется тем, кто успел поработать хотя бы пару лет, набил руку и теперь набирает крейсерскую скорость. «Именно на четвертый год работы ферма выходит на проектную мощность», — поясняет Даниленко. Дешевыми ресурсами таких предпринимателей государство обеспечило. Несмотря на то что фактически распределяют их всего два банка, аграрии и этому рады. Но теперь появилась другая беда. В российском сельском хозяйстве начинается этап агрессивного накопления капитала, однако стимулом для развития это не будет.

СВОЁ ДЕЛО
Под агрессивным накоплением капитала Даниленко имеет в виду не стремление произвести как можно больше услуг, а желание как можно больше на них заработать. За примерами далеко ходить не надо. «Договаривался с соседними хозяйствами о поставке кормов для своих ферм, — вспоминает он. — В итоге мне их предложили по такой цене, что заготовка своими силами обошлась бы в 2 раза дешевле. Западные компании устраивают распродажи, чтобы избавиться от непрофильных направлений, а российские тратят ресурсы, чтобы обрасти новыми».

Именно поэтому Даниленко, будучи сторонником узкой специализации, следовать своим принципам не спешит. Кроме молочных ферм в состав его группы входит также собственное подразделение по заготовке кормов. И это еще не предел. Чтобы не сбывать сырье по ценам, которые диктуют покупатели, «Русские фермы» собираются заняться переработкой. Небольшой завод по производству сыра обойдется в $40 млн. «Безумие чистой воды, но что еще остается делать? — жалуется Даниленко. — Предприятия, безусловно, делят молоко на качественное и некачественное, но в переработку все идет на одну линию. Какой тогда смысл платить мне больше?»

По словам Даниленко, некоторые производители молочной продукции уже предлагают ему придумать способ, как не стать конкурентами на одном рынке. Очевидно, что рано или поздно от вертикальной стратегии компании будут отказываться. Когда же все встанет на свои места?

Должно пройти минимум 10 лет. «К тому времени случайные люди не просто устанут ковыряться в чужом бизнесе, — прогнозирует Даниленко. — Вырастет новое поколение бизнесменов, которые будут рассуждать рационально и не стыдиться того, что их бизнес приносит менее 10% чистого дохода».

Им по силам будет вывести на нормальный уровень даже такую сложную отрасль, как животноводство. Через 7-10 лет продукции из сухого молока мы будем пить на порядок меньше, а тон на рынке станут задавать крупные специализированные холдинги. «Не исключено, что некоторые хозяйства объединятся в специализированные кооперативы, как это произошло в США», — полагает Даниленко.

Текст: Елена Провоторова, SmartMoney

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс