Бродячие собаки в Березниках: куда обращаться?

Текст: 
Яна Агеева
Звонок в редакцию. Традиционный вопрос: «Тут бегает стая собак. Мы боимся сами, боимся за детей. Куда обратиться?» И наш печальный ответ: «Пока никуда»/ Фото: Сеть

Звонок в редакцию. Традиционный вопрос: «Тут бегает стая собак. Мы боимся сами, боимся за детей. Куда обратиться?» И наш печальный ответ: «Пока никуда».

КТО И ПОЧЕМУ БОИТСЯ БЕЗДОМНЫХ СОБАК?
Одна из звонивших - Татьяна Талгатовна Аглямзянова - живёт в микрорайоне «Усольский». В воскресенье, 29 ноября, в полдень две её внучки трёх и семи лет от роду ушли гулять. Через час женщина позвала их домой и с минуты на минуту ожидала звонка в домофон, но дети пропали. Она уже начала волноваться, как постучал сосед, которому позвонила жена: его супруга и обе внучки Татьяны Талгатовны стоят далеко от подъезда, боятся зайти - у двери стая собак. Мужчина спускаться за женой не стал, а бабушка - на то она и бабушка, чтобы бросаться в бой за своих внуков - вышла.

- Я сама собак побаиваюсь, - призналась Татьяна Талгатовна. - Но всё равно решила выйти, детей-то надо домой привести! Выхожу, а там... Прямо в подъезде штук пять здоровенных псов! Не пускают меня, еле до домофона дотянулась. Дверь открыла, а там ещё больше собак. Всего я 11 штук насчитала, туда-сюда бегают, одна рычать давай! А у меня ни палки, ничего в руках нет. Ну, подошла та соседка, что с моими внуками стояла, и сумкой их разогнала кое-как. Они убежали и потом вообще ушли из двора. Младшая-то у меня боялась, дрожала, чуть не описалась со страха.

После этой истории Татьяна Талгатовна сделала для себя несколько выводов:
- У нас во дворе столько собак никогда не было, жили две, я и сама их подкармливала у помойки, и дворники их кормят. Теперь не буду. И в домоуправление позвонила, и своим всем знакомым наказала, чтобы не кормили! И детей больше одних гулять не выпущу!

Эта история не единична. То одни наши читатели расскажут, как их девятилетний ребёнок, решивший покормить булочкой бездомную бродяжку в Абрамово, бежал от стаи оголодавших псов аж до общежития «Юность». То другие поведают, как прямо у дверей Универсама-2 безродный пёс ухватил за мягкое место пацанёнка, никакого вреда ему не сделавшего. Пёс поиграть захотел, а ребёнок взвыл от такого «внимания». То от третьих услышишь, что дочка в школу ходить боится через Строительный техникум, потому что там частенько свора собак на люках канализации «тусуется». Девочке кажется, что её непременно покусают, иногда она звонит родителям и в слезах просит проводить её и, конечно, опаздывает в школу.

Сейчас эти своры «игривых пёсиков», обиженных судьбой и людьми бродяжек, два раза в год сбивающихся в агрессивные собачьи свадьбы, никем в Березниках не регулируются. И жаловаться на них некому. Разве что погрызут кого-то всерьёз, тогда полиция обязана будет уничтожить агрессивного пса. Если найдёт.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОПРОСА
В 2014 году полномочия по отлову, содержанию и стерилизации безнадзорных животных, а заодно и средства на эти цели были переданы из муниципалитетов в ведение краевого правительства. Использовать городской бюджет для решения проблемы безнадзорных животных стало строго запрещено, как утверждали городские службы.

Вопросами этими номинально стала заниматься краевая ветеринарная служба. Именно номинально, поскольку ни отлавливать, ни стерилизовать животных на территории нашего города не собиралась, и ни людей, ни техники, ни препаратов на эти цели не приобретала. В оправдание бездействия руководитель краевой службы постоянно говорил, что у муниципалитетов есть-таки право решать эти вопросы.

Муниципалитеты возражали: «А деньги где?» Решить упёртое лбами противостояние мог бы закон, регулирующий эти отношения, который чётко прописал бы, кто и за что несёт ответственность, кому и на что дают средства.

На одном из последних ноябрьских заседаний Законодательного собрания края рассмотрели и приняли в первом чтении проект закона с длинным названием, суть которого сводится к передаче полномочий (и средств на их осуществление) по отлову и содержанию собак на уровень муниципалитетов. Закон приняли, но с большими оговорками, и его сейчас дорабатывает специально созданная рабочая группа.

ДЕНЬГИ И ЗАКОННОСТЬ
Что не устроило краевых депутатов в законопроекте, предложенном губернатором края? В основном суммы, которые должны будут поступать в муниципалитеты.

И правда, что за смешные суммы указаны в приложении к законопроекту? На решение проблемы безнадзорных животных во всём Пермском крае предлагается выделять 5 миллионов рублей в год. Что за сумма, например, 1,4 миллиона рублей в год на решение проблемы безнадзорных животных в Перми? Или 277 тысяч рублей - в Березниках? В те годы, когда еще работала городская программа по отлову и стерилизации безнадзорных животных (2008-2013 гг.), город выделял приюту «Друг» по контракту 2 миллиона рублей на работу с 300 собаками в год. По 6 667 рублей на одну собаку.

В месяц нужно было стерилизовать 25 собак, отчитаться за их отлов, стерилизацию, содержание в течение 10 дней, вывоз на место обитания, оплату труда работникам, покупку медикаментов, оплату электроэнергии и воды, вывоз и утилизацию мусора и медицинских отходов. Только после утверждения отчёта муниципалитет переводил средства за указанное количество «обработанных» животных. На самом деле приют этих собак содержал и больше и дольше, чем было прописано в контракте, но не о том сейчас речь.

Кроме средств вызывает сомнения сам принцип решения проблемы бездомных. Из текста закона неясно, что должны делать муниципалитеты с собаками, пойманными на улицах. Усыплять? Стерилизовать и отпускать обратно в среду обитания? Содержать в приюте?

Эти вопросы сейчас и обсуждает рабочая группа.

Татьяна Зубова, член общественного совета при краевой ветеринарной инспекции, зоозащитник, считает, что закон совершенно сырой и противоречит положениям уже существующих законов РФ.
- Основное, на наш взгляд, нарушение состоит в том, что в Гражданском кодексе на содержание животных после отлова отводится б месяцев, а в документе, который предложили на утверждение в ЗС - только 10 дней, - говорит Татьяна Ивановна. - Субвенции, предложенные в проекте, обеспечивают работу с 10% отловленных животных и рассчитаны только на 10 дней содержания. Мы это оспорили, и аналитическое управление ЗС указало депутатам на эти нарушения.

В краевом законе есть понятие «собака, покусавшая человека или животное», а в законах РФ такого понятия нет. Есть понятие «безнадзорное животное» или «больное бешенством животное». Зачем придумывать какие-то формулировки? Есть Гражданский кодекс, есть закон о некоммерческих организациях, о государственно-частном партнёрстве, и на уровне этих законов можно найти всё, чтобы создать краевой закон, который будет нормально работать. Чтобы не допустить принятие такого сырого, несовершенного закона, нам даже пришлось подключать «тяжёлую артиллерию»: Общественную палату РФ, аналитическое управление Законодательного собрания. Это стоило больших сил.

РЕШАЕТСЯ СЕГОДНЯ
Пока одни зоозащитники, объединив усилия с правозащитниками, следят за работой депутатов (кстати, в рабочую группу Татьяна Зубова приглашает и березниковских зоозащитников, и работников приюта «Друг», контакты есть в редакции), другие работают «на земле». Они и решают по мере сил и возможностей ту проблему, которую никак не может урегулировать власть. Знакомьтесь: жительница Березников Александра Рязанцева, молодой предприниматель, девушке 19 лет, всё свободное время отдаёт поиску и устройству брошенных животных.

- Я знаю, что много людей не остаются равнодушными и помогают как-то решить проблему бездомных животных, - говорит Александра. - Я сама размещаю информацию в сообществах в Интернете, в разных группах о брошенных собаках. Каждый раз откликаются 20-30 человек разного возраста. Пять лет назад я взяла собаку из приюта, потом стала помогать в приюте, а теперь решила сама искать животным дом. Мама моя не разделяет мои взгляды, она считает, что бездомных животных быть в городе не должно, но она понимает и мою точку зрения, с уважением относится к моему занятию. Молодой человек, с которым мы уже два года вместе, не ярый сторонник защиты собак, но если надо помочь, всегда помогает.

На счету Александры пока одна более-менее удачная история. Она нашла хозяев собаке, которую оставили в квартире, уехав из города надолго. Соседи кормили собаку один раз в день и выгуливали её тоже один раз, они, конечно, не дали бы собаке умереть, но ведь животному такой заботы очень мало. Когда наступила зима, собака стала замерзать - в оставленной квартире не было стекла в одной из комнат. Эту собаку удалось пристроить. Сейчас девушка решает судьбу больной исхудалой псины, которая нуждается в лечении. Собака постоянно перемещается, её сложно отыскать, хотя уже найдены средства и люди, готовые взять на себя заботу о животном.

И Татьяна Зубова, и Александра Рязанцева видят возможность решения проблемы безнадзорных животных примерно одинаково. Схема должна выглядеть так: животное отлавливают, помещают в карантин, проводят санитарную обработку, стерилизуют.

Агрессивное или больное животное по решению специальной комиссии усыпляют, а остальных после санобработки и стерилизации выпускают в привычную среду обитания. Мелких, породистых, не социализированных животных помещают в приюты, которые получают субсидии по закону об НКО, и ищут им хозяев. Ну, и обязательно нужен разумный налог, который будут платить владельцы собак, чтобы люди более ответственно относились к вопросу: взять щенка или не взять его; и не выкрадывали животное, когда надоест.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ ЛЮДЯМ?
Ждать принятия закона. С нового года всё может улучшиться.


Автор – березниковский журналист
Опубликовано: местное издание "Березниковский рабочий"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс