Долгий путь в профессию

Текст: Сергей Русских

«Зарекаться не буду, но именно здесь я нашла своё место. Проработав и в газете, и в торговле, и в детском садике, всё же себя я нашла именно в школе». Это слова Ольги Альбертовны Чепурновой, учителя русского языка и литературы школы №10, победителя городского конкурса «Учитель года-2014» в номинации «Педагогический дебют». Её рассказ о себе, своём выборе профессии получился откровенным, искренним и душевным..

ДЕВОЧКА-ГУМАНИТАРИЙ
Родилась я в Березниках, училась в школе №10. Учёба мне давалась легко, если совсем ленилась, то порой в журнале попадались «тройки», но после очередного похода мамы в школу я опять становилась круглой отличницей. В итоге школу закончила с золотой медалью, правда, при поступлении в вуз она мне так и не пригодилась.

Единственный предмет, который мне давался с трудом, это, пожалуй, геометрия, нет у меня пространственного мышления. Особенно же я любила русский язык и литературу. Читала всегда много и увлечённо, с русским языком проблем также не возникало, у меня врождённая грамотность. Если другим приходилось учить правила, то я всегда знала, как правильно писать. Любовь к литературе мне привила моя учительница Светлана Анатольевна, во многом это её заслуга. В школе я не знала, какую профессию выберу в будущем. Но для себя решила, что учителем точно не стану никогда. Тогда мне казалось, что такие, как я и мои одноклассники, любого человека выведут из терпения, что я такого давления не выдержу.

В одиннадцатом классе надумала поступать в Екатеринбургский УПИ. К тому моменту образование там стало преимущественно платным, а мне и в голову не приходило, как можно, старательно учась в школе, учиться за деньги в вузе. Получив школьный аттестат в руки, решила поступить на экономический факультет ПГУ, где уже училась моя знакомая первокурсница. Она и подсказала, что кроме престижного экономического надо ещё куда-либо подать документы для подстраховки.

Присмотрелась к филфаку, так как литературу любила, но для поступления требовался английский, сдать который было проблематично. А вот по направлению «Журналистика» приёмные экзамены для меня были самыми приемлемыми и требовали минимальной подготовки. Что касается зачисления на экономический факультет, то, несмотря на хорошую дополнительную подготовку по экономической географии, баллов для зачисления мне не хватило. Ну что, оставался запасной вариант – поступать на журфак.

Честно признаюсь: на экзамене по литературе мне сильно повезло. Если первый вопрос по Есенину я знала, то второй вопрос совсем никак. На мою удачу, рядом на экзамене сидела девочка, с которой мы учились в начальной школе. В двух словах она мне объяснила сюжет, а далее помогла моя фантазия. Творческий экзамен я написала не так хорошо, как рассчитывала. Нескольких баллов не хватило для зачисления на очный факультет, но хватило на «заочку», где я и отучилась, о чём, в принципе, не жалею. Училась я в вузе 6 лет, вроде долго, но пролетели эти годы незаметно, до сих пор иногда с грустью вспоминаю о том времени.

ОБРАТНО В ШКОЛУ
Говорят, молодость – самое подходящее время разобраться в себе и попробовать свои силы в разных направлениях. Будучи студенткой журфака, я совмещала учёбу и работу. Сначала в паре с мамой работала в торговле, потом узнала об одном березниковском рекламном журнале, решила, почему бы не начать применять на практике получаемые в вузе знания. Пришла в редакцию журнала, сказала, что хотела бы попробовать свои силы, но сразу предупредила, что смогу быть только фрилансером. Работа была интересная, писала я по нескольку материалов в месяц. Продолжала работать в торговле, иногда нянчилась с младшим братом дома. Проработала я так месяца три, получила свой первый положительный авторский опыт и ушла, потому что начались проблемы с оплатой моих публикаций.

Следующий этап в моей жизни – работа в садике воспитателем. На тот момент у меня уже было незаконченное высшее, и я решила попробовать. Заведующая садиком в своё время проходила практику в нашей школе и полтора месяца была моей учительницей. Меня приняли, я проработала полгода на старшей группе, а потом меня к малышам перевели. Для меня это был шок! Я, конечно, люблю маленьких детей, но когда их пара десятков, они все вместе ревут и чего-то требуют… В общем, через неделю я сказала, что ухожу из садика. Дома, однако, долго не сидела, ушла во внештатники в «Вечёрку», где продержалась четыре месяца.

Моя учёба в вузе приближалась к концу, на носу был диплом, и все мои попытки в тот момент устроиться в другие газеты города не увенчались успехом. Все потенциальные работодатели понимали, что я не самый надёжный работник, – скоро уйду на «госы». Поэтому я пошла продавать диски. Зарплата была небольшая, зато были условия для работы над дипломом. Иногда я по старой памяти заходила в свою школу, общалась с учителями, классным руководителем, с которой у нас сохранялись самые тёплые отношения, и она порекомендовала мне устроиться на работу в школу. Состоялся мой разговор с директором, мне рекомендовали прийти после получения диплома. И в новом 2011 учебном году я пришла в свою школу уже в качестве молодого специалиста.

НА СВОЕЙ ВОЛНЕ
Говорят, у человека всё сразу получается на новом месте, если он чувствует дружелюбную атмосферу. В школе я была вроде как своя, многие учителя были знакомы, так что я быстро освоилась в коллективе.

Тех, кто учился в пединституте, хотя бы готовили к работе в школе, у меня же такого опыта не было, как и не было никакого понимания, как строить и проводить урок, как довести до детей новый материал. Я тогда не знала, что есть тематическое планирование и план урока, поэтому первые месяцы в школе были самые тяжёлые. Порой я засиживалась до трёх часов ночи, чтобы подготовиться к следующему уроку.

Со школьниками сразу нашла общий язык, хотя сначала и волновалась, сразу стала классным руководителем в гуманитарном классе. Класс, который я через два года выпустила, был просто потрясающий, удивительно творческие и инициативные дети, правда, по учёбе приходилось их подгонять. В моём классе дети уже знали, что им надо в перспективе, и чётко шли к поставленной цели. На первых порах работа с учениками была волнительной, но мы быстро нашли общий язык, им даже понравилось, что я такая молодая. С моим классом было так интересно! Мы вместе готовились к мероприятиям, однажды два урока бегали по школе в поисках записки-послания.

И я вдруг поняла, что школа – это моё! Я нашла свою любимую работу, которая мне очень нравится. Никогда раньше я не испытывала такого чувства.

В прошлом году завершался городской конкурс «Учитель года». Ко мне подошла завуч и предложила поучаствовать на следующий год в этом конкурсе. Сама бы я, наверное, на конкурс «Учитель года» никогда не заявилась, но мне предложили, и отказываться я не стала. Понимала, что, скорее всего, ничего не выиграю, но полезный опыт получу.

Дальше на длительное время я о конкурсе забыла. Прошли весна, лето, и только осенью началась подготовка. Во время зимних каникул встал вопрос о моём участии в конкурсе, а я всё ещё была в раздумьях. Но меня убедили, и я приняла окончательное решение об участии.

СКВОЗЬ ТЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ…
Конечно, был большой страх, я боялась, что от волнения могу потерять контроль, завалить показательную часть конкурса. Основную ставку я и мои наставники делали на показательный урок. Мы его разработали и даже пару раз провели в обычных классах в тренировочных целях. Всё вроде было нормально. В последний день перед конкурсным испытанием провожу подготовленный для конкурса урок и понимаю, что не то… Он перестал нам нравится! Мы сели в два часа дня и до восьми вечера его переделывали. О том, чтобы обкатать урок, речи уже не шло. До часу ночи я ещё учила материал и текст будущего занятия.

Следующий, уже конкурсный день начался с волнений. Я пришла в школу пораньше, чтобы навести красоту, жду парикмахера, а у неё машина не заводится. Времени остаётся всё меньше, наконец её привозят, и она в последний момент успевает сделать мне причёску.

Отправляемся на показательный урок в гимназию №9, где и выясняется, что есть проблема с совместимостью программ, а флешка с презентацией урока, с которой можно работать, осталась в школе. До начала показательного урока остаётся каких-то двадцать минут. В это время по всей школе разыскивают злополучную флешку, все стоят на ушах, флешка находится, материал извлекается и отправляется по почте, мы его запускаем с компьютера. Урок начинается вовремя, дети работают активно, уложиться удалось в соответствии с требованиями минута в минуту. Переходим к самоанализу, я достаю заранее подготовленный листочек, изучаю его, откладываю в сторонку и начинаю рассказывать своими словами. И только тут осознаю, что всё, этап завершился, я это сделала!

Через неделю проходит творческая импровизация, мы активно готовимся. Накануне выступления всё подготовленное снова перестаёт нравиться! Собираемся всей нашей большой командой в семь человек: завучи, учителя-стажисты, директор и начинаем снова придумывать, принимаем новый вариант, и на следующий день, дополняя его прямо на ходу, выставляем на суд жюри.

А дальше начинается трудный месяц ожидания результатов. Ближе к завершению конкурса просачивается информация, что я вроде как в тройке лидеров. И вот долгожданное мероприятие, объявляют победителей. По времени это занимает пару минут, но тянутся они как будто вечность…

Я уже настроилась на то, что у меня третье место среди молодых педагогов, но на третьем месте объявляют педагога из 3-й школы. Я ничего не понимаю, просчитываю варианты и прихожу к выводу, что я, наверное, на втором месте. Тут объявляют второе место, и это опять не я, и потом объявляют меня! Это было так неожиданно и так волнительно! Я была искренне рада, горда, что не подвела школу. Вместе со мной радовались мама и бабушка, которые пришли на церемонию.

Сейчас вспоминаю всю подготовку к конкурсу, мои выступления, мои волнения, понимаю, как было весело и интересно. Наверное, повторить что-то подобное прямо сейчас я не готова, но в будущем всё возможно.


Опубликовано: газета «Березниковская неделя» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы