Театр должен быть разным

Текст: Ирина Гросу

Все горожане, не равнодушные к искусству, хорошо знают имя Дениса Кожевникова, художественного руководителя Березниковского драматического театра. На днях мы отпраздновали Всемирный день театра и в честь этого события пригласили режиссёра к нам в гости.

- Денис Владимирович, вы работали в качестве главного режиссёра в разных театрах нашей страны, наш театр возглавляете уже третий сезон. Как вам кажется, в чём специфика БДТ?
– Сейчас складывается счастливая ситуация как для нашего театра, так и для его любителей. Мы взяли курс на привлечение в труппу молодых артистов. Для нас было очень важно, чтобы молодёжь не уезжала в другие города, и для этого, прежде всего, было важно решить вопрос о развитии, дальнейшем образовании молодых артистов. Благодаря поддержке городской администрации, в этом году при театре набран курс актёров театра драмы Пермской академии культуры и искусства, и ребята сейчас получают высшее образование. Помимо этого, труппа пополнилась молодыми артистами, сейчас у нас в коллективе 80 процентов молодёжи, и замечательно, что представители старшего поколения нашли с ней общий язык. Уверен, что сейчас начинается новая история нашего театра.

- Вы режиссёр-постановщик нескольких спектаклей, которые увидели березниковские зрители – «Леди Макбет Мценского уезда», «Вагончик мой дальний», «В тени виноградника», «Строгановы», «Волшебное кольцо». Что вы считаете своей творческой удачей?
– Несколько некорректный вопрос. Это всё равно, что у родителей спросить: какого ребёнка вы больше любите, какой у вас получился лучше? Все спектакли мне по-своему дороги, это часть моей жизни, размышлений, поисков. Они все разные, я надеюсь. Очень не хочется стать режиссёром, который от спектакля к спектаклю повторяется в своих приёмах и мыслях. А ещё, будучи художественным руководителем театра, очень важно не замыкать все постановки на себе, ставить всё самому, есть такая беда у нашего брата-режиссёра. Но мы стараемся от этого уходить, приглашаем режиссёров либо с именем, либо молодых, творчески интересных, уже успевших проявить себя, таких, как Андрей Шляпин, который поставил у нас уже два спектакля, сейчас готовит третий. В течение театрального сезона как минимум четыре раза приглашаем режиссёров из других городов.

Разнообразие репертуара – тоже мой принцип работы. Как правило, город с численностью менее 200 тысяч человек имеет один театр. Нам многие могли бы позавидовать – у нас целых два. И всё же нам важно предложить горожанам выбор, ведь у каждого человека есть свои жанровые и эстетические предпочтения. Кто-то любит комедию, кому-то необходимо получить пищу для размышлений, а кто-то стремится найти поддержку в сложных житейских ситуациях или вопросах. Поэтому театр должен быть разным.

- Вы руководитель театра, а значит, вам приходится быть менеджером. Не мешает ли это вашему творческому самовыражению, не приходится ли из коммерческих соображений порой наступать на горло собственной песне?
– Приходится. Но ничего противоестественного я в этом не вижу. Человеку всегда в жизни нужно «делить» себя. В семье бывает по двое-трое детей, каждому необходимо уделять внимание, кто-то делит себя между работой и семьёй и так далее. Так и в моей жизни нужно сочетать два разных образа мышления: менеджерский, экономический и творческий.

- Получается?
– Об этом пусть лучше судят другие.

- Знаю, что у вас есть планы по дальнейшему обустройству здания театра. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– У нас в цехах трудятся совершенно уникальные люди: столяры, бутафоры, швеи, но работают они в сложных условиях, в подвале, который периодически затапливает. Не хватает оборудования, площадей, на которых можно создавать декорации, шить костюмы. Городская администрация с пониманием относится к проблеме, и уже выделены средства на строительство пристроя на территории театра, где мы планируем разместить производственно-складской комплекс. В дальнейшем мы бы хотели работать в полностью реконструированном здании театра, так как сейчас специфика сцены не вполне соответствует профессиональным требованиям.

