Плюс два рубля к плате за проезд

Не успели березниковцы привыкнуть к новой нумерации маршрутов общественного транспорта, а уже не за горами очередной неприятный «сюрприз»: в ноябре может повыситься плата за проезд в городских автобусах, троллейбусах и маршрутных такси. Ожидается, что после повышения плата за проезд составит 12 рублей.

МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ?
Казалось бы, что такое 12 рублей? Да ерунда, – махнет рукой иной читатель. Платили десять, заплатим и двенадцать – подумаешь, невелика разница. Можно привести и аргумент о том, что в Перми, а также соседних с нами Соликамске и Усолье плата за проезд уже давно составляет 12 рублей, и население нисколько не ропщет по данному поводу. Можно добавить к сказанному и то, что стоимость проезда общественным транспортом в Березниках не изменялась аж с весны 2008 года, и пора бы уже учесть инфляцию, рост цен на ГСМ и тому подобное.

Со всем этим можно было бы согласиться, если бы не одно маленькое «но». А именно: что получит потребитель взамен услуги, за которую ему придется заплатить на 20 процентов больше? Автобусы и троллейбусы станут курсировать чаще? Парк пополнится новыми единицами техники? Что приятного произойдет для меня, пассажира?

Вопрос этот неслучаен. На дворе 2010 год, кризис экономику еще не покинул, зарплаты у большинства трудолюбивых граждан не растут, а кое-где и уменьшаются. Каждый рубль теперь принято считать, а затем пересчитывать. И если, например, оператор услуг связи предлагает мне перейти на более дорогой тариф, обещая дать больше минут для разговора, больше Интернет-трафика, больше возможностей для общения, то я могу принять это предложение, если сочту его действительно выгодным. Странно было бы услышать фразу: «Заплатите больше, потому что нам просто нужны деньги!» Нужны деньги? Так зарабатывайте, улучшайте сервис. В конце концов, каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал от своего начальника похожую фразу: «Хотите зарабатывать больше – работайте лучше!».

Давайте же спросим у наших перевозчиков, на что они смогут потратить два рубля, которые скоро мы им дополнительно заплатим.

ХОТИТЕ СОХРАНИТЬ ТРАНСПОРТ — ПЛАТИТЕ БОЛЬШЕ
По мнению директора МУП АТП-2 Владимира Немцева, увеличение тарифа поможет сохранить объемы и качество пассажирских перевозок на нынешнем уровне, когда интервалы движения на основных маршрутах составляют 49 минут.

– Мы уже примерно полгода просим город увеличить стоимость проезда в общественном транспорте. Это вызвано, прежде всего, увеличением эксплуатационных расходов предприятия. Растут не столько цены на топливо, сколько цены на электроэнергию и запчасти. Только цена автопокрышек для автобусов поднялась нынче на 20 процентов. И нам бы не хотелось вновь оказаться в 2005 году, когда из-за нехватки денег мы возили пассажиров только утром и вечером. Необходимо понимать, что мы обслуживаем социально значимые маршруты, которые невыгодны частным перевозчикам. Например, себестоимость проезда в Легино составляет 23 рубля, а наш автобус везет туда за 10 рублей. Разумеется, при таком раскладе мы не можем говорить о том, что от увеличения стоимости проезда всего на два рубля в нашем парке появятся новые автобусы. Купить их сегодня нереально – одна машина стоит более четырех миллионов рублей. Поэтому парк машин пополняется подержанными автобусами. В 2005 году АТП¬2 приобрело несколько автобусов «Хендай» корейского производства. Благодаря рамной конструкции эти машины помогли нам обеспечить перевозку пассажиров по разбитым дорогам березниковских пригородов. Сейчас поступили «Икарусы¬415», которые раньше эксплуатировались в Москве. Они находятся в хорошем состоянии, и в ближайшие годы будут обеспечивать перевозку пассажиров в Березниках.

Как ни странно, за повышение цены проезда ратуют и частные перевозчики. По словам индивидуального предпринимателя Виктора Кучирки, вопрос о повышении тарифа давно назрел:
– Мы опять последними решаем проблему рентабельности пассажирских перевозок. Уже все города края перешли на 12-рублевую оплату, только в Березниках поездка по городу стоит 10 рублей.

На вопрос, почему предприниматели в Березниках не возражают против повышения платы, Виктор Дмитриевич напомнил, что с 2005 года такого понятия, как «частное маршрутное такси» в нашем городе не существует. Любой «пазик», «газель» или «форд» теперь называются автобусами разного класса вместимости и, следовательно, должны ездить по единым правилам и тарифам, утверждаемым органами местного самоуправления. И, по мнению предпринимателя, это решение было верным.

ПЛАТИТЬ БЫ РАД…
Получается, что в Березниках ни муниципальные, ни частные перевозчики не заинтересованы в свободном ценообразовании на рынке транспортных услуг. И те, и другие опасаются недобросовестной конкуренции, демпинга (снижения цены на услугу, направленного на устранение конкурентов), который может разрушить сложившуюся транспортную систему в городе.

Впрочем, пока тарифы назначаются, а не определяются потребностью рынка, ожидать каких-либо качественных перемен к лучшему не приходится. Пройдет два-три года, и на смену 12 рублям придет тариф, например, в 15 рублей. А потом 18 или 20. Нам, потребителям, снова объяснят, что это вызвано удорожанием того-то и того-то, а мы будем вынуждены соглашаться с этим в двадцать пятый раз…

В ходе подготовки этого материала были опрошены респонденты в разных городах страны. Хотелось выяснить, а как у них обстоят дела с тарифами на услуги общественного транспорта. В Сургуте, например, большая часть пассажиров предпочитает пользоваться «маршрутками» за 18 рублей только потому, что для оплаты проезда в автобусе надо носить много мелочи – поездка в автобусе стоит 16 рублей 50 копеек. В Челябинске власти закрепили цену в муниципальном транспорте на уровне 12 рублей, а «частникам» дали коридор в пределах от 10 до 15 рублей. При этом значительная часть частных перевозчиков снизила стоимость проезда до нижнего предела. Если вы думаете, что муниципальный транспорт Челябинска после этого разорился, то ошибаетесь: здесь ввели дисконтные карты для пассажиров, а кондукторов снабдили портативными считывающими устройствами. С каждой новой поездкой обладатель карты получает накапливаемую скидку, и если приходится ездить часто, то стоимость поездки в результате использования дисконтной карты может снизиться с 12 до 8 рублей! Еще дальше пошли челябинские трамвайщики – теперь в вагонах трамваев на дальних маршрутах можно увидеть терминалы оплаты не только за проезд, но и за телефон, ЖКХ, Интернет-покупки – те самые терминалы, к которым у нас в магазинах «змеится» очередь.

Наверное, это и есть рынок, когда каждый, кто оказывает услугу, должен привлечь к себе внимание потребителя какой-то новизной, улучшением качества обслуживания, а не просто выцеживать деньги, отягощая и без того тяжелое инфляционное бремя, которое мы с вами бесконечно тащим на себе.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс