Провальный спрос

Березниковский Провал, обеспечивший невиданный рост в прошлом году прибыли «Уралкалия» и состояния собственника калийной корпорации Дмитрия Рыболовлева, вновь становится гарантом дальнейшего повышения благосостояния калийного магната. «Новое расширение Провала может сократить поставки калия из России», - так была озаглавлена позавчера статья в Moscow Times. Причём сроком исполнения угрозы в статье указываются ближайшие недели. Это уже вызвало обеспокоенность среди потребителей калийных удобрений, которые опасаются дефицита. Следствием чего, естественно, может стать взрыв цен на калийные удобрения. Такой же, какой стал следствием Аварии на Первом калийном и поглощения Провалом железной дороги к северу от Березников. А следствием взрыва калийных цен станет рост стоимости акций «Уралкалия». Что особенно важно в преддверии ожидаемого этой осенью вторичного размещения на Лондонской бирже.

Вот, что сообщает Moscow Times (оригинал статьи здесь, перевод: Антон Пятница. Публикуется в сокращении):

НОВОЕ РАСШИРЕНИЕ ПРОВАЛА МОЖЕТ СОКРАТИТЬ ПОСТАВКИ РУССКОГО КАЛИЯ
«Сообщение по железной дороге, позволяющей русской калийной компании «Сильвинит» (SILV.RTS), поставлять дефицитные удобрения, в ближайшие недели может быть прекращено из-за угрозы расширения Провала, сообщил в понедельник главный инженер.

Сергей Тестов, главный инженер ТЭЦ, находящейся вблизи Провала, сказал, что в течение, как минимум, нескольких недель, железнодорожное сообщение может быть нарушено, поэтому правительство ускоряет рассмотрение вопроса о строительстве третьей железной дороги для обеспечения поставок калия с шахт «Сильвинита» на Урале.

«Мы делаем всё возможное, чтобы построить новую железную дорогу прежде, чем будет закрыта старая, - сообщил по телефону из Пермского края один из ведущих специалистов программы железнодорожного строительства Тестов. – Но, возможно, разрушение доберётся до железной дороги не в течение двух-трёх месяцев, а в течение нескольких недель»

«Сильвинит», который поставляет свыше 10 % мирового калия, сократил поставки удобрений в прошлом году, после аварии на 50-летнем руднике, принадлежащем конкурирующему добытчику «Уралкалию» (URKAq.L), образования Провала и обрушения части железной дороги. Нарушение поставок заставило калийные цены взлететь к рекордному максимум из-за опасений образования глобального дефицита как раз тогда, когда удобрения пользуются высоким спросом у сельхозпроизводителей пытающихся пополнить истощающиеся запасы зерна.

Canada's Potash Corp of Saskatchewan (POT.TO), самый крупный мировой производитель калия, приостановила заключение новых контрактов на поставку продукции до октября из-за опасения возникновения нового дефицита на рынке, подобного тому, который последовал за первым разрушение железной дороги вблизи Провала.

«Ситуация держит нас в напряжении, но мы уверены, что кризис может быть преодолён, - заявил Антон Субботин, глава пресс-службы «Сильвинита»... ...Как Тестов, так и Субботин сказали, что Провал находится примерно в 100 метрах от обводной железной дороги, построенной в этом году, и развивается в этом направлении. Когда расстояние от Провала до железной дороги сократится до 75 метров, местный штаб по чрезвычайным ситуациям прекратит движение поездов. Правительство сейчас экстренно изучает возможности строительства третьей железной дороги, чтобы направить движение по ней, когда действующая дорога будет закрыта.

«Альтернатива пока только в перспективе, - сказал главный инженер. – Как только правительство пример решение, при лучшем сценарии, я думаю, мы можем построить это через три месяца». Во время экскурсии по электростанции на прошлой неделе Тестов и директор предприятия Алексей Мальцев сообщили, что Провал расширяется в направлении железной дороги примерно на 10 метров в неделю – при такой скорости только две или три недели остаются до момента, когда сообщение должно быть прекращено. Но в понедельник, Тестов пересмотрел эту оценку, говоря, что расширение Провала замедлилось. Он отказался давать более определенную оценку.

Web-сайт Пермского управления МЧС сообщил, что Провал не расширялся в течение недели, завершившейся 4 июля». Конец цитаты.

РЕАКЦИЯ ЕСТЬ – ДЕНЬГИ БУДУТ
Публикация в Moscow Times уже вчера вызвала реакцию. Вот, что говорится, в частности, в одном из сообщений, любезно найденном в Сети пользователем Березниковского Форума WestUralMonitor: «Вчера агентство Reuters со ссылкой на главного инженера ТЭЦ-10 ТГК-9, расположенной в Березниках, Андрея Тестова сообщило о том, что провал в районе затопления первого рудника Уралкалия стал серьезно угрожать построенной в начале 2008г. резервной ветке, обеспечивающей железнодорожное сообщение Сильвинита... (далее излагается содержание статьи - ИнГа)

...Отметим, что месяцем ранее сообщалось, что расстояние от провала до резервной ветки составляет около 103 метров и, по оценке ученых, существует лишь 30%-ная вероятность того, что железнодорожное сообщение будет выведено из строя до завершения строительства большой 53-километровой обходной магистрали, намеченного на 2009 год. Тем не менее, краевые власти, предполагали в скором времени начать строительство еще одной резервной ветки.

Мы довольно осторожно относимся к процитированному прогнозу о прекращении железнодорожного сообщения, предпочитая все же ориентироваться на информацию штаба МЧС и краевых властей. Тем не менее, в случае, если оно все же произойдет, то главным проигравшим окажется Сильвинит, который будет вынужден сократить отгрузку своей продукции на несколько недель или даже месяцев (впрочем, в летнее время компания все же может отгружать удобрения водным транспортом). При этом бенефициарами данной ситуации могут стать Уралкалий и другие крупные мировые производители калийных удобрений, которые получат хорошую возможность для дальнейшего увеличения цен на свою продукцию». Конец цитаты.

Со своей стороны заметим, что вопрос может оказаться не только в увеличении цен на калийные удобрения. Дефицит на калийной рынке и рост цен в 2007 году имели главным следствием не рост доходов собственно «Уралкалия» (канадские производители нас не очень, согласитесь, интересуют), а рост стоимости акций этой компании. И успешнейшее IPO в 2007 году. И, соответственно, рост состояния собственника «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева.

УМЕЛАЯ ПРОПАГАНДА – ЗАЛОГ УСПЕХА
«Иная газета» уже неоднократно высказывала гипотезу о том, что Рыболовлев намерен расстаться с калийным бизнесом в ближайшем будущем, по максимально возможной цене. Пока эта гипотеза является единственной, которая не противоречит ни одному известному факту, зато объясняет все «странности» в поведении «Уралкалия» за последний год, включая небрежение Березниками и даже интересами Кремля. Недавнее сообщение «Коммерсанта» о том, что готовится вторичное размещение акций «Уралкалия» на Лондонской бирже, этой гипотезе также не противоречит. Правда, московские коллеги указывают, что Рыболовлев сохранит за собой контроль, однако лишь в качестве предположения, причём предположение может быть подвергнуто весьма серьёзному сомнению.

Однако даже если наша гипотеза неверна и речь идёт лишь о подготовке к продаже части, а не всех, акций, то в любом случае очевидно: необходимо обеспечить рост цены. Акций.

Здесь очень любопытно вспомнить некоторые эпизоды калийной истории. Например, в 2004 году в прессе (прежде всего столичной) развернулся скандал вокруг заявленного намерения Рыболовлева преобразовать ОАО «Уралкалий» в ООО. Нагнеталась шумиха насчёт ущерба миноритарным акционерам (предсказание одного из авторов данной публикации о том, что никакого преобразования не будет, осталось незамеченным – в виду малого тогда интереса к березнковской локации), акции начали сбрасываться и т.д. В результате – Рыболовлев, как мажоритарий проголосовал против собственного предложения, ОАО осталось ОАО, а пакет Рыболовлева увеличился до 85 %. Это была чисто пропагандистская шумиха, принесшая конкретную выгоду.

PRОВАЛ НА 12 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ
Другой эпизод выглядит не так безобидно. После начала Аварии принадлежащие «Уралкалию» медиа старательно раздували панические настроения среди березниковцев, а также подогревали общественное мнение об угрозе, которая возникла непосредственно для жилой части города. Мнение, естественно, не могло не затронуть и высшие сферы российской политики. Хотя министр ЧС Сергей Шойгу, побывав в Березниках, не отметил наличия особой угрозы, мнение продолжало поддерживаться (результатом стало в том числе и падение репутации Шойгу в глазах березниковцев). Результатом этих настроений и мнений стала знаменитое Переселение.

И на Переселение были брошены все силы, задействованы громадные ресурсы. И люди были спасены. Но в это же время на второй план отошёл вопрос об угрозе Провала (тогда ещё – только предполагаемого) железной дороге, была построена обводная ветка – всего в сотне метров от старой, которая оказалась «под угрозой» и проблема была забыта, заболтана, отодвинута на целый год! В результате, когда Провал грянул, именно железная дорога оказалась под реальной угрозой, под угрозой оказались поставки «Сильвинита». Произошёл взрыв калийных цен и, кстати, IPO «Уралкалия» прошло более чем успешно.

Причём угроза железнодорожному сообщению осталась!!! Сами можете видеть по публикации Moscow Times. А скоро уже два года с начала Аварии!!! Кстати, в том районе, где предполагалась угроза жизни населению, согласно официальным сообщениям, темпы оседания почвы сейчас в десять раз ниже, чем в целом по городу. И ни одно из выселенных (в связи с «угрозой») здание не было разрушено иначе, чем бульдозерами!

Пропаганда в нужном русле дала очень неплохие плоды. Согласно информации журнала "Forbes", доведённой до сведения березниковцев службой пропаганды "Уралкалия" через газету "Березниковский рабочий" - 12 миллиардов долларов.

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ
Сейчас ситуация в Березниках очень напоминает прошлогодний сценарий. Так же нагнетаются панические настроения горожан (особенно они усилились в связи с закрытием ДК Калийщиков). Именно нагнетаются, иначе информационную политику «Уралкалия» и аффилированных властей охарактеризовать нельзя. Так же затягивается и оттягивается строительство безопасной железной дороги (кстати, речь идёт опять лишь о времянке).

И так же ожидается продажа… скажем так, крупного пакета акций «Уралкалия» (не будем оспаривать коллег, хотя и остаёмся при своём мнении).

При этом реальные успехи «Уралкалия» (для повышения цены) ограничиваются ростом производственных показателей. А вот, например, сырьевая база (как мотив для покупки акций)… Притязания на Половодовский участок остаются неудовлетворёнными, договорённость с «Акроном» насчёт совместной разработки Талицкого участка сомнительна, собственная разработка Усть-Яйвинского участка – в зачаточном состоянии… Недостаточно, словом. Соответственно, нетрудно предположить (независимо от реального состояния дел на Первом руднике), что и сейчас мы наблюдаем смелую и в чём-то авантюрную PR-акцию. Направленную на повышение стоимости акций.

Это, в свою очередь, позволяет немножко прогнозировать.

Во-первых, можно предположить, что большая сделка по «Уралкалию» намечена на … не позднее октября (в октябре будет достигнут максимум цен на удобрения и, соответственно, стабилизируется цена акций). Кстати, а кто сказал, что Рыболовлев обязательно должен продать свои акции на открытых торгах? Вся сделка вполне может произойти кулуарно – может быть продан Madura Holding Limited, которому де-юре и принадлежит контроль. Невозможно? Даже теоретически?

Во-вторых, не исключено, что – независимо от реального состояния дел на Первом руднике – будет объявлено об увеличении опасности для жилой части города, что потребует новых масштабных акций по расселению горожан из угрожаемых районов. Не исключено, что даже экстренных (это снизит затраты и, кстати, позволит оправдать незаселённую часть Правобережного посёлка). Это снова переключит внимание общественности и государства с решения железнодорожной проблемы на проблему «спасения людей». И, кстати, нисколько не нанесёт ущерба текущим производственным целям «Уралкалия» (а потом неважно будет. Нам бы день простоять…). Но, кстати, усугубит панику на мировом рынке.

Если по первому прогнозу – не наше дело, то по второму пункту – очень бы хотелось ошибиться.


Авторы - web-обозреватель и главный редактор и учредитель "Иной газеты"
Фото из архива редакции
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


PR