Наука быть свободным

Однажды давным-давно, когда ещё свирепствовал Берхер, Ваш корреспондент, обсуждая с заезжим федеральным репортёром тяготы и лишения общественной жизни в Березниках под пятой «Березниковского характера», предсказал: в конце концов, через некоторое время Березники станут самым свободным городом в России. Как максимум – вся общественная жизнь в любимом городе станет самой свободной, а как минимум – самой свободной станет березниковская пресса. Долго ли, коротко, а прогноз Вашего корреспондента, как обычно, сбывается.

Нет-нет, строго – с научной точностью – говоря, о свободной прессе в Березниках говорить ещё рановато. Просто потому, что свободе надо учиться, не такая она простая штука, да и пресса – это вам не просто так, а требует профессионализма. Однако первые признаки уже можно наблюдать. Например, не так давно вся березниковская пресса, а следом и пермская сообщила новость, что в Березниках произошло ДТП с участием топ-менеджера «Уралкалия». Фамилию не помню, да оно и неважно, потому что ключевым моментом во всех заголовках и текстах новостей было именно это: топ-менеджер «Уралкалия».

Говоря откровенно, с профессиональной точки зрения сработано всё ужасно непрофессионально. Потому что: ДТП происходят ежедневно, в них попадают совершенно разные люди, с какой стати акцентировать внимание читателей на месте работы и должности участника ДТП? Более того – делать именно это (место работы и должность) главным содержанием в новости – с чего бы? Что они, топ-менеджеры калийной компании – не люди, а небожители какие, не писают, не какают, в ДТП попасть не могут?

Ещё можно понять медийщиков, когда рождаются новости про правоохранителей, мол, случилось ДТП, в котором виновником был гаишник. Потому что это нонсенс, когда нарушителем оказывается человек, чья обязанность - контролировать порядок на дорогах. Они (гаишники) – тоже, конечно, люди, однако в случае ДТП речь идёт об их профессиональной компетентности (а как следствие, о компетентности всей ГИБДД). Про случай с топ-менеджером «Уралкалия» этого сказать нельзя.

И ладно бы топ-менеджер стал перед гаишниками пальцы веером гнуть, мол, я из «Уралкалия», сейчас вам всем по фуражкам настучат. Или правоохранители, узнав о месте работы и должности, нарушителя, вытянулись бы во фрунт и нарушителя отпустили бы с миром. Это тоже было бы информационным поводом, поскольку речь шла бы о равенстве всех перед законом. Однако, как можно судить по сообщениям березниковских и пермских изданий, ничего такого не было, а попытка нарушителя уладить дело несколькими купюрами (может, и не было такого, но мне так запомнилось, если что – прошу прощения) не выходит за рамки обычного поведения рядового нарушителя в аналогичной ситуации. Ну и какая причина кричать, мол, топ-менеджер, мол, «Уралкалия»? Непрофессиональный подход.

Почему, например, в сообщениях о ДТП, преступлениях, происшествиях не уточняется, мол, виновник – слесарь-мотальщик «Ависмы» или санитар-анестезиолог Второй горбольницы? Потому что к сути это отношения не имеет, но делает участниками происшествия/преступления/ДТП большую, что называется, неопределённую группу людей, которые абсолютно невиновны, ни сном ни духом. Уж журналистам, на которых на всех лежит печать неблаговидной репутации, заслуженной несколькими… хм… козлами, этого не знать.

Если при этом вспомнить, что совсем недавно – это известно 99 % работающим ныне в Березниках журналистами – каждое упоминание (в любом контексте) «Уралкалия» требовало согласования с «Уралкалием»… И этому правилу послушно следовали березниковские и пермские СМИты… Пермские – из-за денег, бо такое правило устанавливалось рекламно-информационные соглашениями с калийной компанией. а березниковские – не столько из-за денег, сколько из страха… Может, и пермские – из страха, но тут достоверно сказать не могу, а вот про колоссальное психологическое давление, которое испытывали березниковские журналисты могу рассказать многое… Если это вспомнить, то радостное информирование читателей, что в ДТП попал не кто-нибудь, а топ-менеджер «Уралкалия», выглядит… по-лакейски, что ли.

Кстати, годом или двумя ранее в Березниках случился инцидент – звезда уралкалийного телевидения (оно же - ТВ «Березники») стал главным персонажем скандала в ночном супермаркете. Причём звезда кричал, мол, не знаете, с кем связались, и всё такое. Для пермских медиа, конечно, сюжет мелковат, но для березниковских – как раз то, что надо. Однако о березниковские СМИ стыдливо промолчали, лишь «Березники Вечерние» по прошествии времени решились рассказать о скандале под видом читательского письма. Кстати, те, кто допустил этот текст к публикации, были вскоре из «Вечёрки» удалены. Ибо тявкать на «Уралкалий», пусть даже не впрямую, а косвенно, – да ну его нафиг.

Теперь, наконец, березниковские медиа уяснили, что можно тявкать без каких-либо последствий для себя. Свобода-а-а-а!!! Однако, повторю, свободе тоже нужно учиться. И демонстрация собственного вольнолюбивого бесстрашия перед огромной корпорацией через мелочный укол – лакейство, а не свободомыслие. Мелкая мстя за годы раболепства и угодничества. А с точки зрения нашего ремесла это, повторю, – просто непрофессионализм.

Впрочем, снова повторю, этот пример непрофессионализма является также и признаком того, что березниковская пресса движется к качеству свободной прессы. Вот и на минувшей неделе те же «Березники Вечерние» опубликовали карту подземных выработок «Уралкалия», появившуюся лет шесть или семь назад на Березниковском Форуме.

Материальчик, конечно, староватый, жилистый, но! Но лет шесть и ли семь назад ту же карту опубликовала газета «Неделя.RU» и скандал разразился знатный, вплоть до опровержений с трибуны Городской думы, по телевизору (в передачах ТВ «Березники») и в газетах т.н. «калийного пула». Служба безопасности «Уралкалия» охотилась за экземплярами «Недели.RU» с этой картой более рьяно, чем царская охранка за газетой «Искра». А теперь – ничего особенного, опубликовали и опубликовали. На фоне нового провала и скандалов по поводу «Дворянского гнезда» увеличили продаваемость своей газеты (для «Вечёрки» розничные продажи – существенная часть бюджета). И даже комментарий у бывшего мэра Березников Андрея Мотовилова, пребывающего ныне в помощниках у Юрия Трутнева на Дальнем Востоке, умудрились взять.

Нормальный бизнес-ход издания, занятого медиа-бизнесом, без политического давления. Нормальный ответ предприятия на массовый спрос потребителей. Важный этап к становлению прессы как прессы свободной. Озадаченной и обеспокоенной лишь одним – интересом читателей.

Эдак, глядишь, спустя какое-то время научатся не только потребителя чужими – добытыми индианами джонс и ларами крофт с Берфорума – раритетами угощать, а и собственную свежатинку готовить. А там и профессиональных навыков накопят. Профессионализм в нашем, журналистском бизнесп, не менее важен, чем свобода. Ну, может быть, не у нынешнего поколения пишущих/снимающих это получится (ученье журнализму трудно, как всякое профессиональное обучение), но зато есть большой шанс, что это получится у поколения следующего. Приятная надежда.


Автор – шеф-редактор проекта «Иная газета»
Персональный блог Андрея Лучникова на Blogber
Блог Андрея Лучникова в Живом Журнале
Литературные произведения Андрея Лучникова

Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданские свободы

Школа Лучникова