Заново рождённый

Не совсем обычный, но очень значимый юбилей отмечает АВИСМА на этой неделе. Ровно 60 лет назад, 8 августа 1954 года, на заводе был получен первый послевоенный магний. Впервые после девятилетней остановки, глобальной реконструкции и капитального строительства нового производства завод, наконец, заработал.

По существу, это было второе рождение предприятия. Березниковский магниевый завод был остановлен в конце 1945 года из-за нехватки энергомощностей. Запущенный в военное время, он строился наскоро, без вспомогательных цехов и капитальных труб, в деревянных корпусах не раз вспыхивали пожары, то и дело отключалась электроэнергия. Но свою задачу по выпуску магния в годы войны завод выполнил.

В 1946 году нарком цветной металлургии СССР П.Ф. Ломако поручил Гипроалюминию рассмотреть целесо- образность реконструкции Березниковского магниевого завода на базе применения новой техники. Учёные пришли к выводу, что эксплуатация предприятия при существующем оборудовании действительно невозможна. Тогда и было принято решение о коренной реконструкции завода, которое на долгое время предопределило дальнейшую судьбу БМЗ.

Вышло постановление о «базе особых поставок». С июня 1946 года на завод начало поступать трофейное оборудование с двух германских магниевых заводов, изъятое в рамках контрибуции. Эшелоны в 50-70 вагонов прибывали практически ежедневно, оборудование и материалы разгружались на любых свободных площадках как на территории завода, так и вне её. Вагоны стояли вплоть до Кизела, тогда их прибыло 2400.

Евсей Красиков (из воспоминаний): «Вагоны приходили так часто, что их просто не успевали разгружать. Электролизёры привезли с футеровкой, тонн по сорок каждый. Все было хорошо упаковано, с надписями на немецком языке, но с переводом. Видимо, там, в Германии, при демонтаже присутствовали наши специалисты. Много было различных материалов и оборудования - киповское, лабораторное, воздушно-компрессорное... Даже рельсы привезли. Поступило и прессовое оборудование, которое мы передали в Верхнюю Салду. Кто бы мог тогда подумать, что через полвека Березниковский и Верхнесалдинский заводы объединятся в мощную металлургическую корпорацию!»

Проект реконструкции БМЗ предполагал максимальное использование военных трофеев и включал несколько этапов. Первый - перенос в Березники прессового цеха и строительных металлоконструкций магниевого завода из Германии. Второй - сооружение натриевого цеха производительностью 400 тонн в год.

С учётом самой современной для того времени техники намечалось годовое производство не только 4 тыс тонн магниевых сплавов, но и 5,5 тыс тонн прессованных изделий. Внедрялась усовершенствованная технология подготовки сырья, на второй стадии обезвоживания карналлита применялись электрические печи, для футеровки ванн использовались высококачественные огнеупоры, для выборки металла - вакуумные ковши. Планировался самый современный способ получения слитков на немецких литейных конвейерах «Тютенгус». Сооружение двух дымовых труб высотой 120 м и установка современных газоочистных устройств должны были обеспечить коренное улучшение условий труда.

Однако окончательное решение о новом техническом проекте первой очереди БМЗ было принято только в 1950 году. У проекта нашлись серьёзные противники в Управлении капитального строительства Министерства цветной металлургии СССР. В целях экономии они отвергали коренную реконструкцию предприятия и настаивали лишь на простой реконсервации завода. Но руководители Березниковского магниевого твёрдо отстаивали свою позицию.

«Говорить о реконсервации завода могут только работники, ни разу не побывавшие на заводе и бюрократически оценивающие его состояние по голым цифрам капиталовложений. Основные средства завода за годы эксплуатации и двухлетнего простоя настолько износились, что стоимость их сейчас составляет не более 25% сметной. Считаем такую позицию в отношении БМЗ недопустимой и даже антигосударственной», - писал директор завода Д. М. Бачурин главному инженеру Главалюминия А. И. Железнову.

Немало споров возникло по поводу конструкции трофейных электролизёров. Представители Гипроалюминия и ВАМИ настаивали на использовании ванн старой конструкции, заявляя, что малые ванны Акенского магниевого завода из Германии не подойдут к гнёздам советских ванн, а переделывать ради этого подземную часть цеха слишком дорого и долго. Лишь когда немецкие электролизёры с успехом прошли испытания на Соликамском магниевом заводе и свободно уместились парами в гнёздах старых ванн, руководство Главалюминия изменило свою точку зрения 1949 год. В феврале утверждено, наконец, проектное задание по замене конструкций военного времени и расширению БМЗ; в марте на завод приходит новый главный инженер - Моисей Эйдензон, опытный специалист, 15 лет отработавший в этой должности на Соликамском магниевом заводе; в апреле директором БМЗ назначается Клавдий Циренщиков, с именем которого связаны самые значимые этапы становления предприятия.

Ветеран предприятия Зоя Устюгова, пришедшая на завод в декабре 1951 года молодым инженером, вспоминает, что одновременно со строительством цехов строилось жильё в городе для работников предприятия. Уже в марте 1952 года ей вручили ордер на новую квартиру в доме с видом на Треугольный сквер. Сквер уже был, но деревья в нём были совсем маленькими…

А вот с транспортом на завод было трудно: тогда ещё не было ни троллейбусов, ни автобусного маршрута, и работников возили на завод «антилопы» - крытые грузовики со скамейками в кузове.

Прибывавшие специалисты в ожидании пуска завода становились кураторами по приёмке объектов, добиваясь строгого соответствия проекту. Зою Устюгову оформили начальником смены в строящийся цех №3 (электролизный).

Зоя Устюгова: «Первый опыт у меня был такой: начальник цеха Евсей Дмитриевич Красиков послал меня к подрядчикам, в «Проммонтаж» принимать катоды. Это была солидная организация, а тут пришла какая-то девчонка. Нашла я их начальника - Радевича, говорю: «Я прошу выделить мне человека, который бы помог мне проверить качество катодов». Он: «Что такое? Никогда не проверяли». Я молча повернулась, пошла и сама нашла место, где они лежали. Потом вернулась к нему и говорю: «К сожалению, я у вас половину катодов забраковала. Я на них мелом написала «брак». С тех пор Радевич, как в городе меня встречал, всегда приветствовал: снимет шляпу, а я ему воздушный поцелуй пошлю. Посмеёмся и разойдёмся».

О Красикове, бывшем в 1951-54 годах начальником строящегося 1 корпуса цеха электролиза магния, Зоя Сидоровна вспоминает очень тепло. «Он был строгий, но справедливый, - рассказывает она. - Любил точность. Не знаешь - спроси, а знаешь - говори. Говорит мне как-то: «Зоя, а если я вас разбужу посреди ночи и спрошу, сколько слоёв кирпича должно быть в каналах ствола в подвале электролизёра, вы ответите?» - «Сразу не отвечу, - говорю, - но записная книжка у меня всегда около сердца. А теперь и на ночь под подушку буду класть».

Красиков возглавлял строительство цеха №3 и монтаж электролизёров. Технический руководитель - Иван Горбань. Как гласит справка, непосредственное участие в пуске возрождённого производства принимали также начальники хлорной компрессорной Исламов, начальники смен Бойко, Голубев, Кириленко, Киселёв, Смагин, Устюгова, мастера Кузьменко, Максименко, Мухаметзянова и другие.

В апреле 1954 года, как было предусмотрено планом, пуск не состоялся. Задержка произошла из-за строительно-монтажных недоделок и обнаруженных при пробном пуске крупных дефектов в строительстве.

Александр Голубев, ставший позднее кавалером ордена Трудового Красного Знамени и лауреатом Государственной премии СССР за разработки в области металлургии, приехал в Березники летом 1954-го, как раз перед пуском завода.

Александр Голубев: «Пуск первой ванны был намечен на 5 августа. Все бегают, суетятся, готовятся к этому торжественному событию. А для меня, ещё не работавшего на прямом производстве, пуск ванны стал незабываемым зрелищем. До сих пор помню, где она стояла, и клубы дыма при заливке расплава... Неразберихи хватало, но ванны входили в строй одна за другой. Мы даже не представляли себе, как это непросто – раскрутить такую махину! Нагрузку поднимали медленно, в преобразовательном цехе стояли ещё довоенные мотор-генераторы. А электролизёры были с верхним вводом анодов, маленькие, на 40 кА».

Подовые печи с выпуском газов через временную трубу включили 26 июля. В тот же день начался разогрев двух шахтных электропечей. 28 июля приступили к заливке и разогреву первых пяти электролизёров. 6 августа в 3 часа утра включили в сеть постоянного тока первые 4 ванны.

Зоя Устюгова: «Когда впервые дали ток и электролизёры заработали, то открытие цеха отметили очень скромно. В транспортном коридоре цеха собрались начальники цехов, сказали речи, похлопали. Пуск проходил очень напряжённо, не до этого было».

После пуска электролизёров было выявлено много недоделок, в том числе и крупный просчёт проектировщиков: в шинопроводе обнаружились огромные потери напряжения и мощности. Поэтому первый товарный магний был получен лишь в октябре. И всё-таки начало августа 1954 года, когда был сдан в эксплуатацию 1 корпус цеха электролиза и заработали электролизёры, без преувеличения можно считать вторым рождением завода. С тех пор, вот уже 60 лет, завод ни на минуту не останавливался, давая стране такой нужный «крылатый» металл. А к 1960 году к нему прибавился и титан.


Опубликовано: газета «Металлург» (г. Березники, Пермский край)
фото Риммы Колоснициной и из архива музея АВИСМЫ
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история