- Насколько я понимаю, здание целиком принадлежит театру?
– Не совсем так. Здесь попрежнему продолжает работу Школа-театр балета, размещается культурно-деловой центр. Мы сейчас все ютимся в одном здании. Хорошо, что у руководителей города есть желание обеспечить все коллективы достойными помещениями, где можно будет работать и развиваться. А оперативное управление зданием с 1 января этого года действительно перешло к театру, мы отвечаем за все коммунальные и хозяйственные вопросы.

- Это не мешает? Идёт творческий процесс, а приходится думать об исправности труб…
– У нас сильная команда, у меня профессиональные заместители. Конечно, когда что-то обустраивается, нужны время и опыт. Не скажу, что всё идёт без сучка, без задоринки, но уверен, что с каждым годом нам будет всё проще. Система постепенно налаживается.

- В этом году вы устраиваете обмен гастролями с Пермским театром юного зрителя. Расскажите об этом проекте.
– Такая практика – гастроли театров по стране – повсеместно существовала ещё в советские времена, и сейчас она, к счастью, возрождается. На краевом и федеральном уровнях для этого предоставляются гранты. Наш театр и Пермский ТЮЗ подали заявку и выиграли конкурс, для проведения гастролей нам выделены краевые средства. Благодаря этому пермские зрители смогут увидеть наши спектакли, о которых пока только читали в прессе, – «Строгановы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Как вам это понравится» и спектакль для детей «Пашка-факир». А пермяки привезут в Березники «Большую Советскую Энциклопедию», «Контакт», «Синий платочек», «Клочки по закоулочкам». Думаю, что такой опыт будет полезен актёрам и придётся по душе зрителям.

- А когда вы снова нас порадуете как режиссёр-постановщик?
– Это случится осенью, к открытию будущего театрального сезона. Мы готовим спектакль по мотивам произведений Гоголя. Он будет называться «Скучно жить на этом свете, господа». Пусть никого не вводит в заблуждение такое название. На самом деле спектакль должен получиться весёлым, в его основе «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Уже идут репетиции.

- Как вам кажется, в чём особенность деятельности театра в провинциальном городе?
- Думаю, что значение театра всегда одинаково – и в маленьком городе, и в большом. Чем старше я становлюсь, тем важнее мне кажется значение культуры в жизни общества, страны. Творческое начало развивает в человеке созидательные способности, большая часть общественных проблем – это следствие пренебрежительного отношения к культуре. Но в провинции роль театра становится более значимой, ведь здесь нет больших возможностей для развлекательной индустрии, как в той же Перми, поэтому путь в театр для горожанина, на мой взгляд, становится гораздо короче. И если этот путь перекрывается, если театр находится в неблагополучном состоянии, если спектакли идут редко или они недостаточно высокого качества, то жизнь в городе становится невыносимой. Возможно, и по этой причине люди уезжают.

- А театр, по-вашему, может изменить жизнь людей в Березниках?
– Мне кажется, это уже происходит. Когда проходила первая театральная весна, приехали критики и рассказали, что не могли найти к нам дорогу. Никто из встреченных горожан не мог сказать, где находится театр. Но сейчас, особенно после фестиваля «Постефремовское пространство», уже сложнее найти человека, который не знает, где искать драматический театр. И если молодые люди стали больше времени проводить в театре, чем в клубе, значит, какие-то изменения уже случились. Вчера отмечался Всемирный день театра, и я поздравляю всех с этим общим для нас и наших зрителей праздником. Когда мы встречаемся на сцене и в зрительном зале, происходит некое единение, нечто, не объяснимое словами. Если зрители, уходя со спектакля, говорят – мой театр, то это, безусловно, их праздник. Хочется, чтобы театр развивался, и у березниковцев была возможность получать незабываемые впечатления от наших спектаклей.


Опубликовано: газета «Березникоский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство