Пространство для театралов

Сколько ни говори «халва» — во рту сладко не станет, гласит пословица. Сколько бы мы не повторяли мысль о том, что Березники являются центром культуры края, до конца по- верить в это было непросто. «Конечно, — утверждали скептики — у города есть несомненные культурные достоинства, только «центр культуры» — тут вы, пожалуй, хватили через край». Но сейчас, пусть ненадолго, никаких иных мыслей, кроме «вы были правы, это центр культуры, это именно он!», в голову отчего-то не приходит.

Причина такой уверенности проста — 28 сентября в Березниках открылся всероссийский театральный фестиваль «ПостЕфремовское пространство».

Учрежден фестиваль в память об Олеге Ефремове — выдающемся театральном режиссёре, актёре, педагоге, создателе и художественном руководителе театра «Современник», руководителе МХТ имени Чехова, человеке, оставшемся в памяти миллионов ценителей театра и кино.

Первые два фестиваля проходили в Москве в 2002 и 2010 годах, но после было принято решение, что «ПостЕфремовское пространство» должно обратить взор на провинциальные театры.

МОСКВА. ОТКРЫТИЕ
28 сентября. И сразу — неожиданность. Московский театральный коллектив «МодернЪ», который собирался представить зрителю красочную пьесу «Петля» драматурга Рустама Ибрагимбекова, был вынужден заменить постановку. Новый выбор — спектакль «Дорогие мои мужчины», который был поставлен по произведению «Крысы» того же автора, так что, в какой-то степени, замену можно счесть равноценной.

Ранее в здании театра прошла конференция, посвященная открытию фестиваля. В ней приняли участие учредитель фестиваля и председатель жюри Анастасия Ефремова, театровед Наталья Старосельская, начальник управления культуры Березниковской городской администрации Ольга Власко, директор фестиваля и художественный руководитель БДТ Денис Кожевников, а также артисты московского театра «МодернЪ».

Отчего не Москва, а именно Березники приняли «ПостЕфремовское пространство» в этом году, ответила журналистам Анастасия Ефремова, дочь великого артиста и президент Благотворительного фонда Олега Ефремова: «Это в память о папе, что не зря он себя, как в паровозной топке, тридцать лет сжигал в московском художественном театре. Театра теперь нет, а фестиваль будет. А ещё я это делаю для своей любимой провинции. Москва — это мегаполис, который живет по жестким законам, театр переживания не востребован, там интересен театр впечатления, который должен оглушать. Поэтому тот театр, по которому наша страна впереди планеты всей, находится в провинции».

Члены жюри и артисты рассказывали о принципе отбора конкурсантов, о номинациях и собственных переживаниях — сама конференция немного походила на веселый и бурный спектакль. «Мне кажется, мы забыли, где находимся, — полушутя, замечал Денис Кожевников. — Чувствую, всем сейчас кажется, что мы в Москве — рядом сидит начальник управления культуры, и никто не спрашивает о бюджете!».

Так начался всего лишь первый день фестиваля, но уже тогда было бесполезно стучаться в окошечко кассы — распроданы почти все билеты на спектакли.

ПЕРМЬ. МИСТИЧЕСКИЙ СНЕГ
Сразу после спектакля 29 сентября пермский театр «У Моста» отбыл в Индию, на фестиваль «Театральная олимпиада», где будет представ лен их спектакль «Зверь». Здесь же любимый березниковцами театр показал свою самую свежую постановку «На дне».

Театр «У Моста» не зря называют мистическим — в их репертуаре можно увидеть «Панночку», «Мастера и Маргариту» и даже «Дракулу». Однако для фестиваля было выбрано произведение Максима Горького. Впрочем, Сергей Федотов утверждает — и здесь можно найти мистические эпизоды, хотя сам по себе Горький — достаточно реалистичный автор. «Он не притягивает ничего мистического, так что можете быть спокойны».

Но как быть спокойным, если на гастролях мистического театра постоянно случается что-нибудь необычное? В постановке «Собачьего сердца» после слов «вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с нею» начинает идти снег, а булгаковского «Упыря» как-то раз сопровождали демонические завывания неизвестного происхождения — то ли шумел ветер, то ли настоящий упырь явился на представление. К тому же, пермский театр привёз нам не только спектакль, билеты на который были раскуплены в одно мгновение, но и крупный снегопад. Мистика!

АРЗАМАС. СМОТРИ ДО КОНЦА
Арзамасский театр драмы привез на фестиваль спектакль «Свои люди — сочтёмся», созданный по мотивам одноименной пьесы Александра Островского. По словам артиста Александра Юшкова, исполнителя роли купца Самсона Силыча Большова, произведение очень актуально, ведь в отношении многих вещей проблемы не меняются. Что во времена Островского, что сейчас имеют место и власть денег, и предательство детей.

Своему участию в фестивале гости из Арзамаса были очень рады: «Фестиваль — это нужное дело! — заметила директор Арзамасского театра драмы Марина Швецова. — Мы увидели то, что могут другие театры, и одно это уже важно. Творческий стимул любого актёра и любого театра после такого опыта повышается на несколько ступеней. К тому же очень приятно было видеть, как публика принимала театр «У Моста». Мы не знали, будут ли нас встречать так же. Ведь пермяков знают и любят, а с нами
здесь не знакомы».

Гости напрасно опасались, березниковцы оценили их мастерство по достоинству. Тем не менее заметим, что некоторые из спектаклей, что называется, долго запрягают, но быстро едут. «Свои люди — сочтемся» стал ярким тому примером. Число зрителей слегка сократилось после антракта, но пусть театралы и находили в начале спектакля некоторые недостатки — кто-то жаловался, что артисты чересчур громко и неразборчиво кричат, кто-то удивлялся, как можно было не задремать, — все претензии превратились в прах ко второму действию. Зрители были захвачены сюжетом, вначале аплодируя добившемуся успеха приказчику Подхалюзину, а после — тяжело и гнетуще его презирая.

УЛЬЯНОВСК. ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО И ВОСПОМИНАНИЯ
Первой постановкой октября на фестивале «ПостЕфремовское пространство» стал балаган-экспромт «Волшебное кольцо» по сказкам Шергина и Платонова от ульяновского театра «Enfant-terrible». Знакомая и детям, и взрослым история о подарке змеи Скарапеи превратилась в задорную постановку, сочетающую в себе настоящую палитру ощущений — от пантомимы до философской притчи. Казалось бы, театру с таким названием сам Бог велел шутить и ёрничать. Но к своему несерьезному названию ульяновцы, как выяснилось, относятся вполне серьезно.

— «Enfant-terrible» в применении ко взрослому человеку означает такие черты характера, как прямота, непосредственность, бескорыстие, — рассказал журналистам режиссер Дмитрий Аксёнов.

Вечером того же дня сцена театра была отдана для воспоминаний о великом актёре. В рамках торжественной части фестиваля, посвященной дню рождения Олега Николаевича Ефремова, был показан небольшой документальный фильм об актере, со сцены звучали добрые слова признательности и любви.

ИРКУТСК И ИЗРАИЛЬ. ДУШЕВНОЕ ТЕПЛО И ЭКЗОТИЧЕСКИЙ ХОЛОД
Мы говорим «Иркутск» — подразумеваем Александр Вампилов. Конечно, иркутский ТЮЗ имени Вампилова не замыкается на произведениях классика советской литературы. В их репертуаре есть и детские сказки, и фантазии по мотивам местного фольклора, и даже «Укрощение строптивой» под музыку «The Beatles». Однако в Березники театралы Иркутска привезли «коронный» спектакль — «Дом окнами в поле», первую одноактную пьесу, созданную Вампиловым-драматургом.

Иркутский ТЮЗ успел побывать на гастролях в Италии, Владивостоке, Монголии, Санкт-Петербурге, Минске, но приезд в Березники для них стал событием не меньшего ранга. Иркутяне вели переговоры об участии в «ПостЕфремовском пространстве» ещё в позапрошлом году, но нанести визит удалось только сейчас, когда ТЮЗу исполняется 85 лет.

Что до спектакля, то вот что о нём рассказал режиссер Александр Лабыгин:
— Вампилов многогранен, и одна из граней, которую хотелось бы показать — это дом без разлук. Каждый из героев хочет найти свой дом, своего любимого человека, своё тепло. Поделились своими впечатлениями и те, благодаря кому фестиваль стал международным. Израильтяне из Театра Тверии привезли в Березники спектакль «Танго любви». Уральский холод не огорчил гостей — наоборот, они пришли в восторг от редких в Израиле снега и желтых листьев. Но погода не была единственным поводом приехать на фестиваль. Режиссёр Виталий Новик заметил: «Имя Олега Николаевича Ефремова — это знаковое имя для русского театра, где бы он не находился — в России или за её пределами. Поэтому участие в таком фестивале является большой честью для нас». Марина Мушкатина, актриса, выпускница школы-студии МХАТ добавила: «Мне страшно любопытно, потому что израильского зрителя мы очень хорошо знаем. Несмотря на то, что я работала в московском театре, пусть и очень давно, мне интересно, что же такое — российский зритель, причем, зритель не московский».

Спектакль, с которым Театр Тверии вышел на сцену в четверг, поставлен по пьесе московского драматурга Валентины Аслановой «Уроки танго и любви». Это спектакль о бывшей танцовщице варьете, слава которой прошла. Как заметила играющая главную героиню Марина Мушкатина, «смерть для творческого человека наступает раньше, чем смерть естественная — она происходит, когда о нём забывают».

СТАРЫЙ ОСКОЛ, ХАБАРОВСК, БЕРЕЗНИКИ…
Увы, в один номер нельзя вместить все события, происходившие и продолжающие происходить на фестивале. «ПостЕфремовское пространство» продолжается до воскресенья, так что же ожидает зрителей дальше?

4 октября в 16:00 и 22:00 пройшёл спектакль «Жизнь Александра Пушкина. Лицей», который представит Старооскольский театр для детей и молодежи. Постановка охарактеризована как «театрализованные документы», а авторы утверждают, что их интересует не благонравный глянцевый, бронзовый Пушкин его биографов; живой человек, а не иконописный лик. 5 октября в 18:00 спектакль «Широколобый» по произведению Фазиля Искандера представит Хабаровский краевой театр драмы и комедии.

Наконец, в день закрытия фестиваля, 6 октября, в 18:00 состоялся хорошо знакомый местным театралам спектакль «Вишневый сад» Березниковского драматического театра. Нам остается лишь позавидовать тем, кто успел купить билеты, ведь до сих пор события такого уровня редко происходили в нашем городе — центре культуры Пермского края.


Источник: “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство